4 апреля — 30 лет со дня освобождения Венгрии от фашистских захватчиков, венгерский национальный праздник, 21 апреля — 30-летие подписания Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Полыней.Лига обороны страны&>^ВИй яаГ • -' 'JA^^ЛK^L ' ^В ^^Ь^иЙ|Ьь_^_^_ ^i^HIIIРАССКАЗЫВАЕТ Зигмунт ДРОЗДА, генеральный директор «Поль-Мот»Тридцатилетие Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Советским Союзом и Польской Народной Республикой — большая дата вжизни наших народов. Этот договор стал не только гарантией независимости ПНР, но также источником ее политических и экономических достижений. На основе сотрудничества с Советским Союзом польский народ получил возможность в сравнительно короткие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство и преобразить страну в современное индустриальное государство, занявшее теперь десятое место в мире по уровню промышленного производства. Значительное место в общем объеме производства нашего машиностроения занимает продукция автомобильной промышленности. Тридцать лет назад в Польше ее практически не существовало, так как имевшиеся ранее небольшие заводы были во время войны полностью разрушены. Тан что существующие теперь многочисленные производственные предприятия автомобильной промышленности полностью относятся н достижениям Народной Польши — все они построены в течение тридцати пос-' левоенных лет. Благодаря-помощи, оказанной Советским Союзом, уже в 1948 году был начат выпуск грузовиков. В 1951 году по советской лицензии было организовано производство легковых автомобилей марки «Варшава». В послевоенный период советсние друзья оказали нам весьма большую помощь в обучении инженерно-технических кадров для нарождающейся автомобильной промышленности. Сотни польских специалистов приобрели необходимые знания и опыт на заводах Москвы, Горького и других городов. Это они создавали и развивали затем польское автомобилестроение. На выставке, посвященной 30-летию ПНР, которая состоялась в Москве, миллионы ее посетителей, советских граждан, могли ознакомиться с экономическими достижениями нашей страны. На этой выставке широно экспонировались также изделия польской автомобильной промышленности. В настоящее время эта отрасль объединяет пять автомобильных заводов и 17 специализированных предприятий по производству деталей, узлов и запасных частей. Все они находятся в составе «Польмо» — объединения автомобильной промышленности, в которое наряду с заводами входят различные проектные и научные учреждения, в том числе Промышленный институт автомобилизации, осуществляющий Т<онструкторско-исследовательские работы. Он сотрудничает со многими научно-исследовательскими центрами автомобильной промышленности стран — членов СЭВ, в том числе с НАМИ в Москве. Внешнеторговое предприятие «Поль-Мот» также входит в состав объединения «Польмо». Сегодня автомобильная промышленность ПНР — это крупнейшая отрасль нашего машиностроения — на нее приходится свыше 27% продукции (в стоимостном выражении) предприятий Министерства машиностроительной промышленности. Она оказывает большое влияние на металлургию, химическую и легную промышленность. За последние годы изделия нашей автомобильной промышленности завоевали большой авторитет. То обстоятельство, что польские автомобили разных типов можно встретить на четырех континентах, на дорогах сорока стран мира, говорит само за себя. Ведущее место в польском автоэкспорте занимают легковые ФИАТ-125П, полугрузовики и фургоны «Ныса» и «Жук». ПНР поставляет на внешний рынок автобусы, седельные тягачи, 6- и 12-тонные грузовики, грузовые и автобусные прицепы, передвижные ремонтные мастерские, специализированные машины для коммунальных нужд и пожарные автомобили. Из года в год растет в экспорте доля гаражного оборудования, в последнее время начался также экспорт комплексных станций техобслуживания автомобилей. В 1974 году мы поставили нашим зарубежным клиентам свыше 100 тысяч автомобилей. Основными потребителями польских изделий являются страны СЭВ и наш главный торговый партнер — Советский Союз. Польша поставляет в СССР легкие грузовики и фургоны «Ныса» и «Жук» в различных вариантах, передвижные автомастерские «Ельч», дорожные и сельскохозяйственные прицепы. В свою очередь, из СССР мы получаем легковые автомобили «Запорожец», «Волга», ВАЗ-«Лада» и другие. Чтобы показать, насколько взаимовыгодны наши связи, достаточно сослаться на договор по кооперированию промышленного производства, заключенный в 1968 году. Договор предусматривает сотрудничество в производстве автомобильных деталей и узлов. В рамках его польская сторона поставляет Советскому Союзу комплектующие изделия (амортизаторы, подфарники, детали электрооснащения автомобилей и пр.) для автомобилей Волжского завода, а советская сторона поставляет колеса, стекло, фрикционные детали и т. п. для польского ФИАТ-125П. В рамках наших соглашений «Поль-Мот» в недалеком будущем начнет поставну узлов и деталей для грузовых автомобилей КамАЗ. Взамен Польша будет получать готовые большегрузные автомобили, тягачи и шасси. Двусторонние договоры по кооперированию производства заключены также с Венгрией и Югославией. Эта форма экономического сотрудничества со странами — членами СЭВ является весьма существенным шагом вперед на пути к интеграции автомобильной промышленности социалистических стран. Сотрудничество СССР и ПНР в области автомобилестроения непрерывно расширяется. Укрепление этого сотрудничества оказывает благотворное влияние на дальнейшее развитие промышленности в наших странах. 2. «За рулем» № 4Для Польши 1944 год стал поворотным пунктом в истории. На первых, освобожденных от фашистских захватчиков территориях зарождалась новая жизнь. Вместе с Советской Армией очищали родную землю солдаты народного Войска Польского. В этот период на волне высокого патриотического подъема стали повсеместно возникать Комитеты заботы о раненых и больных солдатах. Они собирали средства для лечения, устраивали концерты, лекции. Первая организация этого типа под названием Товарищество друзей солдата (ТДС) родилась в Седльцах в августе 1944 года. А уже в ноябре было утверждено Временное Центральное руководство ТДС. В 1950 году произошло объединение ТДС с Товариществом друзей добровольного резерва гражданской милиции ис Польским союзом коротковолновиков. А спустя еще три года к ним присоединились Морская и Авиационная лиги и была образована единая оборонно-патриотическая организация Лига друзей солдата (ЛДС). Лига направляла основные свои усилия на то, чтобы развивать в народе чувства патриотизма и интернационализма, любви и уважения к Войску Польскому, к Советской Армии. Однако непрерывно меняющаяся обстановка требовала большего. Необходимо было нести населению сведения об организации обороны, о способах защиты от оружия массового поражения. Нужно было готовить молодежь к службе в Вооруженных Силах. И в 1962 году Лига друзей солдата, после того как из нее выделились Авиационная лига и Польский союз коротковолновиков, была преобразована в ныне существующую Лигу обороны . страны (ЛОС). Главным направлением в 60-е годы было создание широкой сети территориальных отрядов самообороны. Уже вскоре их насчитывалось более шести тысяч, и они объединяли свыше 150 тысяч граждан. В эти же годы выявилась необходимость постоянной работы с офицерами запаса. Это позволило привлечь к общественной жизни , к занятиям с молодежью тысячи энергичных офицеров. Лига обороны страны получила мощное подкрепление и еще больше расширила сферу влияния. Сейчас в ЛОС насчитывается около 30 тысяч клубов и секций. Вся работа Лиги обороны страны направлена на идеологическое воспитание широких народных масс, учебную и спортивную работу с молодежью, отбор кандидатов для унтер-офицерских школ, подготовку специалистов для Войска Польского. Лига использует при этом разные методы привлечения молодежи, включая походы по местам боев Советской Армии и народного Войска Польского, моторизованные рейды по местам жизнии деятельности В. И. Ленина в Польше, массовые манифестации, конк урсы , телевикторины и олимпиады, военные игры , уход за кладбищами и солдатскими могилами и многое другое. Массовую учебно-политехническую подготовку Лига проводит в клубах, технических секциях. Водителей для армии обучают 250 специализированных центров. Важное направление в деятельности ЛОС — оборонные виды спорта. За год проводится примерно 50 тысяч военнопатриотических мероприятий, в которых участвуют около 2,5 миллиона человек. Очень популярен у молодежи «Знак готовности к обороне». Его получают ежегодно 200 тысяч юношей и девушек. Самые тесные узы связывают ЛОС с оборонными обществами Советского Союза и других стран социалистического содружества. Эти связи способствуют расширению сердечных дружеских контактов, обмену опытом, совершенствованию методов работы, укреплению дружбы между нашими народами. 9