ИР Би тек ИИ ми ЛЛ И ОНИмя этого когда-то небольшого уральского городка, а ныне промышленного города, известно во многих странах. Славу Ирбиту принес построенный в грозном 1941 году мотоциклетный завод, чьи тяжелые мотоциклы с коляской ив военное ив мирное время пользуются неизменным спросом, особенно на селе. Там, где кончается асфальт, полнее проявляются лучшие качества ирбитских машин — высокая проходимость, выносливость. Нелегок был путь завода, от неприспособленных помещений, которых не хватало даже для размещения эвакуированных из Москвы цехов, до современного предприятия, выпустившего в завершающем году пятилетки миллионный мотоцикл. Завод ив наши дни продолжает расти. Ввести в эксплуатацию 60,6 тысячи квадратных метров производственных площадей, реконструировать ряд устаревших участков и цехов, внедрить 190 сложных агрегатных и специальных станков, поднять уровень механизации сварочных работ до 93,6 процента — таковы наши обязательства на 1976 год. Уверенность в том, что все намеченное в планах будет реализовано, базируется на прочной основе — трудовых успехах многотысячного заводского коллектива. Делегат XXIV съезда КПСС фрезеровщица Н. А. Мордяшова обязалась выполнить пятилетку в четыре года. Ее примеру последовали многие. И вот в минувшем году 429 человек завершили свою пятилетку, более 900 работников досрочно выполнили социалистические обязательства. Выпускаемые ныне мотоциклы «Урал» М—67 далеко ушли в техническом отношении от первенца завода — мотоцикла-воина знаменитого М—72. Мотолюбителям знакомы машины послевоенных лет — М — 6 2 , М — 6 1 , М—62, М — 6 3 , многие из которых до сих пор верно служат своим хозяевам. В каждую новую машину конструкторы вносили передовые решения, направленные на улучшение эксплуатационных качеств. Достаточно сказать, что двигатель М—67 по мощности превосходит М—72 почти на 60 процентов, хотя рабочий объем его меньше, а моторесурс, несмотря на это, повысился вдвое. Не сравнить и комфортабельность этих машин — простейшая подвеска колес, едва смягчавшая удары от неровностей дороги, уступила место высокоэффективным гидравлическим амортизаторам автомобильного типа, жесткая рессора коляски заменена резиновыми гофрированными элементами, не требующими, кстати, никакого обслуживания. Неудивительно, что наши мотоциклы экспортируются сейчас в 22 страны мира. Большое внимание на заводе уделяется мотоциклетному спорту. Многиеновые конструкторские идеи проходят проверку в труднейших соревнованиях, а наиболее удачные из них затем реализуются на серийных дорожных мотоциклах. О плодотворности работы коллектива завода в этом направлении свидетельствуют успешные выступления советских гонщиков на международной арене. Участвуя на нашем мотоцикле «Урал-кросс» в соревнованиях самого высокого ранга — отдельных этапах Кубка ФИМ, они не раз становились победителями и призерами. А ведь им приходилось бороться с лучшими гонщ иками мира, выступавшими на мотоциклах таких известных фирм, к ак БМВ, «Нортон», «Триумф», «Хонда». Вот что писал, например, корреспондент популярного журнала «Дас Моторрад» (ФРГ): «Я вижу на лицах многих читателей при имени «Урал» жадное любопытство. Название уже говорит о его происхождении. Три машины этого типа, управляемые тремя советскими экипажами, производят хорошее впечатление в стилистическом отношении и имеют боевой вид. И по мощностным показателям эти машины абсолютно соответствуют европейским нормам...» Ирбитский завод не только делает уникальные машины, но и выпускает по заказуЦК ДОСААФ мотоциклы с коляской для внутрисоюзных соревнований по кольцевым гонкам и кроссу. Коллектив завода постоянно наращивает производственные мощности, улучшает качество мотоциклов. В нынешнем, завершающем году пятилетки миллионная семья ирбитских мотоциклов пополнится 75 тысячами «уралов» последней модели — М—67. А. ХАЛТУРИН, заместитель главного конструктора завода Дорожный мотоцикл М—72 (746 см3). Начало выпуска — 1941 г. Мощность — 22 л. с. Скорость (с коляской) — 85 км/час. Это была первая отечественная серийная модель с карданной передачей. оппозитным двигателем и телескопической передней вилкой. Дорожный мотоцикл М—62 (649 см3). Начало выпуска — 1962 г. Мощность — 28 л. с. Скорость — 95 км/час. Этой машине 3 предшествовала модель М—61 (649 см ), от которой и заимствован верхнеклапанный двигатель, пришедший на смену нижнеклапанному мотору М—72. Дорожный мотоцикл М—67 (649 см3). Начало выпуска — 1974 г. Мощность — 32 л. с. Скорость — 105 км/час. На модели М—67 впервые для ирбитских машин применена 12-вольтовая система электрооборудования. Спортивный мотоцикл «Кросс—1» (746 см3). Начало выпуска — 1973 г. Мощность 55—60 л. с. Первые спортивные мотоциклы (М—75) ирбитский завод стал строить (малыми партиями) в 1947 году. Патрульный мотоцикл М—67П (649 см3). Начало выпуска — 1974 г. Мощность — 32 л. с. Скорость — 125 км/час (для «одиночки»). Мотоцикл оснащен специальным оборудованием. Изготовляется небольшими партиями.