Тише едешь...Современные легковые автомобили стали мощными , п риемистыми , скоростными. На серийных моделях спидометры оттарированыуже до 160 км/час, и в идеа льныхусловиях водитель легко подбир аетсяк этому рубежу. Однако суроваяреальностьдвижениядалека от идеала. В пути без помех не бывает, потому транспортный поток чаще всего вынужден придерживаться среднего, удобного для большинства ритма. Всякие попытки ехать быстрее связанысежеминутными разгонами и торможениями, изнашивающ имимашинуиизматывающими водителя, с резким ростом вероятности аварий и столкновений, особенно опасныхна большой скорости . Да и много ливыиграет водитель причрезмерной спешке? Вот весьмалюбопытные на этот счет материалы , которые появились витальянской прессе. Не так давно в Италии былпроведен ряд интересныхэкспериментов на автом обилях ФИАТ-132 — б ыстроходных современных машинах . Два совершенноодинаковых автомобиля, оборудованные специальнымирегистрирующими приборами, с тартовали по маршруту Милан — Брешия — Милан общей протяженностью 180 километров. Оба водителя обяз аны были соблюдать правиладвиженияивыполнять все требованиядорожныхзнаков . В пути они не получали никакихпреимуществ перед другими участниками движения . Суть эксперимента состоял ав том, ч то один изних имел право при малейшейк тому возможности разв иватьмаксимальную скорость, а другой — ни прикакихусловиях не мог превышать 100 км/час. Экспериментатор ы на трассефиксировали все задержки перед светофорами , чтобы определить чистое время движения . В общем итоге первый водитель выиграл у второго 19 минут 40 секунд. При этом было зафиксировано , что он истратил горючего на 6,7 литра больше, большим был износ покрышек , ходовой части и двигателя его автомобиля, да и самому водителю пришлось перенести физические и нервные перегрузки, чаще попадать вопасныеситуации . Цена небольшого длятакойдистанции выигрыша во временислишком дорогая. З арубежным автомобилистам все больше приходится считатьсяс последствиями энергетическогокризиса . Поэтому вызвал интерес и другой эксперимент — по расходу горючего приразных манерах езды в одних итехжедорожных условиях. Участвовали в нем опять два сов ершенно одинаково отрегулированных ФИАТ-132. Оба водителя обязаны были соблюдать все требования правил движения. Только одному изнихбыл предписан острый, с портивный стиль езды. весьма популярныйуитальянских автомобилистов, л юбящихпри малейшей возможности использовать полностью динамику машины . Другой водитель должен был ехать спокойно, без острых ускорений, но и без примененияспециальнойтехники вождения, х арактернойдля сор евнований на экономию топлива. Первый маршрут длиной 240 километров пролегал по городским улицам. К финишу «спортивный» водитель прибыл на 44 минуты раньше «нормального», однако на каждые 100 километров пути он тратил горючего на 5,6 литра больше и по сравнению со спокойно двигавшимся водителем перерасходовал 53,3 процента бензина . 540 километров по шоссейным дорогам среднего качества «спортивный» водит ель проехал на 45 минут быстрее «нормального». Средний расход горючего при спокойной езде составил 8,7 л/100 км, а при острой — 11,1 л ( р азница — 27,5 процента). На всей дистанции «нормальный» водитель 906 разпереключал передачи, «спортивный» — 1388. На 400-километровом отрезке первоклассной автострады «спортивный» водитель смог выиграть только 8 минут, но затратил горючего на 21 процент больше. Передачи он переключал 270 раз . а «нормальный» водитель — л ишь 62 раза. 436 километров горных дорог «спортивный» водитель преодолел на 36 минут быстрее , но израсходовал при этом на 53.2 процента больше горючего. З арычаг коробки передач ему пришлосьбраться 2090 раз , а ого «сопернику» т олько — 842 раза . З авершалсяэксперимент на гоночном треке (кольцо) п ротяженностью около 2 километров. «Нормальный» водитель 206 километров этой трассы проехал лишь на 20 минут медленнее своего коллеги, но последний израсходовал бензина на 43,3 процента больше. О рганизаторыэкспериментовв общем итоге пришлик выводу, что приострой . спортивной езде перерасход горючего сос тавляетв среднем 40 процентов, а приносит это весьма незначительный выигр ыш во времени. З анесколько сэкономл енных минут приходитсярасплачивать ­ ся многими литрами дорогого бензина, ф орсированным износом машины , нервотрепкой и постоянной опасностью авар ий . Н еразумность такого расточительства ириска очевидна.НА АОРОГАХ ВСЕГОВЕНГРИЯ. С 1968 по 1973 год в Будапеште количество автомобилей, н аходящихсяв личном пользовании , у величилосьс 45 до 116 тысяч . Тем не менее, почти 85 процентов жителей двухмиллионного города пользуются общественными видами транспорта . Городские власти принимают необходимые мерыдля совершенствов аниятранспортной системы — улучш ены многие дороги, р асширяются места дляавтостояноки т. д. ПОЛЬША. В прошлом году вступила в эксплуатацию самая большая варшавс каяавтомагистраль — «Трасса Лазенковска». Ее протяженность 17.5 километра, на этом пути 840 метров туннелей, 3350 метров виадуков и новый 420м етровый мост над Вислой. 5230 свет ильников обеспечивают хорошую видимость в любое время . ЮГОСЛАВИЯ. Хотя в 1973 году в стране произошло около 40 тысяч дорожных происшествий, специалисты-транспортники в своих прогнозах полны оптимизма. Этот показательпрактически не отл ичается от того, что был 10 лет назад, тогда как только за последний год парклегковых автомобилей вырос на 14 процентов. Сейчас градостроители и дорожники ведут большую работу по усоверш енствованию планировочной структуры городов, р еконструкции уличной сети, строительству мостов и путепроводов. Разрабатываются новые нормативные документы на проектирование автомаг истралей , много делаетсяв области улучшения организации движения. АВСТРАЛИЯ. Прогнозы градостроителей показывают , ч ток 2000 году в Сиднее количество жителей превысит 4 миллиона человек, в то жевремя численность автомобильного парка достигнет 2,1 миллиона. Это вызывает серьезное беспокойство не только специалистов, но и общественности: до сихпор очевидно отставание темпов развития дорожной сети от автомобильного парка . Вот по3* чему вперспективныхпланахразвития стали уделятьбольшевнимания строительству автомагистралей , а также сов ершенствованию общественного транспорта. АВСТРИЯ. С пециалистыдорожной полиции сконструировалиэлектронную систему дляпоискаукраденных автомобилей. Р озыскугнанноймашины при помощи новой аппаратурызанимает всего 10 секунд. Система, очевидно, будет внедрена ив ряде других капиталистич ескихстранс целью пресечения «эпидемии» к раж . АНГЛИЯ. Начато строительство самого длинного вмире автомобильного подвесного моста — ч ерезустье реки Чамбер. Ц ентральный пролет его будет иметь почти полтора километрав длину и вес ить 26 тысяч тонн. Мост по проекту подвешивается к железобетонным столбам при помощи двух тросов. Автомобили смогут двигаться по нему вчетыре ряда. Кроме того, здесь намечено прол ожить две пешеходныхдорожкии отдельную дорожку для велосипедистов. Строительство должно бытьзавершенокконцу 1976 года. АНГЛИЯ. Все большеераспространение получают автобусные маршруты , работ ающие по гибкой схеме. Они дополняют обычную транспортную систему города. Здесь, к акправило , и спользуются автобусы небольшой вместимости, а пасс ажиры имеют возможностьвысадитьсяв любом удобном дляних месте. Водители постоянно поддерживают связь с диспетчером, ч то позволяет им вслучае необходимости менятьмаршрут поездки. Любой житель города может позвонитьвдиспетчерский пункт, после чего смело следовать к тому месту, которое он указал: ч ерез 30 — 40 минут автобус, изменив, если нужно, м аршрут , з аедет за пассажиром. США. Государственный совет дорожной безопасности подсчитал, что со времени изобретения автомобиля в Америке вдорожныхпроисшествиях погибло около 2 миллионов человек. Для сравнения приводится такой факт : в девяти крупных войнах, к оторые вели Соединенные Штаты. погибло 650 тысяч человек. США. Немногие люди подозревают , к ак пишет журнал «Сайен дайджест » , ч то . у саживаясьвхолодныйавтомобиль утром, они принекоторыхсердечных заболеваниях. например грудной жабе, рискуют вызвать сердечный спазм. Страдающим подобными заболеваниямижурналрекомендуетсадитьсяв автомобиль после того, к ак он будет прогрет. ТАНЗАНИЯ. Ввиду увеличившихся расходов на импорт бензинаидругих нефтепродуктов с конца прошлого года встранезапрещены все поездки на автомобилях с2 часов дняввоскресенье до 6 часов утра впонедельник . ФРАНЦИЯ. Исследования показывают, что 75 процентов всех дорожных происшествий встране случается в городах. Поэтому организациидвиженияв них стали уделять особое внимание. Все происшествия наносятся на план города. отдельно ведется учет по категориям: пешеходы, двухколесные транспортные средства, автомобили. ШВЕЙЦАРИЯ. Эксперты из цюрихского политехнического института утверждают, ч тос ростом количества дорожных происшествий , в ызванным увеличением интенсивности движения, н есоразмерноподнялсяза последние годы процент тяж елых случаев, повлекших смерть или неизлечимое увечье водителей и пассаж иров автомобилей. С целью повыситьбезопасность выдвинуто предложение обязать их польаоваться защитными шлемами , подобно тому, к ак это вменено в обязанности мотоциклистам и гонщикам. 19