гновостиСОБЫТИИ ""^53VKTEIсоюз сДоговоры осодружествеавтозаводас научно-исследовательскими и учебными институтами , т акие , к аку ЗИЛа с НАМИ и МГУ, получают все большее распрос транение . Успешно сотрудничают стар ейшиепредприятияивузы — объединение ГАЗ иГорьковский политехнический институт им. А. А. Жданова. Совместные работы обеспечивают быстрейшее внедрение в производство достижений науки, способствуют одновременно становлению молодых специалистов. К афедры литейного производства и электропривода, автоматизации промышл енныхустановок ГПИ ведут на заводе совместно со специалистами конструкт орско - э кспернментального отдела догов орныеработы по изготовлению блока двигателя методом литья под давлением, с озданиюивнедрению электрообор удованияиспытательных стендов с высоким коэффициентом полезного действия. К этим работампривлекаются студенты. В планахсодружества — с оздание на автозаводе специальных институтских лабораторий , где нарядус насущными вопросамипроизводства будут решаться проблемы завтрашнего дня.мейства грузовиков для Камского автозавода. Конструкции автомобилей первой очереди КамАЗа зиловцы совместно сярославскимимоторостроителями разработали досрочно итеперь обязуются, т акже досрочно, з акончить межведомств енныеиспытанияи полную отработку седельныхисамосвальныхтягачей марки «КамАЗ». В целях ускоренноговнедрения достиж енийнаукиитехникив производство иувеличения на этой основе мощностей по выпускупродукциивысшегокачества ЗИЛ проведет в сотрудничестве с 50 НИИ ивузамикомплексмероприятий по сов ершенствованию технологических процессов, в недрению прогрессивного оборудования и улучшению организации производства. За счет этого мощности по выпускугрузовых автомобилей в 1975 году превысятпроектные показатели на 5тысячмашин . У совершенствованиемконструкции деталей, узлов, а грегатовмашини технол огических процессов зиловцы обязуются довести пробег ЗИЛ —130 без капитального ремонта до 300 тысяч километров, а двигателей — до 250 тысяч.368 СТРАНИЦ О «ЖИГУЛЯХ»Издательство ДОСААФ в конце прошлого года выпустило второе, переработ анноеизданиекниги Л. П. Шувалова «Автомобиль «Жигули». Ее объем по сравнениюспервымизданием увеличился на 52 страницы — г лавным образом в связи с введением раздела, посвященного модели ВАЗ — 2103. Как и предшественница, новая книга вышла тиражом 300 тысячэкземпляров . Если учесть, что летом нынешнего года сконвейерав Тольятти должен сойти двухмиллионный ВАЗ, то такого количества в принципе достаточно, чтобы обеспечить (с учетом библиотек) всех владельцев «жигулей». Р абота Л. П. Ш уваловазнакомит читателей с устройством автомобилей «Жигули», дает необходимые рекомендации по выполнениюрегулировочных работ и содержит значительное количество инф ормации , полезной для владельца маш ины . В частности, в ней приведены данные по резьбовым соединениям и моментам их затяжки , топливу, маслам и другим жидкостям, н ужным для эксп луатации , а такжетаблицы подшипников качения , с альниковиэлектрических ламп, п рименяемых на «жигулях». Издательство ДОСААФ выпуском второго издания книги омашинах Волжского автозавода оказалобольшую услугу автолюбителям, в рядах которых влад ельцы ВАЗов составляют уже значительную часть.ДЛЯ КамАЗаКонвейеростроительный завод во Львове, один из крупнейшихв стране, о тправилвпрошедшем году в Набережные Челны около 15 километров подвесных дорог, п редназначенных для литейных имеханосборочных цехов. З аказ КамАЗа львовскиемашиностроители выполнили досрочно ис высоким качеством работ. Грузонесущие конвейеры имеют государственныйЗнаккачества . В 1975 году львовянерешили добиться государственного Знака качества на подв есныетранспортныелинии для КамАЗа. Псковский завод «Автоэлектроарматура» н ачализготовлять детали электрооборудования длямашин Камского автозавода. Эта арматура монтируется на автомобилях значительно легче, чем обычно: п ривычныевинтовые соединения заменены штеккерными , что позволяет зак реплять , н апример , реле в считанные секунды. Теперь удобнее стало и снимать деталь, п отребовавшуюремонта , — ш оферу не нужны ни ключ, ни отвертка. Первую тысячукомплектов электроарм атурыпсковитяне уже отправили на КамАЗ. В комплект входят реле стартера, п редохранитель , п ереключатель , другие детали. Вскоре к этим комплектамприбавится еще система «термостарт» для быстрого пуска двигателяв мороз — при помощи этой системы подогревается дизельное топливо. Псковский завод до конца года отправит вНабережные Челны еще четыре тысячи комплектов электроарматуры.ЛИДЕРЫ АВТОСПОРТАПрезидиум Федерации автомобильного спорта СССР утвердил десятки сильнейш ихспортсменовв каждом виде соревнований по итогам выступленийв 1974 году. Кольцевые гонки (серийные автомобили): 1—2. В. Олека (Вильнюс, ДОСААФ), A. З амыслов (Москва, «Спартак»); 3. Я. Л укьянов (Тольятти, «Труд»); 4. В. Анкуда (Минск, ДОСААФ); 5. В. Белмерс (Рига, «Даугава»); 6 — 7. Ю. Крюков (Тольятти, «Труд»), Ю. Фролов (Ленинград, «Спартак»); 8. В. Мелбардзис (Рига, ДОСААФ); 9—10. А. Матвеев (Москва, «Зенит»), В. Юшин (Москва, «Спартак»). Кольцевые гонки (гоночные автомобили): 1 — 2. М. Львов (Ленинград, «Зенит), Ю. Т еренецкий (Москва. «Труд»); 3. Г. Саа рм (Таллин, «Кале'в»); 4 — 5. В. Греков (Краснодар, «Спартак»), Э. Г риффель ; 6. Ю. Р ейнтам (оба — Таллин, «Калев»); 7. В. Л укашевич (Минск, ДОСААФ); 8. М. Лайв (Таллин. «Калев»); 9 — 10. B. Б арковский (Москва, «Спартак»), Т. Напа (Рига, В ооруженные Силы). Картинг: 1. Р. Акопов (Тбилиси, ДОСААФ); 2. М. Р ябчиков ; 3. М. Густешов (оба — Москва, ДОСААФ); 4. В. Б ортниекс (Рига, ДОСААФ); 5. А. З айцев (Москва, «Труд»); 6. А. Мирзоян (Москва, ДОСААФ); 7. В. И ванченко (Курск, ДОСААФ); 8 — 9. 8. Чуваев (Курск, ДОСААФ), М. К иркилас (Вильнюс, ДОСААФ); 10. А. Иванов (Ленинград, «Спартак»). Кросс: 1 — 3. В. Карпов (Москва, «Спартак»), X. Томас (Тукумс, Л атвийская ССР, «Даугава»), А. Сидоров (Москва, «Спартак»); 4 — 6. В. Дунаев (Ульяновск, ДОСААФ), В. Е ршов (Волгоград, «Спартак»), Н. ХритоненкоВ (Москва, «Труд»); 7 — 9. А. Г аранин (Москва. «Спартак»), В. Михайлов (Тукумс, «Даугава»), В. Хар ужа (Ульяновск, ДОСААФ); 10. Ю. Ястребков (Кишинев, Вооруженные Силы). Многоборье: 1—2. Н. Любимов (Симферополь, ДОСААФ), В. Сенин (Комсомольскна-Амуре, ДОСААФ); 3—4. Ю. Джумма (Новосибирск, «Спартак»), Г. Яновские (Добеле, Л атвийская ССР, «Даугава»); 5 — 6. А. Лось (Чернигов, ДОСААФ), Я. М ежецкис (Рига, «Даугава»); 7—8. В. Балашов (Комсомольск-на-Амуре, ДОСААФ), А. Павлов (Рига, «Даугава»); 9—10. А. Вольф (Комсомольск-на-Амуре, ДОСААФ), Л. Малютенко (Симферополь, ДОСААФ). Ралли: 1. С. Брундза (Вильнюс, ДОСААФ); 2. А. Козырчиков (Тольятти, «Труд»); 3 — 4. Я. Граудиньш, А. Озол иньш (оба — Рига, ДОСААФ); 5 — 10. Я. Агишев, С. Соколов, А. Ш ишков , М. Титов (все — Москва, «Труд»), И. Вайтенас, Е. Повилайтес (оба — Вильнюс, ДОСААФ). 13ОБЪЕДИНЕНИЕ ЗИЛ В 1975 ГОДУВ первую же трудовую неделю заверш ающего года пятилеткиколлектив объе диненияпринял новые социалистические обязательства . В ответ на Обращение ЦК КПСС зиловцыобязались заверш итьвыполнениезаданийпятилетки по объемупроизводства 10 декабря , а планатекущего года — 26 декабря . Они решили выпуститьсверх государственного зад ания 1975 года с учетом встречного плана дополнительной продукции на 8,5 миллиона рублей, в том числе 1100 груз овых автомобилей. Завод имени И. А. Л ихачева будет пос ледовательнопродолжатьлинию на вып уск более производительных ' и экон омичных автомобилей. В планах объединения — поставить на производство новый трехосный автомобиль ЗИЛ — 133Г1 грузоподъемностью8 тонн, созд атьконструкциюи изготовить образцыперспективного дизельного автомобиля. Одним из важнейших дел. п орученныхколлективу , я вляетсяпроектирование сеЗНАК КАЧЕСТВА-ДВИГАТЕЛЮПятый год сконвейера Заволжского моторного завода имени 50-летия СССР сходят двигатели ЗМЗ — 24 для автомобилей «Волга». Коллектив завода много работает над улучшением их качества . В результате постоянных конструктивных и технологических усовершенствований ресурс двигателя до капитального ремонта увеличен на 50 тысячкилометров по сравнениюсобразцами первого года пятилеткии сейчас составляет 200 тысяч километров . В конце 1974 года двигателю ЗМЗ — 24 был присвоен государственный Знак качества. Почетным пятиугольником отмеч ены все моторы массового назначения , в ыпускаемые сегодня вЗаволжье .ЗАВОД МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮСреди предприятий автомобильного профиля есть завод, за несколько лет получивший новую профессию — перек валифицировавшийсясремонта судов на сборку автомобилей. К аспийский маш иностроительный завод, в ыпускающий сегодня автолавки , почтовые фургоны, водовозы и бумаговозы, совсем недавнопредставлял собой судоремонтные мастерские. С 1970 года, когда вэксплуатациюбыла введена первая очередь строительства, к аспийцы стали поставлять около 5тысячспециальныхмашин ежегодно. Р еконструкцияпредприятия продолжается. На нынешнемэтапемонтируется нов ейшее оборудование.На снимке : г лавныйконвейер сборки грузовиков ЗИЛ —130. Фото В. Мастюкова (ТАСС)