В помощь организациям ДОСААФШаги пятилеткиКЛАСС ЛАБОРАТОРНОПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙВ № 3 журнала за этот год была помещена вкладка «Комплексный класс». В этом номере мы продолжаем серию плакатов, выполненную нашим корреспондентом О. ШОРОХОМ после детального ознакомления с организацией учебного процесса в таганрогской образцовой автошколе, коллектив которой выступил инициатором социалистического соревнования среди организаций ДОСААФ в завершающем году пятилетки. Тема очередного плаката — класс лабораторно-практических занятий. Класс размещенв общем комплексегаража . Такое расположениеоправдано . потому что максимальноприближает занятия кпроизводственным условиям, сокращает расстояния транспортировки горюче-смазочных материалов . К тому жешумработающихдвигателей не мешает занятиямв основном корпусе. Класс разбит на два помещения . В одном находятся автомобили, в другом — двигатели | для горячей регулировки. Методические пособия рекомендуют иметьмашиныдвух типов — о бычныеиповышенной проходимости. В соответствии сэтимирекомендациямив классе стоят два ЗИЛ —130 (1), по одному ГАЗ — 66 и ГАЗ — 53. Перед каждым из них ! на стенде установлен один соответс твующий ему двигатель (4), на котором | можно хорошоувидеть те соединения . а грегатыи устройства, к которым на автомобиле доступ затруднен . Чтобы при действующем двигателе не | п роизошлоотравления , о тработавшие газы выводятсяватмосферу отдельно от | каждого автомобиля черезрезиновые патрубки. На боковой стене классарасположена большая электрифицированная схема (2) с мазки . По ней легко проследить, какие точки ивкакиесроки необходимо смазывать. Для удобства технического обслуживания автомобили стоят на осмотровых ка навах (6), к оторыеоблицованы светлой I плиткой, х орошо освещены, имеют НИШИ дляинструмента . З апас необходимо го инструмента , приспособлений хранит ся в основном шкафу (3) и при прове дении тех или иных работ по двигатели выдается на рабочие столы (5), снабжен ные инструктивнымикартами . Каждый рабочий пост включаетеще стенд (7) с верстаком . Стенд имеет нехитрое приспособление: п лакаты , о тносящиесяк определенному типу автомобиля, склеены в виде непрерывной ленты, к оторая | з акреплена на барабанах . Любой автомобильможетпри необходимости покинутьпомещение — для этого имеются ворота (8). В соседнем помещениинаходятся установленные на стендах двигатели (9) для отработки навыковрегулировки всех систем. Все вращающиесяидвижущиеся детали (приводные ремни, ш кивы , вентилятор) з акрытыограждением . Выброс отработавших газов ватмосферу осущес твляется от каждого двигателя отдельно черезрезиновыешланги . В этом классе преподаватель может разрегулировать любую систему, а курсанты обязаны по характернымпризнакам определить во времяработыдвигателя , что именно нарушено , и затемпроизвестиправильную регулировку. Т акиезанятияинтересныипродуктивны , на них вырабатывается умение быстро определ ятьиустранятьнеисправность — качество, о ченьважное для водителя.Задания—досрочно!С самого начала года автомобилестроители и автотранспортники активно включились во Всесоюзное социалистическое соревнование работников промышленности, строительства, транспорта за досрочное выполнение народнохозяйственного плана на 1975 год и успешное завершение девятой пятилетки. Ударным трудом ответили они на постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Значительный шаг к завершающим рубежам пятилетки был сделан автомобилестроителями еще в минувшем году, когда многие предприятия выполнили основные пункты своих социалистических обязательстр. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования за досрочное выполнение народнохозяйственного плана 1974 года награждены переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ десять коллективов автомобилестроителей: Производственные объединения «АвтоВАЗ», ГАЗ, «АвтоЗИЛ», «Автодизель», минский, кременчугский и уральский автозаводы, ГПЗ-1, научно-исследовательские институты НАМИ и НИИТавтопром. В своих социалистических обязательствах на 1975 год коллектив Волжского автомобильного завода взялся изготовить дополнительно к плану 1000 автомобилей и представить к аттестации на Знак качества модель ВАЗ—21011. Коллектив производственного объединения «АвтоЗИЛ» обратился к работникам всех машиностроительных предприятий страны с призывом встать на ударную трудовую вахту пятого, завершающего года пятилетки, развернуть массовое социалистическое соревнование за досрочное завершение пятилетнего плана. Инициаторы соревнования достойно держат слово, успешно осуществляя огромную программу пополнения автомобильного парка страны более производительной и экономичной техникой. Каждый рабочий день нынешнего года стал для зиловцев днем- ударного труда. Они обязались выполнить задание пятилетки по объему производства досрочно — к 10 декабря 1975 года, а план текущего года — 26 декабря и решили выпустить сверх государственного годового задания 1100 грузовиков. Новый трехосный восьмитойный автомобиль ЗИЛ—133, который будет выпускаться на новом конвейере, перспективный дизельный автомобиль — все это в планах завода на завершающий год пятилетки. Многое уже сделано ЗИЛом: досрочно разработаны совместно с ярославскими моторостроителями конструкции автомобилей первой очереди КамАЗа. В целом московские автомобилестроители обязались выпустить в завершающем году 2100 грузовиков и легковых автомобилей сверх плана, а Московская область (г. Ликино-Дулево) 100 автобусов. Задания по КамАЗу, как важнейшее дело, вошли в социалистические обязательства трудящихся автозаводов и даже целых областей. Досрочно, к 28 декабря обязался коллектив ярославского объединения «Автодизель» создать мощности, обеспечивающие к 1976 году комплектацию топливной аппаратурой автомобилей КамАЗ. Выполнить в 1975 году все заказы Камского автозавода обязались трудящиеся Ленинграда и Ленинградской области. И конечно, строительство КамАЗа считают важнейшей своей задачей трудящиеся Татарской АССР. Камазовцы решили завершить досрочно, к 7 ноября план строительно-монтажных работ. Это означает, что должно быть сдано под монтаж оборудования 900 тысяч квадратных метров производственных площадей и завершены все основные работы по строительству первой очереди комплекса. Участники строительства автогиганта, принимая столь высокие социалистические обязательства, обратились ко всем проектным и конструкторским организациям, ко всем работникам Советской индустрии с призывом обеспечить досрочное выполнение заказов КамАЗа. Комплекс вступил в предпусковой период в обстановке большой трудовой активности на всех участках стройки. В ходе социалистического соревнования автомобилестроителей рождаются новые его формы, новые почины, Ширится в стране замечательное движение, начало которому положили горьковские рабочие, ударники коммунистического труда, выступившие с призывом «Ни одного отстающего рядом!». Это движение на горьковском автомобильном заводе получило выражение в развитии наставничества, как одного из важнейших методов передачи молодежи передового опыта и навыков кадровых рабочих, трудовых традиций рабочего класса. Истоки этого движения, развернувшегося в завершающий год пятилетки, уходят в первые годы рабоуы старейшего автозавода страны, когда ударники довоенных пятилеток «брали на буксир» отстающих. Такая преемственность рабочих традиций помогает коллективу предприятия успешно завершить большую программу. Недавно горьковчане начали делать новую машину — ГАЗ—52-04 вместо Модели ГАЗ—51. В планах завода — новые модели ГАЗ—24-03 («скорая помощь») и «Волга»-седан с дизельным двигателем. С девизом «Дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами!» работают, соревнуются кременчугские автомобилестроители. У них напряженная программа: они обязались завершить пятилетку к 10 октября. Итогом самоотверженного труда автомобилестроителей страны будут тысячи автомобилей сверх плана.