СОВЕТСКАЯ ^ТЕХНИКАВосьми колесные великаныБольшинство посетителей юбилейной выставки, посвященной 50-летию советского автомобилестроения, обращали внимание на приземистые, длинные, похожие в какой-то мере на гигантские сороканожкиМАЗыи невольно задавались вопросом: для чего предназначены эти автомобили? Подобный вопрос возникает, как правило, у горожан, привыкших к развитой сети шоссейных дорог, к широкими прямым магистралям. Но представьте себе безбрежные просторы тайги, непроходимые топи болот, селения, разделенные десятками, сотнями километров, и бездорожье или доро ­ ги, по которым даже мощный трехосный ЗИЛ продвигается с трудом. А ведь Сибирь, Север и Дальний Восток — это строительство новых городов, с ооруже ­ ние Байкало-Амурской железной дороги, освоение нефтяных и газовых месторождений и других природных богатств, которые таят в себе недра земли. Широта масштабов и размах строительства связаны с массовостью перевозок крупногабаритных грузов, и без решения этой проблемы невозможно освоение новых районов. Всего несколько десятилетий назад решение этой задачи было связано с огромными техническими трудностями. Теперь появилась новая техника, в частности предназначенная для транспортировки грузов. Начались испытания опытных образцов автомобилей, предназначенных для труднодоступных районов. Новое семейство включает бортовой грузовик МАЗ—7310 (прежнее обозначение МАЗ—543П), самосвал МАЗ—7510 и тягач-трубовоз МАЗ—7910. Все три автомобиля — четырехосные полноприводные (колесная формула 8X8 ) и могут эксплуатироваться в условиях бездорожья и на естественных грунтовых дорогах. Конструктивно они воплощают немало решений, сравнительно редко применяемых в грузовиках, и являются уникальными в многообразной семье отечественных автомобилей. Машины эти во многом унифицированы, поэтому вначале рассмотрим, что у них общего в конструкции. На четырехосных МАЗах применен двенадцатицилиндровый V-образный ди ­ зель Д12А—525А мощностью 525 л. с. при 2000 об/мин. Наибольший крутящий момент 214—236 кГм при 11001400 об/мин. Облегчает управление гидромеханическая трансмиссия, состоящая из одноступенчатого гидротрансформатора и трехступенчатой планетарной коробки пере22дач. В нее введена повышающая передача — двухрядный редуктор, который используется для увеличения скорости при движении по дорогам с усовершенствованным покрытием. За коробкой передач установлена раздаточная коробка: двухступенчатый двухрядный трехвальный редуктор с пневматическим управлением. Ведущие мосты автомобилей имеют оригинальную конструкцию; каждый состоит из центрального редуктора, двух полуосевых карданных валов, двух ко ­ лесных планетарных передач. Рулевой механизм оснащен гидроусилителем и сделан двухступенчатым: винт — шариковая гайка и последовательно работающие с ними рейка — зубчатый сектор. Такое конструктивное ре ­ шение — новинка для нашего автомобилестроения. Поскольку все автомобили семейства четырехосные и имеют большую длину (от 10,23 до 11,49 м ) , для уменьшения радиуса поворота и снижения износа шин управляемыми сделаны колеса двух передних мостов. Передние подвески (первый и второй мосты) — независимые, рычажно-торсионные с поперечным расположением вильчатых рычагов и двумя продольными торсионами на каждое колесо. У трубовоза конструктивно однотипные с ними задние подвески (третий и четвертый мосты) имеют дополнительный торсионный вал на каждое колесо. У самосвала же задняя подвеска балансирная, с продольными полуэллиптическими рессорами. Что касается бортового грузовика МАЗ—7310, то у него все четыре пары колес подвешены независимо на торсионах (по два на каждое колесо). Таким образом, представители нового семейства имеют независимую подвеску всех колес — редкая для тяжелых грузовиков особенность. Шины размером 1500X600X635 ммс регулируемым давлением; его нормальная величина — 3,5 кГ/см 2 . Когда надо преодолеть трудные участки, проехать по заболоченной и песчаной местности, рыхлому снегу, давление можно снизить до 1 кГ/см 2и тем самым существенно повысить проходимость. Следует отметить, что восьмиколесные МАЗы — самые крупные из отечественных автомобилей с системой централизованного ре ­ гулирования давления воздуха. Рама у всех трех модификаций клепано-сварная с лонжеронами корытообразного сечения и сварными трубчатыми поперечинами, рассчитана на большие нагрузки, возникающие при движении по пересеченной местности. У бортового грузовика и самосвала по две двухместные кабины, изготовленные из полиэфирной смолы, армированной жгутовой стеклотканью. У трубовоза — одна такая кабина. Наибольшая скорость всех моделей — 60 км/час. Контрольный расход топлива составляет около 80 л на 100 километров пути. Машины несколько разнятся по характеристикам в той части, которая связана с их назначением. Бортовой автомобиль МАЗ—7310 предназначен для перевозки грузов на строительстве газовых и нефтяных промыслов, газопроводов, нефтепроводов, для обслуживания буровых при разведке нефти, газа, для других работ. Его можно эксплуатировать как одиночную машину ив составе автопоезда. При работе с прицепом его общая грузоподъемность составляет 38тонн. Вес в снаряженном состоянии — 22,7 тонны. Д орожный просвет этой ма ­ шины, рассчитанной преимущественно на грунтовые дороги, сделан довольно значительным — 385 мм . У автомобиля ем ­ кие топливные баки (1220 л), обеспечивающие большой запас хода (1525 километров по контрольному расходу топлива), что важно в малонаселенной местности, где редки заправочные пункты. Автомобиль-самосвал МАЗ—7510 предназначен для различных строительных грузов весом до 19 тонн и объемом до 3 11,55 м , а также может быть использован для перевозки длинномерных грузов (при открытом заднем борте). Вес в снаряженном состоянии (24 т) у него несколько больше, чем у бортового грузовика МАЗ—7310 в связи с наличием подъемного механизма. Д орожный просвет 400 мм . Запас хода по контрольному расходу топлива 650 километров, поскольку эта машина будет использоваться на сравнительно коротких расстояниях. Платформа автомобиля — м е ­ таллическая, сварная, опрокидывающаяся назад. Механизм подъема гидравлический с дистанционным управлением. Самосвал отличается от бортового грузовика не только кузовом. Если база передней тележки (первая и вторая пары колес) у него та же , что у МАЗ—7310 (2200 мм), то база задней тележки — меньше (1700 мм), поскольку вместо торсионной применена балансирная рессорная подвеска. Кроме того, у самосвала короче и расстояние между центрами второй и третьей пар колес: 2470 мм вместо 3300 мм . В результате вся машина короче (10 235 мм против 11 700 мму МАЗ—7310) и маневренней, что для самосвала имеет немаловажное значение. По колее колес (2375 мм), ширине (2980 мм) и высоте (2925 мм ) обе одинаковы. Третья модель, трубовоз МАЗ—7910, по базе всех тележек одинакова с МАЗ—7310, имеет длину 11 490 мм , а изза большого упорного щита позади кабины и широких коников (необходимое оборудование любого трубовоза) е го высота — 3500 мми ширина — 3050 мм . МАЗ—7910 предназначен для перевозки труб различного диаметра длиной до 12 метров. Грузоподъемность шасси составляет 18 тонн. В снаряженном состоянии автомобиль весит 24,3 тонны, а до ­ рожный просвет у него 380 мм . Запас хода (по контрольному расходу топлива) — 875 километров. На машине установлено специальное оборудование, с о ­ стоящее из сварной рамы, двух коников (устройств для удержания в связке перевозимых труб) с увязочным механизм ом (для фиксации труб) и упорного щита (предохраняет кабину от повреждения трубами при торможении). Все три четырехосные машины МАЗ , представленные на выставке, неизменно вызывали живой интерес у посетителей. Две машины — самосвал и трубовоз — экспонировались как опытные образцы. Что касается модели МАЗ—7310, то она демонстрировалась как серийный образец, поскольку промышленная партия этих грузовиков, получившая среди водителей прозвище «Ураган», у же эксплуатировалась определенное время на круп ­ ных стройках. Г. КОНСТАНТИНОВ, Е. МАТВЕЕВ Иллюстрации — иа 4-й странице обложки