«ЭЛЕКТРОСТАТИК»СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАМногие автолюбители интересуются, для чего служат прикрепляемые сзади к кузову и касающиеся земли планки с надписью «Elstat». В современном автомобиле много синт етическихматериалов . Из них выполнена внутренняя обивка, многие автолюбители самиделают чехлы на сиденья из этих материалов . Выходя из такого автомобиля, можно зачастую почувствовать, что вас «бьет током». Н апряжение бывает настолько велико, что водители вынужденызакрывать дверцу, держась за стекло. Многие владельцы автомобилей, в частности «жигулей», ошибочно считают, что это происходит из-за неисправности генератора. Данное явлениеобъясняется возникновением зарядов статического электричества. Убедиться в их существовании очень просто: достаточно в сухую погоду протеретьветошьюкапот или другую поверхность автомобиля — мелкие частицы пыли останутся на поверхности металла, к ак на магните. З аряд статического электричествавозникаети при взаимном трении различных поверхностей идажепризаправкеавтомобиля бензином. Контакты водителя с сиденьем, ш кивас ремнем вентилятора , кузова автомобиля с потоками воздуха — все это контактытрения . Эти заряды , к ак предполагают, могут оказать отрицательное воздействие на водителя: у него может появиться головная боль, н ервозность , с кованность движ ений , о слабиться острота зрения , повыс иться утомляемость. Одесский завод холодильного машинос троения научно-производственного объе динения «Холодмаш» освоил выпуск контактной планки «Электростатик». кот орая отводит зарядыстатического элект ричестваскорпусаавтомобиля . Она сдел ана из специальнойэлектропроводящейрезинысудельным 7о бъемным сопротивл ением от Ю* до 10 ом • см и рекоменд уется для автомобилей любой марки . Это планка, с остоящая из резиновой полосы, ж естко соединенной с металлич ескимнаконечником , и меющим два отв ерстия для крепленияк кузову. Э кспертный совет Всесоюзной торговой палатыутвердил «Электростатик» к выпускув торговую сеть. Купив планку, н екоторые автолюбители задумываются над тем, к аким образом резина может быть электропроводной. и начинаютподключать «Электростатик» к сети напряжением 12 или 220 вольт, чтобы убедиться в электропроводности. А после такихэксперимен ­ тов пишут на завод-изготовитель рекламации. От экспериментов советуем возд ержаться . Для тех же . кто хочет познакомиться с токопроводящими резинами, сообщаем источник: «Общая технология резины » . Под редакцией Ф. Ф. Кошелева, А. Е. Корнеева. Н. С. Климова. Издательство «Химия». Москва, 1968, раздел «Электропроводящие резины». «Электростатик» продается в магазинах Спортторга и на автозаправочных станциях. Поставляется он по заказам торговых баз имагазинов «Спорттовары». Для сведения баз сообщаем адрес: г. Одесса-5. Одесский завод холодильного машиностроения . По всем вопросам приобретения «Электростатика» автолюбители должныобращатьсятольковторгующие организ ации — м агазины или республиканскиеи областные конторы «Спорттоваров»и № 4 за 1969 год (карт «Эстония — К5»), а советы относительно постройки своими силами — в № 10 за 1963 год. Анализ современныхконструкций (статья «Карт со всех сторон») дан в № 6 за 1972 год. Подробные рекомендации по изготовлению самодельного карта опубликованы на страницахжурнала «Моделист-конструктор» (№ 10, 11, 12 за 1973 год).ПРИЕМИСТОСТЬ ГРУЗОВИКОВ«Последнее время в литературе часто встречаются данные, характеризующие приемистость легковых автомобилей, — п ишет нам Ф. Скобелев из Челябинска. — А вот сколько времени занимает разгон с места до скорости 80 км/час у грузовиков — т аких цифр я еще нигде не встречал». Наиболее распространенные модели грузовых автомобилей ГАЗ—53А и ЗИЛ — 130 при полной нагрузке (без прицепа) н абирают 80 км/час с моста соответственно за 64 и 60 секунд. Для сравненияукажем , что ВАЗ — 2101 разгоняетсяс места до той же скорости за 12 секунд, а 30-сильный « З апорожец —966В» — за 33 секунды.«ЖИГУЛИ» И ИХ ПАСПОРТН аши читатели А. Попов из Грозного, Е. Ксендзенко из Полярного Мурманской области, другие автолюбители просят рассказать о номерах, приведенных втехнических паспортах автомобилей ВАЗ. Отвечают специалисты Волжского автозавода. В технический паспорт «жигулей» вносятся три номера: номер двигателя, номер кузова и номер для запчастей. Регистрации в Госавтоинспекции подл ежатномердвигателя , выбитый на его блоке цилиндров , и номер кузова, котор ыйвыбит на коробкевоздухопритока . Номер для запчастей — это порядковыйномеравтомобиля , с ходящегос конвейера, н езависимо от его модели. Он имеет только заводское значение. Нужно датьразъяснениевотношениипонятия «шасси». Ш асси — это, по существу, а втомобиль без кузова. Поэтому шассиестьтолькоу автомобилей рамной конструкции . Несущим же элементом легковых автомобилей «Жигули», «Москвич», « З апорожец » я вляетсякузов . Поэтому для такихмашинномер кузова являетсяпрактическии номером шасси .ПОЧЕМУ ПОВОРАЧИВАЮТСЯ КОЛЬЦА?«На моем автомобиле ЗАЗ — 9 68 во время работы двигателя все кольца на поршне поворачиваются, устанавливаясь прорезями по одной линии. Почему это происходит?» — с праши ­ вает Н. Куликов из г. Горького. Отвечают специалисты мелитопольского завода. Т акая «ориентировка» з амков — свид етельство того, что не все в этом цилиндре ладно. Причина, вероятно, в чрезмерномзазоре между кольцами иканавками на поршне или впоявлениицарапин , даже незначительных , на зерк але цилиндра. В последнем случае нужно заменить цилиндры ипоршниспорш невыми кольцами.НАМОТКА ГЕНЕРАТОРА Г502АС. Сотникова из г. А нгренТашкент ­ ской области, автолюбителей из Омска, из других городов интересуют обмоточные данные генератора Г502А и правила намотки при восстановлении его статора. Отвечают специалисты НИИАвтоприборов. Обмотка статорагенератора состоит из трехфаз , к аждая из которых имеет шесть непрерывно намотанных катушек. с одержащих по 14 витков провода марки ПЭВ-2 сдиаметром медной жилы 0,96 мм. Р асход провода на одну фазусоставляет , т аким образом, 6,85—7,00 м, а всего на трифазы — около 21 м. На случай, когда ротор генератора также требует ремонта, с ообщаем : его обмотка состоит из680 ± 5 витков провода марки ПЭВ-1 сдиаметром жилы 0,51 мм. Сопротивление этой обмотки при окружающей температуре 20±5° С + 0.3 должнобыть 7,15 _ - „ ом. Всего на обмотку возбуждениядолжно пойти около 110 м провода. К акова технология? Все катушки наматывают на шаблонразмером 24X6,7х Х5.5 мм. Р асстояние между центрами сос еднихкатушекдолжнобыть45 ± 1 мм. Перед укладкой их впазы статора тщательно изолируйте катушки слоем электроизоляционного картона марки ЭВ-0,2 такимобразом , ч тобыизоляциявыступалазакраястаторапримерно на 2 мм с каждой стороныипредохраняла обмотку от контактас . м еталлом . При этом необходимо строго соблюдать очередность расположения катуш ек всех фазипроследитьзанаправле ­ нием намотки , к отороедолжнобыть одинаковым во всех катушках. Укладку производите по часовойстрелкеи начин айте ее от точки, р асположенной на уровнепримернов 30° от паза под стяжной болт. Выводы началакаждой из фаз следует зачистить , с крутить вместе испаять , надев на них затемизоляционный чулок. А концыфаз — п рипаятьк контактным болтам, и дущим на выпрямительный блок. После намотки статор необходимо пропитать водоэмульсионным лаком 321В.УДАЛИТЕ ПЕРЕМЫЧКИВладелец мотоколяски СЗД тов. Александров из г. Баку спрашивает , что можно сделать для снижения температуры двигателя, перегревающегося вжаркиедни . Отвечают работники серпуховского мотозавода. Прежде всего следует убедиться, что охлаждаемые поверхности двигателя чисты, о пережениезажиганияи регулир овкакарбюраторасоответствуют инструкции.КАРТ СВОИМИ РУКАМИКан построить его? — с таким вопросом вредакцию обращаются десятки читателей, главным образом школьники . Они хотят узнать, где можно найти какую-либо литературу, с одержащую сведения о материалах, особенностях конструкции , основные размеры, а танже другие данные, необходимые для постройки карта силами школьного технического кружна или станции юных техников. Наш журналвпрошломнеоднократно публиковал статьи в помощь картингистам. Описание устройства машины классов 125 и 175 см 3можнонайтив № 7 за 1969 год (карт АК —2). № 4 за 1968 годТ емпературу цилиндра можно пониз ить на 18 — 20 градусов, если вкрышкевентилятора удалить перемычки, показ анные на рисунке пунктиром. Крышками безперемычекзавод предполагает комплектовать мотоколяски вближайшее время. 33