Отвечают автозавода.специалистыВолжскогоКОГДА ЗАКЛИНИЛО ЗАДНЮЮ ЦЕПЬЧитатель Б. Федотов из Воронежской области спрашивает, не опасны ли закрытого типа кожухи задней цепи мотоцикла. Ведь если цепь во время езды оборвется или соскочит со звездочки, — пишет он, — то может последовать падение. Как поступить, чтобы этого не произошло и как действовать водителю, если это все же случилось? Возможность заклиниваниязадней цепи при обрыве или рассоединениив кожухах закрытого типа действительно существует. На спортивныхидорожных мотоцикл ах большой мощноститаких кожухов, как правило , не ставят, х отявэтих случ аях происходит более интенсивный износ цепи. Кроме того, о ткрытая цепь всегда перед глазами , а стало быть, под контролем . Сами цепи на таких мотоциклах приходится применять более прочные и тяжелые. Н екоторыезаводы делают закрытые цепные кожухи из хрупкойи легкой пластмассы . Такой кожух от удара разъе динившейся цепи разлетается на куски, и возможностьзаклинивания цепи почти исключается. Самопроизвольное рассоединение цепи можнов какой-то мере предупредить, если поставить на цепной замок (соединительное звено) п редохранитель ­ ную скобочку из жести . Соскочить цепь может по несколькимпричинам : если неверно установлена, не отрегулирована , не смазана ; когда сильно изношена или долго работалаив ней врезультате этого неизбежно возникают усталостные напряжения. Мер ыпрофилактикиясны : п равильная установка, регулировка, своевременная смазкаизамена . Об уходе за цепями мы не разписаливжурнале (1969, № 3, стр. 25; N° 12, стр. 27; 1973. N° 4, стр. 19). Ну а если все-таки цепь заклинитизаднее колесо окажется заблокированным, то есть перестанетвращаться ? Как поступить водителю? Прежде всего — сбросить «газ» и вык лючить сцепление. При этом руль крепко держатв руках, с тараясь насколько возможносохранитьпрямолинейное движ ение мотоцикла. Ноги спускаютс подн ожек на дорогу, п репятствуятаким обр азом падению мотоцикла на бок. Если покрытиенескользкое , можно для скор ейшей остановки воспользоваться ручным тормозом. Р ольпассажира , если он есть, сводится к тому, ч тобы тоже расс тавить ноги икрепчедержаться на сиденье. Вот, п ожалуй , и все, что можно сделать. А вообще следует сказать , что обрывыисоскакивание цепи — я вления сравнительно редкие, и далеко не всегда они приводят копасным падениям.Кузова «жигулей» о крашиваютсяв нес колько слоев: п ервый слой — электроф орезный грунт красно-коричневого цвета, второй слой — э поксидный грунт серого цвета, затем — три слоя эмали. Собирают иокрашивают автомобили на конвейере . Поэтому «избежать» какойлибо операции из всего технологического процессаокраски ни один кузов не может. От сильного удара весь комплекс лакокрасочного покрытия может отслоиться до металла. Мелкие повреждениятакого рода достаточно закрасить эмалью из баночки, входящей вкомплект автомобиля. При более крупныхповреждениях поверхность кузова нужно зачистить . о тшлифоватьизагрунтовать . При этом следует применятьглифталевые грунты № 138 или ГФ-0,20 либо нитрогрунт № 147. Любой из них сохнет в течение 30 — 60 минут. На обработанныйтаким образом участокнаносят (лучше краскораспылителем) эмаль. Для подкраски можно использовать синтетическую эмаль М-197 с последующей горячей (температура 100°С) с ушкой . Подходит и нитроэмаль НЦ-11, в ысыхающая при комнатнойтемпературе . Правда, она менее прочна и менее долговечна. Не стремитесь подобрать цвет эмали по названию или номеру. Сделать это практически невозможно, поскольку даж е эмали одного номера, но разных партий могут различаться по оттенку. Нужно учитыватьи то, что в процессе эксп луатациилакокрасочноепокрытие автомобиля, о бветриваясь , выгорает, несколько меняет оттенок. Поэтому при подк раскеавтомобилячаще всего приходится подбирать цвет и оттенок эмали, сос тавляя ее из эмалей двух-трех цветов. Если почувствуете, что самому выполнить эту работу не под силу, обратитесь за помощью на станцию обслуживания.ВАЗ —21011. п родающиесяу нас в стране, имеют одно название — «Жигули». Цифровой индекс, следующий за сокращ еннымнаименованием завода — ВАЗ, обозначает класс, вид ипорядковый номер модели (см. «За рулем». 1974, № 11). Эти же автомобили на зарубежныерынкипоставляются под названием «Лада» с добавлением величины рабочего объема двигателя, например: «Лада — 1200» (ВАЗ —2101), «Лада —1500» в одних странах или «Лада — 1500-люкс» в других (ВАЗ —2103).ВПРЫСК ВОДЫ... В ЦИЛИНДРЫ«Один из моих знакомых утверждает, — пишет нам В. Соловьев из Орла, — что на автомобильных двигателях может быть осуществлен впрыск воды... в цилиндры. Мне хотелось бы знать, возможно ли это выполнить на практине». Идея подавать воду во впускную трубу двигателя внутреннего сгорания отнюдь не нова. Еще в конце двадцатых годов она нашла практическое применение на тракторах , моторы которых работали на керосине. Там неизбежный для обеспечения надлежащегоиспарения керосина подогрев впускной трубы (а с ней и горючей смеси) приводил к повышению температурыв конце периода, с жатия . Как следствие, при больших нагрузках возникала детонация. Вода, в прыснутая во впускную трубу, с мешиваласьс горючей смесью, и спаряласьи отнимала у смеси избыточное тепло. Подобная система применялась на советских колесных тракторах СТЗ и ХТЗ тридцатых годов. Позже, в сороковые годы, на высокофорсированных поршневых авиамоторах тоже были испытаныустройства для расп ыления воды во впускной трубе, котор ые позволили при больших нагрузках избегать детонации, не применяя высокосортного бензина. Подобные устройства изредкавстречалисьи на двигателях гоночных автомобилей. Что касаетсяобычныхлегковых машин. то пока на них впрыск воды в цил индры не применялся , хотя эксперимен ­ ты в этом направлении ведутся. Нам известен один из них, о пробованный мастером спорта Л. Ш уваловым на двигателе «Москвича — 407» («За рулем». 1965. N° 8, стр. 5).«ЛАДА», «ЛЮКС» И ДРУГИЕ«В печати иногда встречаются незнакомые названия автомобилей ВАЗ без цифрового обозначения. Что они означают?» — спрашивает А. Коноплев из Читы. Автомобили Волжского автомобильного завода ВАЗ —2101. З АЗ - 2 102 . ВАЗ —2103.ДВЕГЕНЕРАТОРА ДЛЛ «ВОСХОДА:в которых система освещения получала питание от четырехкатушек . Однако нз-за многочисленныхслучаев перегорания ламп было приняторешение передел ать генератор так. чтобы систему освещ ения питали только три катушки , а четвертую подключить дополнительнок системе указателей поворота. Такой генератор. получивший обозначение Г421Б. в ыпускается ныне. Каждый генераторпроверяется на стенде для определенияпараметров , к оторые должны соответствовать приведенным в таблице. Чтобы улучшитьэлектроснабжение осв етительных приборов на мотоциклах стаким генератором, можно применить дополнительно аккумуляторную батарею, как об этом рассказывалосьв статье «Постоянный в помощь переменному» («За рулем», 1970. N° 8). Напряжение в цепи освещения (в) при скорости вращения вала двигателя (об/мин)«У моего мотоцикла «Восход — 2» очень слабый свет при движении. Говорят, что раньше на «Восходе» был более мощный генератор. Почему же его заменили?» — спрашивает Е. Карповский из Иркутска. Отвечают специалисты НИИАвтоприборов. На мотоциклах «Восход» и «Восход—2» применяются генераторы переменного тока (Г411 и Г421 Аи Б) с так называемым параметрическим регулированием, когда мощность возрастает по мере увел ичения оборотов двигателя и падает с их уменьшением . Этим недостатком приходится расплачиваться за простоту конс трукции . Для «Восхода — 2» во второй половине 1973 года завод автотракторного электрооборудованияв г. Орджоникидзе (ОЗАТЭ) в ыпускалгенераторы Г421А, Величины эквивалентных контрольных сопротивлений катушек , омЧисло катушекГенераторКАК ОКРАШЕН АВТОМОБИЛЬВладелец «Жигулей» В. Ситников из Хабаровска просит рассказать, как окрашиваются кузова автомобилей ВАЗ и как нужно подкрашивать поврежденные места. Г411 Г421А Г421Буказауказастоп- телей освестоп- телей зажиосвещения сигнаповогания щения сигнаповола ла рота рота200050001.4 1,5 1,53,2 3,3 3,33.9 3.92 225 431 111 26 6 5.58 8 7.5 39