В просторном светлом классе тишина. Только слышно, как на световом табло за пультом экзаменующего пощелкивают, меняются цифры, отсчитывая время, отведенное для решения задач. И еще нет-нет послышится в зале тяжелый вздох — значит, вопросы не из легких, а умную машину не проведешь: ошибся в ответе, нажал не на ту клавишу — стоп, красный свет. Вот и вздыхает человек. А другой, смотришь, не пройдет и трех минут, вынимает из машины карточку с пробитыми буквами «Сдал» и с разрешения экзаменующего на цыпочках, чтобы не мешать товарищам, покидает класс. Такие сценки сегодня можно наблюдать во многих регистрационно-экзаменационных пунктах (РЭП) ГАИ. В классе кировской областной Госавтоинспекции, о котором идет речь, установлено 20 экзаменационных аппаратов. За один час они выдают отметки по знанию Правилдорожного движения почти ста экзаменующимся. Но запрограммирован здесь не только экзамен по Правилам дорожного движения. Справившись с теорией, будущий водитель автомобиля или мотоцикла попадает на небольшой автомотодром, являющийся неотъемлемой частью РЭПа. Здесь проверяются первоначальные навыки вождения. Строго и объективно. Слабо практически подготовленные люди «срезаются» быстро. Ведь экзамен прекращается с оценкой «Не сдал», если экзаменуемый не выполнил, например, «восьмерку» или совершил три ошибки в отдельных заданиях: пытался пустить двигатель, не включая зажигание; при трогании с места не оглянулся назад или не посмотрел в зеркало заднего вида; коснулся автомобилем ограничителя при выполнении упражнения; сделал разворот в дворике более чем за три приема; не выполнил за один прием въездIР Э П: до 6ропожаловат ь!в ворота («бокс», габаритный тоннель) и т. п. Заместитель начальника УВД Кировского облисполкома полковник милиции Валерий Алексеевич Криницын рассказывает: — Когда мы ввели прием экзаменов по вождению в два этапа — на автомотодроме, а потом с выездом на городские улицы, то процент сдачи с первого раза резко упал. Многие не могли справиться с требованиями, предъявленными ГАИ. Особенно трудными для новичков оказались въезд в ворота задним ходом, трогание с места на подъеме, умение двигаться по кривым ограниченного радиуса («восьмерка»). Было немало • обид, нареканий на «чрезмерную строгость» ГАИ. Однако мы стояли на своем. Прошло время. И вот результат: за последние три года количество дорожно-транспортных происшествий, совершаемых молодыми водителями (со стажем до года), уменьшилось у мотоциклистов более чем втрое, а в целом по всем категориям водителей — почти в два раза. «Строгость», в которой нас упрекали, как видите, обернулась большой пользой. С организацией комплексных регистра ционно-экзаменационных подразделений успешно решается еще одна важная проблема — повышение интенсивности работы государственных экзаменационных комиссий; они работают ритмично, очереди ликвидированы. — В течение года в области через наши экзаменационные комиссии проходит почти 70 тысяч человек,— сообщает начальник ГАИ подполковник милиции В. И. Пешнин.— Раньше наши люди не управлялись с экзаменами в нужные сроки. Теперь дело идет без особого напряжения. Кировчане энергично внедряют технику. Уже действует целый машинный конвейер по оформлению водительских удостоверений и другой документации. На ГАИ работает электронно-вычислительная техника. РЭП — это не только экзамены. Это учет и хранение документации на транспортные средства, их регистрация, разбор дорожно-транспортных нарушений. Регистрационно-экзаменационных подразделений в Кировской области шесть — одно при областной ГАИ и пять межрайонных, или иначе — кустовых. Структура их сходна. Межрайонные отличаются от центрального РЭП лишь немного меньшими масштабами. У входа в помещение РЭП мы не увидели призывных слов, вынесенных в заголовок репортажа. Но вся атмосфера, царящая там,— деловитость, четность, обилие справочной информации и чистота, уют говорят сами за себя: «Добро пожаловать!» А. БАБЫШЕВ, спецкор «За рулем» г. Киров Этот автомотодром оборудован при РЭП ГАИ в Кирово-Чепецке (верхний снимок). Экзаменует аппарат «Вятка». Фото С. Ветрова