30
31
Испытывает «За рулем»Одно из проявлений автомобилизации — рост числа любителей путешествовать на собственных колесах. Становится тепло — и дороги заполняют автотуристы. Воз; осшая надежность современных автомобилей отодвинула на второй план вопрос о возможности добраться в то или иное место. Главной заботой стало жилье, причем не только на местах отдыха, но ив пути. Строительство мотелей, кемпингов и автотурбаз пока отстает от запросов, поэтому основным видом жилища остается туристская палатка. Известно, какие ограниченные возможности она может предоставить для отдыха. И если с этим вынуждены мириться пешие туристы, для которых главное — ее вес, то автомобилистов такая палатка мало устраивает, поскольку их в первую очередь интересует удобство. В последнее время наша промышленность начала выпуск для автотуристов нескольких образцов специальных складных жилищ. Редакция получила от заводов-изготовителей для испытания два из них — багажник-палатку, устанавливаемую на крыше автомобиля («За рулем», 1974, № 6), и прицеп «Скиф» («За рулем», 1973, № 3). Летом минувшего года мы на «Жигулях» ВАЗ—2101 провели две недели отпуска со «Скифом» и две недели с палаткой АП-1. Скажем сразу: эффект превзошел наши ожидания. В путешествие по городам мы взяли палатку и останавливались на ночлег в кемпингах, на специальных площадках для отдыха или на подходящем пятачке возле дороги, словом, где придется. Когда палатка была сложена, нас спрашивали, где мы взяли такой хороший багажник, а когда он на глазах в течение минуты превращался в палатку с поролоновыми матрацами, раздавались возгласы удивления и восторга. В самом деле, нам не приходилось беспокоиться ни о кроватях под крышей, ни о сырости или твердости земли, и нас вполне устраивало место 30даже на асфальтированной стоянке. Что же касается самого сна, то лучшего трудно было желать. Для двоих в палатке места больше чем достаточно. В теплые ночи мы открывали окошко и вход, оставляя сетку от комаров, а в прохладную погоду пользовались спальными мешками. В дождь палатка не пропускает воду, но, чтобы после сборки от нее не промокали матрацы, мы накрывали их предварительно полиэтиленовой пленкой. Кажется, единственное пожелание, которое можно адресовать заводу, — это немного усилить изголовье, так как тонкий его лист чрезмерно прогибается. Выло интересно определить, к ак влияет этот «багажник» (весом 40 кг) на поведение машины в движении. Выяснилось, что при скоростях до 100 км/час его присутствие почти не ощущается, даже на поворотах. Только при разгоне с этой скорости чувствовалась некоторая «ленивость» автомобиля, а на крутых поворотах ухудшалась его устойчивость и управляемость. Но с такими большими скоростями ездить рискованно и без груза на крыше. Очень нужной оказалась палатка в поездках на рыбалку в выходные дни. Установка ее на машину занимает несколько минут — достаточно закрепить на водосливном желобе шесть кронштейнов. Рыболовы, известно, народ неприхотливый и тратить время в ущерб рыбалке на устройство комфортабельного ночлега не желают. Спать в машине — вариант для них вполне приемлемый, но разместиться в ней могут лишь два человека. С палаткой же на крыше четверо обеспечены сухими и удобными спальными местами. Для отдыха на природе в оставшиеся две недели отпуска мы присоединили к нашему автомобилю прицеп «Скиф», будучи знакомы с ним лишь по описанию, которое обещало нашему экипажу (трое взрослых и ребенок) удобное жилье.Прицепное устройство удалось установить довольно быстро благодаря прилагаемому к «Скифу» руководству и совпадению установочных размеров. Поскольку допускаемый вес прицепа, буксируемого ВАЗ — 2 101 , 300 кг, а «Скиф» с комплектом мебели, верандой, матрацами весит 260 кг, мы положили в него еще спальные мешки, посуду, продукты, газовую плитку с баллонами и надувную резиновую лодку. Благодаря этому в салоне не пришлось везти никаких вещей, а багажник машины был загружен лишь одеждой. Наше знакомство с ходовыми качествами автомобиля, когда он буксирует «Скиф», началось на улицах города. Опасение, что с ним будет трудно маневрировать в тесных потоках транспорта, быстро рассеялось. Замечательная способность прицепа следовать почти по колее автомобиля при повороте, запас мощности двигателя, достаточный, чтобы не почувствовать влияния дополнительного груза, большие задние фонари указателей поворота и стоп-сигнала, хорошо заметные на большом расстоянии, — все это позволило двигаться как обычно. Лишь после обгона мы возвращались в свой ряд несколько позже, чем привыкли это делать без прицепа. Должны отметить, что эффективность торможения, к ак выяснилось позже, во многом зависит от загрузки прицепа, точнее от распределения веса груза в нем. «Скиф» не имеет тормозов, поэтому при замедлении он значительной частью веса давит на свою переднюю опору, то есть на шар прицепного устройства, нагружая через него задние колеса автомобиля. Эффективность торможения, таким образом, увеличивается. Если же центр тяжести прицепа дополнительным грузом смещен назад, за ось его колес, то вместо того, чтобы давить на шар с оптимальным усилием 15—30 кг, прицеп стремится приподнять заднюю часть автомобиля, что отрицательно сказывается Р азложенный «Скиф» представляет со бой удобный двухкомнатный домик.располагает к отдыху и создает хорошеене только при торможении, но и при движении. Поэтому вещи в прицепе следует располагать так, чтобы обеспечить указанное усилие (его можно проверить, приподнимая руками водило прицепа до его присоединения). Влияние «Скифа» на автомобиль при движении по хорошему шоссе практически не сказывается до скорости 80—90 км/час. Далее начинают проявляться неровности покрытия, заставляющие прицеп сильнее «клевать» или «приседать», соответственно нагружая и разгружая задний мост автомобиля. Чем значительнее неровности дороги, тем при меньшей скорости дает знать о себе прицеп. Разумеется, чтобы лучше сохранить машину, следует выбирать такой режим движения, при котором она меньше испытывает толчки. Пожалуй, единственное, что пришлось осваивать, — это задний ход для разворота или заезда на стоянку. Должны признаться, потребовалась специальная тренировка, прежде чем стало удаваться двигаться по желаемому пути. Дело было в том, что мы невольно принимали прицеп в качестве продолжения машины и действовали рулем автоматически, к ак обычно. Но, поскольку прицеп соединен с автомобилем не жестко, а шарнирно, наши действия иногда были как раз противоположны тем, которые требовались. В этом нетрудно разобраться, взглянув на схему. Если автомобиль и прицеп не находятся на одной прямой, а именно такое положение возникает уже в начале движения задним ходом, то для выравнивания их руль надо поворачивать в ту сторону, куда отклонился прицеп. Когда продольные оси машины и прицепа в начале маневра совпадают (см. схему), то для движения назад налево руль надо поворачивать сначала вправо, чтобы прицеп занял нужное положение, а затем поворотом руля влево поставить автомобиль на одну с ним прямую. Для движения назад вправо руль поворачиваем соответственно сначала влево, а затем вправо. Понятно, что меньше придется маневрировать, если сразу, когда еще движемся вперед, поставить машину так, чтобы прицеп был направлен в нужную сторону. Если же из-за недостатка места трудно или невозможно развернуться с прицепом, то самое простоеотсоединить его (благо это делается легко и быстро) и развернуть руками, что под силу даже одному человеку. На первую ночевку мы остановились на асфальтированной площадке вечером во время довольно сильного дождя. Разложить «Скиф» и поднять сложенный в нем тент удалось за несколько минут. Образовавшееся помещение с высоким потолком, большой постелью для взрослых и диванчиком, тут же превращенным в кровать для ребенка, да еще свободное место для прохода и столика может обрадовать даже самого взыскательного путешественника. Воспользовавшись спальными мешками и подушками, мы прекрасно устроились для сна, совершенно не мешая друг другу. Утром с сожалением обнаружили кое-где следы воды, проникшей через крышу в местах контакта ее с распорными трубами каркаса. Чтобы избавиться от этой неприятности, в дальнейшем приходилось защищать верх нашего дома полиэтиленовой пленкой. Думаем, что завод-изготовитель, которому известно это и другие, более мелкие неудобства, примет меры к их устранению. Тут же нам пришлось демонстрировать «Скиф» и отвечать на вопросы первых «экскурсантов» (как мы их потом называли), потому что на каждой остановке вокруг собирались заинтересованные автомобилисты. Большинство из них не только вообще первый раз видели «Скиф», но и не слыхали о нем, а те, кто знал прицеп по описаниям в нашем журнале, не представляли себе удобств, которые он дает. И сейчас помнится радость, которую мы испытали на следующий день, остановившись на берегу озера, когда присоединили к разложенному «Скифу» входящую в его комплект комнату-веранду. Получившийся уютный домик, в котором можно было сидеть за столом на стульях, готовить пищу, ходить в полный рост и отдыхать на мягкой просторной постели, создал такой комфорт, о котором трудно было и мечтать. Целых четыре дня мы наслаждались в нашей «даче», и только желание познакомиться с другими красивыми местами возобладало над удовольствием, которое получили здесь. Три раза ставили мы «дачу», и всегда окружающие с большим интересом наблюдали, к ак маленький прицеп на их глазах вырастал в просторный двухкомнатный домик, а спустя несколько дней убирался, как джин в бутылку. Еще раз пришлось убедиться, сколь мало уделяется внимания не только рекламе, а просто информации о новых товарах. Достаточно сказать, что даже в московском магазине, где продается «Скиф», стоит сложенный образец с маленькой табличкой. Конечно, в этих условиях не представишь себе, как привлекательна и удобна складная «дача», а отсюда — и незаслуженно малый интерес покупателей. Между тем многие, кто видел нас рядом с автотуристами, жившими в маленькой палатке или просто в машине, тут же прикидывали, где, когда, с кем в складчину купить «Скиф» (цена его 850 рублей) и куда, захватив уже все семейство, поехать будущим летом. После поездок «Скиф» хранился в обычном боксовом гараже. Со снятым водилом он встал вертикально на свои резиновые подушки рядом с автомобилем. Мы уверены, что палатка-багажник и «Скиф» станут спутниками многих автотуристов. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженер 31