36
37
В МИРЕ МОТОРОВЗа кулисами и на сценеВ конце каждого года вПариже , Лондоне и Турине зажигают огни традиционные автомобильные выставки , или, к ак их называют , с алоны . Эти три гранд иозныхспектакля , где главные роли всегда исполняют дебютанты — н овые модели легковых машин, — неизменно проходят при огромном стечении зрителей. Напомним, что в 1974 году наиболее скромную из всех трех выставок, лондонскую посетило 426 тысяч человек. П рошедший год был нелегким для автомобильной промышленности всех капиталистических стран. Положение осл ожнилаэпидемия топливного кризиса . Автозаводы ФРГ и Англии вынуждены были на 20—25 процентов сократить производство: сбыт машин, прежде всего дорогихирасходующих много топлива, з аметно упал. В США кконцу года на складах готовой продукции скопилось более миллиона непроданных легк овых автомобилей. Следствие — р аботапредприятий неполную рабочую неделю, падение выпуска автомобилей, рост армии безработных . Корпорация «Дженерал Моторс» сок ратила производство на 31,5 процента , «Крайслер» — на 23, а «Форд» — на 11,7 процента , что дало повод новому председ ателюправления «Дженерал Моторс» Томасу Мерфи назвать 1974 год наиболее тяжелым для автомобильной пром ышленности США за все послевоенное время . К такимжевыводампришло руководство других фирм — американских. я понских , е вропейских .Поэтому на выставках , о ткрывающих ­ ся впреддверии 1975 года, в едущие фирмы мирапостаралисьпоказать те новинки, к оторые могли бы поправить их экон омическоеположение , п ривлечь опред еленныекатегориипокупателей , обесп ечить более или менее устойчивый сбыт на экспортныхрынках ; ведь на эти рынки давно уженастроен их производственный механизм. Достаточно напомнить, что Франция , в автомобильной промышленности которой занятосвыше 700 тысяч человек, э кспортирует 55 процентов всех выпущенныхвстране машин. г лавным образом легковых . Этих цифри других, естественно, не было на стендахвыставок . Они остались за кулисами. А теперьпоспешимвзрительный зал. Когда «пошел занавес » П арижского салона, все вниманиеприковалк себе обл аченныйвкрасное дебютант по имени «Ситроен-ц-икс», вокруг которого сразу был создан ореол звезды № 1. Н ачинаяс 1955 года фирма «Ситроен» в ыпустила около двух миллионов легков ых автомобилей, о тличающихся гидроп невматнческойнезависимой подвеской колес. Упругим элементом в ней служит сжатый газ. Т акаясистемапоровну расп ределяетнагрузку между колесами , и машина не клюет при торможениях , не приседает при разгонах , с охраняет неи зменныйдорожный просвет при любой нагрузке ; в одительвзависимости от условий движения может установить нужный дорожный просвет. Гидропневматич ескаясистемаочень дорога в производстве. Она требуетпрецизионного обор удования . п оскольку при изготовленииважнейших деталей необходима микронн аяточностьи очень тщательный контроль за качеством . У модели «Ц-икс» д вигатель располож енпоперек (впервые впрактикефир ­ мы), привод на передние колеса; она оснащена самонатягивающимися ремнями безопасности, в огнутым (для лучшей обзорности) задним стеклом, имеющим электрообогрев, очень вместительным (0,475 мЗ) б агажником ; з апасное колесок репится над двигателем . На переднем стекле — т олько один, р асположенный по центру «дворник», к оторыйзахваты ­ вает почти всю его поверхность площ адью около одного квадратного метра. Спидометр итахометр не стрелочные , а цифровые . Над цифрами , п оявляющими ­ ся вокошкекаждогоиз этих приборов , — у величительное стекло. И наконец , сов ершенныйваэродинамическом отношении кузов . К оэффициентобтекаемости (в техническойлитературе он обозначае тсялатинскимибуквами «Ц-икс», откуда иполучила имя новая модель) р авен . по даннымфирмы , 0.3 — т акого показат еля нет ни у одного крупносерийного легкового автомобиля, что сразуже было использовановрекламных целях. Новый «Ситроен», к акутверждают красочные проспекты , р асходуетменьше топлива, чем его коллеги по классу, а для достижениямаксимальнойскорости ему требуется мощность на 20 процентов меньшая. Б ольшой интерес вызвали показанные на Парижскойвыставке автомобили с V-образными шестицилиндровыми двиг ателями . Такие моторы очень компактны и все чащепривлекаютвниманиеконструкторов . З аводы «Рено», «Пежо» (Франция) и «Волво» (Швеция) с оздали весьма совершенный двигатель V-6 салюминиевым блоком цилиндрови расположенными в головках распределит ельнымивалами , п риводимыми зубчат ымиремнями , и транзисторным зажиганием. Он уже стоял на новой серийной модели «Волво-264», к упе «Пежо-504» и так называемомбезопасном автомобиле «Рено», к оторыйспециалисты считают прототипом модели «Р26», н амеченнойквыпускув свет вапреле 1975 года. Р езкоуменьшившийся за 1974 год в США спрос на громоздкиенеэкономич ­ ные автомобили заставилведущие фирмы спешно подготовить малогабаритные (по американским понятиям) модели длиной 4,3 — 4,4 метра . Семейство таких маш ин «Шевроле-монца», «Понтиак-астре», «Олдсмобиль-старфайр», «Бюик-скайх аук » , у нифицированных по кузову, под-1 . «Ситроен-ц-икс» — самый обтекаемый из современных легковых автомобилей серийног о производства. 2. «Инноченти-мини» с трехдверным кузовом. 3. ФИАТ-131, п ришедший на смену модели «124». 4. «Куаттропорте» — первая модель завода «Мазерати» с приводом на передние колеса. 5. « Б юик - с кайхаук » — компактный (по американским стандартам) автомобиль. 6. «Волво-264», оснащенный двигателем, который создан совместно заводами «Пежо», «Рено» и «Волво». готовила на 1975 год корпорация «Джен ерал Моторс». Для него она создала специальный V-образный шестицилиндр овыйдвигательс довольно умереннымипараметрами . В отличие от предшественн иков он не очень форсировани работает не на высокосортном бензине с окт ановым числом 98, а на более дешевом, с октановым числом 93. У него весьма гибкая характеристика , и в этом его преимущество перед некоторыми европ ейскимиияпонскимидвигателями , часто нуждающимисяв пятиступенчатой трансмиссии. Бледнее, чем обычно, выглядел Лонд онский салон, где не было представлено почти ничего нового. «Гвоздем» Туринской выставки стал ФИАТ-131, которым фирма отметила свой 75-летний юбилей. И тальянская печ атьназвала его автомобилем надежды . Он призванзаменитьв производственной программе ФИАТ-124 — модель, хор ошо себя зарекомендовавшуюи выпуск авшуюсядевять лет. ФИАТ-131 намеченовыпускатьс двиг ателямитрехразновидностей (55, 65 и 75 л. с ) , к узовамитрехвариантов (двухд верный седан, ч етырехдверный седан, универсал), двух типов (четырех- и пятиступенчатыми) коробками передач — всего 11 модификаций . В отличие от предшественницымашина получила переднюю подвеску типа «Мак-Ферсон», барабанные тормоза (вместо дисковых) у задних колес, бензобак, расположенный вбезопасной зоне, з аспинкой заднего сиденья . Двигатель снабжен штанговым приводом клапанов (а не распред елительным валом в головке, к аку ВАЗ—2101), и привод краспределитель ­ ному валу, р азмещенномув блоке цилиндров, о существляется не шестернями или цепью , а зубчатым ремнем. Все разновидности ФИАТ-131, к ак , впрочем, и «Ауди-50» и «Волво», имеют заправочную горловину с правой стороны — т акоеустройство удобно для евр опейскихстрансправосторонним движ ением . Учитывая, что определенная частьмашин новой модели пойдет на экспортвстраны , где высокооктановыйб ензин дорог, ф ирмапредусмотрела выпуск двигателей рабочим объемом 1297 смз спониженной (до 7,8) с тепеньюсжатия . Правда, т акаяпеределкасразуотняла 10 л. с. мощности. ФИАТ-131 был не единственной серьезной новинкой Туринской выставки. Ф ирма «Инноченти», с троящаяс 1960 года по английскойлицензии малолитражки «Мини», п оказала свой, з начительно более совершенныйвариант этой попул ярноймашины . У него трехдверный кузов, р азработанный известной кузовной фирмой «Бертоне». Выросла емкость баг ажника — 0,2 мЗ, а при сложенном заднем сиденье — 0,93 мз. На смену бараб анным (как на английских «Мини») тормозам передних колес пришли дисковые. Наконец, у итальянского «Инноченти-мини» (как, впрочем, и у английского собратаначинаяс 1975 года) колеса не с 10-дюймовыми ободами, а с 12-дюймовыми, п озволившими поместить более мощныетормоза . При этом диаметр колеса с шиной благодаря низкопроф ильнымпокрышкам новой конструкции по существу остался прежним . Пример «Инноченти-мини» п оказывает , что топливныйкризис возродил начавший было угасатьспрос на малолитраж ­ ные машины , и они были широко предс тавлены на всехвыставках : «с иголочки» новый «Ауди-50», «Штейр-126» (на базе ФИАТ-126), модернизированный ДАФ, и спано - и тальянский гибрид СЕАТ133. идущий на экспорт под маркой ФИАТ-133. Д ефицит топлива заставил фирмы срочно выпустить на рынок экономичные варианты известных ранее моделей, а такженачать поиски новыхрешений . Так, з авод «Лянча» экспонировал модель «Бета-1800-ГПЛ», к оторая может использовать в качестве топлива как бензин, т акнсжиженныйприродный газ, к оторыйв Италии стоит в полтора раза дешевле. На стендах салонов были представленыдизельныелегковые автомобили: «Мерседес-БенЦ-240Д» (2971 см 3 , 80 л. с ) , «Опель-рекорд-2100Д» (2080 смЗ, 60 л. с ) , «Пежо-204» (1357 смз, 45 л. с ) . Небольш аяитальянскаяфирма «Соргато» показ алашасси опытного образца двухместной машиныспневматическим двигателем, р аботающим на сжатом (до 200 атмосфер) воздухе. А роторные двигатели? Корпорация «Дженерал Моторс», в ложившая немало средств в подготовку на 1975 год производства автомобиля с «ванкелем», раз очароваласьв своем выборе и прекратила работу в этом направлении . «Мазда», однако, верит в успех роторных двигателейинамеренав будущем расширить ассортимент оснащенных ими моделей. Кстати, я понскиефирмы были представленыкак никогда широко, правда, главным образом модернизированны ­ ми моделями, т акими , к ак «Тойота-корона-1800» и «Хонда-снвик-1500». Выставки не могли обойтись и без спортивныхэкспонатов . Назовем здесь «Порше-каррера-турбо» с турбонаддувом, ФИАТ модели «Абарт-икс 1/9», предназн аченный для чемпионата мира по ралли. На этой двухместной машине установлен четырехцилиндровый двигатель (1756 смз, 210 л. с. при 7800 об/мин) с двумяраспределительнымиваламив головке ичетырьмяклапанами на цилиндр. Среди машинвысшегоклассаи автомобилей сзаказнымикузовами выделялся представительский «Мазерати-куаттропорте». И тальянскаяфирма , вступ ившаявальянсс «Ситроеном», способствовала появлению на свет «СитроенаСМ» с мотором «Мазерати». А в новейшем «Куаттропорте» н ашлиприменениедвигатель от «Ситроена-СМ», гидропневм атическая подвеска французского завода и привод на передние колеса, свойс твенный всем его последним моделям. Кузов для этого итальянского «Роллсройса» создал известный дизайнер Н. Бертоне. Отшумели выставки , и вчерашние эксп онатыуже сходят сконвейеров . Поправ ят ли они дела фирм , перед которыми минувший год поставил нелегкие проблемы? Л. ШУГУРОВ, инженерТор (спе и с;Модель и странаЧисло об/мини а«Ауди-50» (ФРГ) « Б юик - с кайхаук » (США) «Волво-244» (Швеция) «Волво-264» ( Ш веция ) «Инноченти-мини» (Италия) «Маэерати-куаттропорте» (Италия) «Пежо-504-У6» ( Ф ранция ) «Порше-каррера-турбо» (ФРГ) «Ситроен-ц-икс» (Франция) «Тойота-корона-1800» (Япония) ФИАТ-131-1300 (Италия) ФИАТ-131-1600 (Италия) «Хонда-сивик-1500» (Япония) «Штейр-126» (Австрия)4—3 4—3 5—4 54 4—3 5—4 4—2 4—2 5—4 5—4 5—4 5—4 4—4 4—24 — 1093 6—3800 4—2127 6—2660 4—1275 6—2965 6 — 2664 6—2992 4—1985 4—1808 4^-1297 4—1585 4—1488 2—64350 110 97 140 65 180 136 260 102 113 65 75 65 256100 Н 5000 6000 5750 5750 5750 5500 5500 5600 5400 5400 5500 48004 А 4.5.А 4,5,А 45444 5,А 4,5 4.5 44П КККп пк33490 4550 4890 4890 3120 5103 4360 4921 4630 4210 4250 4250 3695 3050Д ДДДД-Б ББББ685 1328 1340 1410 730 1600 1250 1140 1295 980 950 950 770 575142 Н 157 168 150 200 188 250 175 170 150 160 145 110Вре раз 100 секЧисло Компо переновка дача Я К2 «2гс RВs аяк X "а а^ к 3иокаtr X2Si а215,4 Н 14.8 12,0 Н 9,0 Н 5.2 12,0 Н 16,2 12,8 17,8 НИД-Д Д-Д Д-Б Д-Б Б —Бп кккп3\-1У словныеобозначения : А — а втоматическаятрансмиссия ; к омпоновка : К — к лассическая (двигатель — спереди, в едущие кол еса — задние). 3 — заднее расположениедвигателя , П — в едущиеколесапередние ; т ормоза : Б — б арабанные , Д — д исковые ; Н — нет данных .Расход топлива, л/100 км 8.5 Н 12,8 14,0 6,0 12,0 НН 8,5 Н 9.0 9,5 ННЧисло Число и рабочий Мощобъ3 ме мест ность, и две(см ) цилинрей л. с. дровi