На этих страницах мы представляем оборонные общества братских Венгрии и Польши, знакомим с достижениями их национальной автомобильной промышленности. О значении послевоенного тридцатилетия для развития экономики ВНР и ПНР, о наших торговых контактах, осуществляемых по планам социалистической интеграции, рассказывают руководители внешнеторговых предприятий этих стран.1975-й год — год знаменательных дат, связанных с 30-летием разгрома гитлеровской Германии и освобождением Советской Армией многих стран Европы, с началом больших социальных перемен в этих странах, образованием лагеря социализма. 'РАССКАЗЫВАЕТ ШАНДОР АРАНИ, генеральный директор «Могюрт»Венгерский оборонный СоюзВенгерский оборонный Союз, как таковой, существует с 1967 года. Раньше патриотическая оборонная организация именовалась иначе — Оборонно-спортивный Союз. У него, в свою очередь, были предшественники: Союз борцов за свободу и Авиационный союз Венгрии, из которых он и образовался. Венгерский оборонный Союз унаследовал от этих организаций лучшие традиции, перенял их опыт патриотического воспитания трудящихся, но вместе с тем получил новую структуру. Основой его стали не первичные организации, как было прежде, а клубы, создаваемые на заводах и фабриках, в сельских поселнах, в учреждениях и учебных заведениях. Сейчас в Венгрии около 5 тысяч таких нлубов. Главные задачи Венгерского оборонного Союза перекликаются с задачами нашего оборонного Общества. Как и ДОСААФ СССР, он совместно с партийными, государственными и общественными организациями воспитывает население в духе патриотизма, ведет оборонно-массовую работу, главным образом с молодежью, проводит оборонно-спортивную работу, готовит кадры специалистов для армии. В соответствии с этими задачами клубы специализируются по разным направлениям: стрелковые, радио, модельные, подводников, авиационные. Шоферов, как для армии, так и автолюбителей, готовят автошколы. Они созданы в каждой области. Кроме того, существуют технические клубы, где готовят не только шоферов, но и мотоциклистов. Клубы располагают ремонтными мастерскими, содействуют работе кружков в школах, широко проводят соревнования по мотомногоборью, в которые включаются такие элементы, как знание материальной части и правил движения, фигурное вождение, стрельба, гранатометание. На Венгерский оборонный Союз возложена задача развития массовых видов военно-прикладного спорта. При Союзе действуют общественные организации — федерации по техническим видам спорта. Союз помогает федерациям в подготовке соревнований, обеспечивает спортсменов техникой, организует на базе клубов тренировочную работу. Из года в год расширяются и крепнут дружесние связи между Венгерским оборонным Союзом и ДОСААФ СССР. Регулярно проводится обмен делегациями для изучения опыта работы, организован обмен периодической литературой, постоянные контакты поддерживаются в технических видах спорта. Товарищеский обмен опытом помогает добиваться новых успехов в оборонно-массовой работе, способствует совершенствованию мастерства спортсменов. 830 лет прошло с тех пор, к ак бойцы Советской Армии изгнали последние отряды немецко-фашистских захватчиков с территории Венгрии. Наступил новый этап в ее истории. После четырехвекового гнета иностранных властей отнрылась возможность независимого свободного государственного существования. Начало было нелегким. Страна лежала в руинах. Большая часть заводов демонтирована бежавшими фашистами. Рабочие голодали. Одна из первоочередных задач — возобновление городского движения и восстановление транспортных связей между городами и селами. Предшественнику нашего предприятия, «Могюрту» тогдашних времен, отводилась большая роль уже в этой работе. Его задача — сегодня это трудно себе представить — заключалась в том, чтобы собрать по всей стране остатки автомобилей и быстро ввести в строй; о запасных частях и оборудовании нечего было и говорить. И все же удалось! Жизненной силой и трудолюбием венгерских рабочих за короткое время было создано множество ремонтных станций. Началось автомобильное движение (парк, конечно, состоял из машин самых разных), налаживался товарообмен. Наступил этап послевоенного восстановления и перестройки страны. Это был период острой борьбы: борьба шла против оставшихся представителей старого господствующего класса, а также за власть трудящихся и развитие социализма. В 1948 — 1949 годах венгерский рабочий класс прочно взял власть в свои рукии национализировал крупные предприятия. С этого началась и современная история венгерской автомобильной промышленности. Были восстановлены или вновь основаны крупные предприятия, которые потом стали базой венгерского автомобилестроения: завод «Икарус», фабрика «Чепель», вагоно- и машиностроительный завод в городе Дьёре. В это же время был сформирован как государственное предприятие, осуществляющее внешнюю торговлю всей продукцией автомобильной промышленности, «Могюрт». В 1966 году наше Правительство объявило государственную программу развития автомобилестроения на основе значительных капиталовложений, и с того времени эта новая для страны отрасль идет вперед быстрыми темпами. В центре программы было развитие производства автобусов. Его интересам было подчинено производство дизельных двигателей, задних мостов, коробок передач, других агрегатов. Венгерские конструкторы стремились к тому, чтобы их машины полностью соответствовали многогранным потребностям массового движения, были удобными, красивыми и по техническим показателям стояли на уровне лучших мировых образцов. Этой цели частично уже удалось достичь. Семейство «200» «икарусов» имеет большой спрос на четырех нонтинентах мира. В нынешнем году выпуск венгерских автобусов превысит 10 000, а экспорт составит около 8500. Основной их потребитель — социалистические страны. В одном только Советском Союзе уже больше 28 000 «икарусов», эксплуатируемых в 400 автобусных парках. Они хорошо зарекомендовали себя в самых разных климатических условиях. Многие машины уже достигли миллиона километров пробега. Советские исследовательские институты, транспортные организации, непосредственно автобусные парки оказали нам большую помощь в разработке научно обоснованных требований к конструкции отдельных типов «икарусов», в многостороннем испытании экспериментальных образцов. Это сотрудничество все время расширяется. Советские и венгерские специалисты уже работают совместно над конструкцией семейства советско-венгерских автобусов, проектируют для них автоматические коробки передач, газовые турбины. Такое объединение сил сократит срок подготовки новых машин. Наша страна развивает международное социалистическое сотрудничество, специализацию и кооперацию во многих областях производства. В автомобилестроении мы сосредоточили свои силы на автобусах за счет среднегабаритных грузовиков и тракторов, которые можем ввозить из социалистических стран, в первую очередь из Советского Союза, в большом количестве и хорошего качества. Хорошим примером интеграции может служить сотрудничество ВНР и СССР в производстве легковых автомобилей. Венгрия не выпускает таких машин и, чтобы как можно успешнее удовлетворить растущие потребности населения, включилась в работу Волжского автозавода в форме кооперации. Наши предприятия поставили уже больше 1 миллиона комплектов для «жигулей»; каждый комплект состоит из 18 видов деталей. А взамен мы получили 50 000 автомобилей ВАЗ. Всего же у нас почти 100 тысяч «жигулей». В советско-венгерских контактах, как и вообще в торговле между странами — членами СЭВ, все более значительное место занимает товарооборот на основе кооперации, и сотрудничество в области автомобильной промышленности является, пожалуй, одной из самых характерных черт развития социалистической интеграции. Многие результаты работы нашей автомобильной промышленности мы покажем на юбилейной выставке «30 лет Народной Венгрии», которая открывается в апреле этого года на ВДНХ в Москве. В эти дни во всех социалистических странах идет разработка народнохозяйственных планов на 1976 —1980 годы. Наше внешнеторговое предприятие «Могюрт» готовится к тому, чтобы в следующей пятилетке способствовать динамичному развитию товарооборота между нашими странами и поднять на более высокий уровень автомобильный транспорт.