30
31
АВТОЛЮБИТЕЛЬНегерметнчный кузов — это так неприятно: по салону гуляют сквозняки, грязь и вода портят вещи и обивку, металл подвергается атакам коррозии. Создатели «жигулей» предусмотрели все возможное, чтобы обеспечить достаточное уплотнение «опасных» мест при помощи специальных мастик, резиновых заглушек и уплотнителей. К аждая готовая машина испытывается на герметичность в дождевой и пылевой камерах, и любая неплотность кузова будет замечена бдительным ОТК и устранена. Однако со временем, при нарушении регулировки положения дверей и крышки багажника иногда сбиваются швы уплотняющей мастики и открывают дорогу воде, а резиновые уплотнители могут деформироваться или повредиться. И тогда в салон или багажник начинают проникать пыль, вода, холодный воздух. Особенно неблагополучны в этом отношении автомобили, кузова которых ремонтировались после аварии. По просьбе читателей мы попросили специалистов Волжского автозавода рассказать, к акв этом случае своими силами поставить в «жигулях» надежный заслон воде и пыли. Слово инженерам отдела кузовов Управления главного конструктора ВАЗа Льву Ивановичу ВИХКО и Людмиле Михайловне КОЛЕСНИК. Проходят месяцы, складываются в годы. И вы замечаете, что ваш автомобиль стал не таким «сухим», к ак был еще не столь давно, в салон проникает пыль, появились сквозняки. Вы не столкнетесь с такой неожиданностью, если в процессе эксплуатации будете следить, не скапливается ли в отдельных местах салона и багажника влага и грязь, и сразу восстанавливать герметичность. Как проверять? Все практически возможные места проникновения воды, в том числе такие, к ак углы коробки воздухопритока и уплотнители стекол (где течь в общем-то редка), показаны на рис. 1. Направляйте на кузов в «подозрительных» зонах несильную струю воды из шланга, а ваш помощник пусть внимательно следит внутри машины, не появляется ли она в салоне. Технология проверки хорошо описана в «Клубе» («За рулем», 1972, № 8), где говорилось о герметичности кузова «Москвича». Здесь для начала напомним, что поливать «подозрительное» место надо 2 — 3 минуты — вода не всегда идет кратчайшим путем и иногда появляется лишь после того, к ак накопится во внутренних полостях и «карманах». В качестве герметика отлично подойдет невысыхающая оконная замазка,продающаяся в хозяйственных магазинах. Перед ее нанесением обязательно надо хорошо очистить от пыли и просушить обрабатываемые поверхности. Приступим к работе. Сначала о воде в салоне. 1. Уплотнители дверей. Прежде всего проверьте и, если нужно, отрегулируйте положение дверей (как это сделать, было рассказано в майском номере журнала за 1973 год). Если пришлось заменять дверь, проследите, чтобы зазор между ней и фланцем кузова при снятом уплотнителе был 10—12 мм по всему проему. А устанавливая уплотнитель, промажьте место его соединения с фланцем клеем № 88, к ак показано на рис. 2. При проверке направляйте шланг на зазор между дверью и кузовом (позиция 1 на рис. 1). Заметили течь из-под канта уплотнителя на отдельном небольшом участке — снимите его в этом месте с фланца, обожмите края и вновь посадите на место, используя клей № 88. Если вода проходит по переднему торцу двери, достаточно вклеить резиновую полоску толщиной 2—3 и шириной 10—12 мм по всей длине пропускающего участка между трубчатой частью уплотнителя и стойкой кузова. Чтобы загерметизировать форточку, можно на 1—2 мм отогнуть внутрь кузова запорную скобу ее поворотной ручки и тем усилить натяг. Обычно этого достаточно. Обратите внимание и на сливные отверстия в нижней части уплотнителя ив двери снизу — они должны быть чисты. 2. Отверстия в полу. Эти технологические отверстия, симметрично расположенные на правой и левой стороне пола кузова, закрыты резиновыми заглушками. Систематически осматривайте днище. Обнаружите, что утеряна какая-либо из пробок — поставьте новую или тщательно заклейте отверстие сверху кусочком листовой резины на клее № 88 и закройте ковриком. 3. Отверстия в боковой панели «передка». Третьей причиной появления воды под ковриками пола (о двух мы только что рассказали) может быть неплотность в боковой панели «передка». Контроль в этом случае непрост. Снимите боковую обивку и термоизоляционную прокладку. Д ля этого нужно аккуратно вынуть два держателя обивки и отогнуть верхнюю металлическую скобу под панелью приборов. Теперь, направляя струю воды в зазор между передним крылом и рамой ветрового стекла, проверьте, не появляются ли капли внутри кузова из-под хомутов, крепящих пучок проводов, и изпод резиновой заглушки провода антенны (позиция 3 на рис. 1). Место течи нужно хорошо покрыть замазкой. Следует периодически очищать отверстие в нижней части крыла (рис. 3) из кармана, образуемого внутренней панелью и крылом около резинового уплотнителя, чтобы вода стекала наруж уи не скапливалась. Можно поступить проще, даже не прибегая к проверке, — сразу ликвидировать доступ воды в кузов. Для этого в зазор между крылом и рамой лобового стекла вклеиваем полоску из губчатой резины сечением 3—5 на 15—16 мм. Широкие стороны предварительно промазываем клеем № 88, а верхнюю кромку заправляем заподлицо с кузовом. Замазка здесь не поможет, так как летом30 и пылибудет плавиться и стекать под крыло. Можем сообщить, что завод ведет работу по дополнительной герметизации этой зоны. 4. Углы коробки воздухопритока. Течь здесь может появиться, когда отошла мастика, которая была нанесена при изготовлении вашей машины в задних углах коробки (рис. 4). Прижмите мастику (если она отошла) пальцами или нанесите достаточный слой замазки, а затем проверьте это место струей воды из шланга. Обязательно очистите сливную трубку с левой стороны коробки. И все — вода в кузов не пройдет. 5. Уплотнитель лобового стекла. Здесь требуется особо тщательный подход. Начинайте проверку, направляя струю воды на место, где уплотнитель прилегает к кузову и стеклу, в нижних углах (отдельно для каждой стороны). Если из-под панели приборов вода не течет внутрь, постепенно поднимайте зону падения ее до верхних углов. Так вы найдете слабое место, а найдя — отогните край уплотнителя, заложите между резиной и металлом замазку непрерывной «колбаской» (рис. 5) и «примажьте» ее пальцами. Несколько общих замечаний по пунктам 1—5. Сырость на ковриках и под ними — не обязательно следствие негерметичности кузова. Вода и грязь могут попасть в салон с грязной или плохо очищенной от снега обуви, при неаккуратном мытье обивки и ковриков. Поэтому, садясь в автомобиль, тщательно вытирайте ноги. Делая уборку в салоне, не лейте воду — мойте обивку и коврики мыльной пеной и слегка смоченной губкой и тщательно осушайте затем отжатой губкой. Целесообразно периодически хорошо проветривать полость под ковриками, открыв все двери, приподняв коврики и подложив под них какие-либо планки. А как быть, если вода попадает в багажник? Места ее возможного проникновения показаны на рис. 1 позициями j6—9. Разберем каждую причину отдельно и найдем способы «лечения».Рис. 1. Места возможного проникновения воды в кузов: 1 — уплотнители дверей; 2 — отверстия в полу; 3 — отверстия в боковой панели «передка»; 4 — отверстия в коробке воздухопритока; 5 — уплотнение лобового стекла; б — крышка багажника; 7 — прокладка заднего фонаря; 8 — уплотнение заднего стекла; 9отверстия для держателей молдингов. Рис. 2. Уплотнение дверей. Стрелкой показана зона нанесения нлея. Рис. 3. Отверстие зано стрелкой). для стока воды (покаРис. 4. Уплотнение коробки воздухопритока. Стрелной показано место нанесения замазки. Рис. 5. Уплотнение лобового и заднего стекол. Стрелкой показана зона нанесения замазки. Рис. 6. Контроль и устранение течи в багажнике: 1 — промазка мелом; 2 — нанесение замазки. Рис. 7. Герметизация отверстий в держателях молдингов (левое заднее крыло ВАЗ—2103): 1 — молдинг боковины; 2 — горизонтальный молдинг на крыле; 3 — молдинг на нише колеса. Штриховкой показан слой замазки. Рис. 8. Место проникновения пыли (отмечено стрелкой) через гофр на уплотнителе крышки багажника.31