СтраничкамотоциклистаУдачи и промахиДополнительное оборудованиеМногие мотоциклисты стремятся оснастить свою машину разными приспособлениями, чтобы получить дополнительные удобства. Наиболее распространенные из них — ветровые (лобовые) и коленные щитки, защитные дуги и багажник. Целесообразность применения и конструкция каждого из них диктуется конкретными условиями эксплуатации и типом машины. Однако нередко бывает, что мотолюбитель, не удовлетворившись по каким-либо причинам щитком или багажником, который можно купить в магазине, делает их сам, зачастую не очень удачно. В результате такие приспособления ухудшают основные качества машины — управляемость, устойчивость, скорость и т. д. Публикуемая здесь статья поможет мотоциклистам правильно решить вопрос о дополнительном оборудовании. Более подробные материалы о конструкции приспособлений опубликованы в следующих номерах журнала «За рулем» (год, номер, страница): 1968, 5, 19; 1969, 10, 27; 1970, 10, 19, а также в книге В. Алексеенко и Ф. Мамаева «Мотоциклетный туризм» (Изд. «Физкультура и спорт», Москва, 1972). Ветровой щиток — вещь, необходимая при сколько-нибудь длительных туристских поездках. К ак правило, кто эксплуатировал мотоцикл со щитком, уже не захочет ездить без него. «Ветровик» не только защищает от капризов погоды, которые обязательно встре36чаются на пути, он намного снижает утомляемость в дальних поездках, (вспомним: напор ветра уже при скорости 80 км/час весьма ощутим). Более того, грамотно изготовленный щиток дает выигрыш в максимальной скорости — 5—-10 км/час. Что значит грамотно изготовленный? Он должен иметь минимальную площадь и хорошо обтекаемую форму. Верхний край щитка располагают на уровне глаз водителя, так чтобы можно было смотреть на дорогу поверх кромки стекла. Угол наклона должен быть равен углу наклона передней вилки или несколько превышать его. К ак показывает практика, щиток лучше всего установить насколько можно ближе к водителю, но так, чтобы он не мешал управлению. На нашем снимке (рис. 1) — один из удачных вариантов ветрового щитка для машин ЯВА и ИЖ. «Дуги безопасности» предохраняют ноги водителя и мотоцикл при случайном падении. Какие же машины целесообразно оборудовать дугами и каковы требования к ним? Легкие мотоциклы — с двигателем рабочим объемом до 175 см3 не очень нуждаются в дугах, скорости у них невелики, падения, к ак правило, не опасны, в то же время установка дополнительного оборудования — это всегда лишний вес, особенно чувствительный для легкого мотоцикла. Для более мощных и скоростных машин дуги желательны, а на тяжелом мотоцикле с оппозитно расположенными цилиндрами, когда его используют как «одиночку», — просто необходимы. Некоторые мотоциклисты полагают, что чем прочнее и жестче дуги, тем лучше. Неверно. Ведь они при падении предохраняют только такие детали, к ак подножки, рычаги переключения передач и ножного тормоза, глушители. Не страшно, если сами дуги при этом несколько деформируются. А вот если они соперничают по жесткости с рамой, то представляют для нее серьезную опасность, так как, не смягчая удара, полностью передают его раме, которая от этого может деформироваться. Целенькие подножки при погнутой раме послужат слабым утешением. Есть и еще одна крайность, в которую бросается иной мотоциклист в погоне за «безопасностью», — это чрезмерная ширина дуг (рис. 2). Такие конструкции, да еще с резкими изгибами труб могут дать эффект, совершенно противоположный ожидаемому. При падении от наезда на препятствие (неровность дороги) мотоцикл может многократно перевернуться вокруг своей продольной оси. Результат — серьезные повреждения руля, передней и задней вилок, бака, фары, сиденья, после которых дальнейшая эксплуатация мотоцикла часто становится проблематичной. Мы уж не говорим о том, что это грозит травмой водителю. Как показывает опыт, например, на ЯВАх иИЖах рационально делать дуги шириной 600—650 мм из труб диаметром 25 — 27 мм с толщиной стенки 1,5—2 мм. Некоторые мотоциклисты используют внутренний объем дуг для хранения масла, добавляемого в бензин при заправке. На этот случай вверху и внизу дуг сверлят отверстия и закрывают их пробками.Остается сказать несколько слов о конфигурации дуг. Оправдана, на наш взгляд, «классическая» схема, приведенная на рис. 3. Коленные щитки предохраняют ноги водителя от переохлаждения, защищают от брызг и направляют дополнительно поток воздуха на двигатель. Щитки необходимы в более или менее длительных поездках, особенно при низкой температуре. Ширина и высота их должна быть такой, чтобы полностью закрывать ноги от колена до ступни, а форма — выпуклой наружу. Плоские щитки оказывают большее сопротивление движению. Посредством планок или труб щитки присоединяют к раме, а если на мотоцикле установлены дуги безопасности, то крепят на них. Иногда в щиток с внутренней стороны вделывают небольшие ящички для хранения мелких вещей. Хорошо зарекомендовали себя щитки, выпускаемые серийно минским тракторным заводом (рис. 4). Они надежно защищают ноги, при падении стоящего мотоцикла на бок предохраняют его детали от повреждения. Багажник — необходимая принадлежность мотоцикла в туристских поездках. Машина без багажника — то же, что турист без рюкзака. И этот «рюкзак» должен быть сконструирован так, чтобы удобно разместить вещи общим весом 20—30 кг. Попутно позволим себе дать совет: не берите с собой в дорогу ничего лишнего! Ведь некоторые неопытные мотолюбители везут запасные коленчатые валы и раскладушки, генераторы и газовые плиты с баллонами. Нагруженный ими мотоцикл напоминает хорошо навьюченного ишака, да и по ходовым качествам мало от него отличается. Езда с таким грузом чревата не только поломками ходовой части и повышенным износом двигателя. Она просто опасна. Мотоцикл плохо слушается руля, неохотно ложится в поворот, и в критической ситуации водителю такой машины часто очень нелегко справиться с управлением. Чтобы избежать этих отрицательных эффектов, надо располагать груз как можно ниже и ближе к центру тяжести мотоцикла. Багажник должен иметь боковые секции, на которых поровну справа и слева распределяют наиболее тяжелые вещи. Объемистые предметы — палатку, спальные мешки укладывают сверху. На рис. 5 представлен довольно распространенный среди мотоциклистов багажник. Этим требованиям он отвечает, но жесткость его недостаточна, так как нижние стержни работают на изгиб. Прочнее багажник, выполненный по схеме с ярко выраженным «треугольником жесткости» (рис. 6), в котором подкос работает на сжатие. Зеркало заднего вида намного облегчает и ускоряет ориентирование водителя в интенсивном потоке транспорта. Желательно иметь на мотоцикле два зеркала — справа и слева, чтобы полнее представлять себе дорожную обстановку. Наилучший обзор дает панорамное зеркало: оно не имеет «мертвой зоны», в которой исчезает приближающаяся сзади машина. А к