8 мая исполняется 30 лет со дня освобождения Германии от гитлеровского фашизма, а 9 мая — 30-летие освобождения Чехословакии от фашистских захватчиков. Национальный праздник народов Чехословакии.РАССКАЗЫВАЕТ Ян МАХАЙ, генеральный директор «MOTOKOB»СВАЗАРМ Союз содействия Армии ЧССРРезервом и ближайшим помощником вооруженных сил страны справедливо было названо на V федеральном съезде оборонное патриотическое общество Чехословакии СВАЗАРМ. Сейчас это одна из массовых общественных организаций трудящихся, входящих в Национальный Фронт, возглавляемый Коммунистической партией. СВАЗАРМ, объединяющий в своих рядах свыше миллиона человек, работает руна об руку с социалистическим Союзом молодежи/ физкультурными, профсоюзными организациями. Его главная цель — военно-патриотическое воспитание трудящихся, особенно молодеж и , подготовка ее к службе в армии, широкое развитие военно-технических видов спорта. Среди специалистов, которых СВАЗАРМ готовит для военной службы, значительное место занимают будущие воины — водители автомобилей. Для их обучения создана сеть автошкол и нурсов с современной базой — техническими средствами обучения, автомобилями разных марок, площадками для практической езды. Курсанты школ СВАЗАРМа, так же как и другие призывники, проходят здесь военную подготовку. В оборонном обществе широко и успешно развиваются военно-технические виды спорта — автомобильный, мотоциклетный, авиационный, стрелковый и другие. Для этого созданы благоприятные условия — сеть спортивных площадок, стадионов, треков, тиров и стрельбищ, аэродромы. Чехословацкая молодежь любит мотоциклетный и автомобильный спорт. Автомотоспортсмены СВАЗАРМа не раз участвовали и добивались больших успехов в международных состязаниях. Из воспитанников оборонного общества ЧССР вышли многие мотогонщики, гаревики, кроссмены, снискавшие себе мировую известность успехами на чемпионатах мира и Европы. Среди них — Чижен, Фальта, Стодулка, Машита, Цисарж, Шваб, Шпинька. Особенно широного размаха военнопатриотическая деятельность СВАЗАРМа достигла в дни подготовки к 30-летию победы над фашизмом. В городах и селах, на предприятиях, в учреждениях, школах прошли многочисленные встречи молодежи с ветеранами 1-го Чехословацкого армейского корпуса, который во главе с генералом Людвиком Свободой плечом к плечу с соединениями Советской Армии громил фашистских захватчиков, освобождал от оккупантов родную Чехословакию. В канун 30-летия Победы были организованы автомотопробеги по местам боев, многие свазармовцы провели митинги, возложили цветы у памятников героям на Дукельском перевале, на холме Славин в Братиславе, на площади Советских танкистов в Праге, где на гранитном постаменте возвышается танк № 23, первым вошедший в столицу Чехословакии 9 мая 1945 года. Из года в год крепнут связи СВАЗАРМа с ДОСААФ и другими оборонными обществами стран социалистического содружества. Эти тесные контакты служат делу унрепления дружбы и сотрудничества братских народов — СССР и ЧССР, всех социалистических стран.19В эти дни чехословацкий народ вспоминает бойцов и командиров Советской Армии, которые отдали свою жизнь за свободу наших народов. Многие из героев покоятся на чешских и словацких кладбищах. И чтя их память, мы думаем о той дружбе и взаимопонимании, с каким Советский Союз отнесся к нам и после окончания войны, о помощи, которую советские люди оказали в восстановлении разрушенного войной чехословацкого хозяйства, несмотря на огромные послевоенные экономические трудности в собственной стране. Мы не забываем о том, что нынешнее процветание нашего государства стало возможно благодаря тому, что 30 лет назад Советская Армия разгромила страшную военную машину гитлеровской Германии. Освобождение Чехословакии от фашистской оккупации, которое мы отмечаем, создало предпосылки для национализации промышленности ив ее составе — автомобилестроения. Производство автомоторных средств в Чехословакии имеет давнюю, почти восьмидесятилетнюю традицию. Первый легковой автомобиль был изготовлен в 1897 году. Из скромных ростков поднялась, уже на социалистической основе, сегодняшняя автомобильная промышленность, дающая пятую часть продукции всего нашего машиностроения, которое играет решающую роль в народном хозяйстве ЧССР и составляет половину нашего экспорта. По сложившейся кооперации стран — членов СЭВ Чехословакия, как и Венгрия, является поставщиком автобусов в государства социалистического содружества и специализируется также на выпуске тяжелых грузовиков. Чехословацко-советское торговое сотрудничество развивается в соответствии с Комплексной программой социалистической экономической интеграции в рамках СЭВ. Советско-чехословацкие соглашения о производственной специализации и кооперировании в области промышленности охватывают широкий круг отраслей — машиностроение, химию, электротехнику. Крупные советские поставки в ЧССР основных видов сырья и материалов — железной руды, цветных металлов, нефти, природного газа, искусственных удобрений, хлопка и других — обеспечивают многие жизненно важные потребности нашего народно-о хозяйства, развитие ведущих отраслей, в том числе и автомобилестроения. Большую роль в чехословацкой экономике играет продукция машиностроения, которую мы получаем из СССР. В послевоенные годы широко развернулся экспорт чехословацких автомобилей и мотоциклов, прежде всего в социалистические страны. Много сделало для его развития внешнеторговое объединение «Мотоков», отмечающее в нынешнем году свое 25-летие. За эти годы всего было экспортировано почти миллион легковых машин, около 200 тысяч грузовиков и свыше 2,5 миллиона мотоциклов. В Советском Союзе известны грузовые автомобили «Татра» — их работает свыше 20 тысяч, причем в разных климатических условиях, в том числе в Магаданской области. Только с 1971 года к концу нынешнего будет поставлено 5000 этих выносливых машин. Используются в СССР наши грузовики «Шкода» и «Прага». А кто у вас в стране не знает чехословацких мотоциклов — туристских и спортивных моделей ЯВА и 43. Только в 1975 году их будет поставлено 60 тысяч штук, а в 1976 мы будем отмечать экспорт миллионного мотоцикла ЯВА в СССР. Постоянными стали производственные связи между автомобилестроителями наших стран. ЧССР выпускает комплекты фар для «жигулей», подшипнини, а из Советского Союза получила за последнее пятилетие среди многих других машин 215 тысяч легковых автомобилей, 6353 трактора, 1866 бульдозеров, 1586 экскаваторов, а танже сельскохозяйственные машины. «Мотоков» является экспортером не только грузовиков, легковых автомобилей и мотоциклов, но также велосипедов, пневматических шин, резиновых и пластмассовых изделий, автомобильных принадлежностей. Хороший спрос на них объясняется прежде всего высоким техническим уровнем и качеством исполнения. Экспорт всей этой продукции в СССР — традиционный и самый большой. Советский Союз — наш основной торговый партнер. Если во многие страны мы экспортируем автомобили иногда всего десятками или сотнями штук в год, то сбыт в СССР составляет по нескольку десятков тысяч машин. Наша автомобильная промышленность высоко ценит такие возможности. Чехословацкие конструкторы и работники заводов непрерывно стремятся н тому, чтобы технический уровень наших автомобилей и мотоциклов был всегда высоким. Это приносит свои плоды. Новые модели грузовиков «Татра» получили хорошую оценку в Советском Союзе. А что касается мотоциклов, то об их качестве говорят результаты международных шестидневных мотосоревнований, которые состоялись в 1974 году. Эти соревнования убедительно подтвердили высокую репутацию нашей продукции. На дорогах Чехословакии сегодня можно встретить немало советских легковых автомобилей. Владельцы их довольны качеством этих машин. Взаимный обмен изделиями автомобильной промышленности в рамках СЭВ отвечает экономическим интересам обеих стран, создает широкие возможности для удовлетворения потребностей населения. У нас много предпосылок для дальнейшего развития научно-технического сотрудничества и торговли на самой благоприятной основе, которую составляет дружба народов СССР и ЧССР.