Кто виноват?КустарщинаАнализируя причины аварий, специалисты всегда стараются докопаться до их истоков, до первопричины. Начинать приходится с конца цепочки, с животрепещущего факта. Легковушка, например, вдруг свернула наперерез могучему самосвалу и под его колесами превратилась в груду искореженного металла. К ак выясняется — из-за того, что заклинило рулевое управление. А вышло оно из строя потому, что в смазке механизма оказалась металлическая крошка. К ак ее туда занесло, ухаживал ли за машиной водитель? И в конце концов вырисовывается безрадостная картина: этот автомобиль был единственным транспортным средством маломощной организации, которая не имела даже примитивного гаража, машина ютилась в закутке хозяйственного двора, а нехитрый инструмент для ее обслуживания, масла, канистры и запасные колеса хранились в общей кладовушке с пожарным инвентарем, имуществом дворника и металлоломом. Условия для обслуживания машины здесь ничем не отличались от полевых,когда волей-неволей приходится лезть под нее прямо на обочине дороги. Поэтому и уход фактически ограничивался вынужденными, не терпящими отлагательства случаями. Вот и закономерный итог. Такая первопричина аварий, к сожалению, далеко не редкость. Обратимся к свежим фактам. «Волга» стремительно мчится под уклон к мосту через реку Суховскую на трассе Волгоград—Москва. Водитель Логинов пытается повернуть руль влево, чтобы не оказаться под мостом, но автомобиль не повинуется. Удар в бетонное ограждение моста — и от «Волги», принадлежащей волгоградскому областному совету Всероссийского общества охраны природы, остается груда металлолома. Автотехническая экспертиза установила, что причиной потери управляемости и аварии явилось разъединение поперечной тяги рулевого привода и резьбового наконечника рычага правого поворотного кулака. Выяснилось, что за несколько дней до этого водитель Логинов менял наконечник. При этом стягивающий хомут не был надежно закреплен, и вскоре крепление разошлось. Начался интенсивный износ резьбы наконечника и регулировочной муфты. И вот, когда машина шла под уклон и нагрузка на передние колеса возросла, резьбовой наконечник под действием боковой силы отсоединился, колесо повернулось вправо и заскользило, оставляя следы юза. Автомобиль бросило на бетонное ограждение моста, и водитель был уже бессилен выправить положение. Первопричиной этой аварии был, таким образом, кустарный ремонт. В другом карликовом автохозяйстве по неумению неправильно собрали шарнир рулевой тяги грузовика ГАЗ — 5 1 .Привело это к тому, что на шоссе Волгоград — Астрахань автомобиль перестал повиноваться рулю, свернул на полосу встречного движения, столкнулся с такой же машиной ГАЗ — 5 1 , в кузове которой ехали люди, и опрокинул ее. Автотехническая экспертиза установила, что причиной потери управляемости было отсоединение продольной рулевой тяги от рулевой сошки, случившееся в результате излома шарового пальца, шейку которого изза неправильной сборки подрезал острой кромкой вкладыш. Всех этих аварий могло бы не быть при элементарном контроле со стороны механика гаража, при наличии маломальски подходящих условий для технического обслуживания и мелкого ремонта эксплуатируемых автомобилей. Правда, и в крупных автохозяйствах случается кустарщина, несоблюдение установленных технических норм приводит к таким же плачевным результатам, но у шофера-одиночки шансов на это гораздо больше. Уже немало писалось о необходимости укрупнения карликовых и «однолошадных» автохозяйств, объединения имеющейся у них транспортной техники в общем гараже с соответствующим штатом и оборудованием. С каждым днем все очевиднее необходимость такой меры. Автомобили становятся динамичнее, конструкция их усложняется, и требования к техническому обслуживанию растут, а удовлетворить их в кустарных условиях невозможно. Возрастает и тяжесть последствий аварий, поскольку повышаются общая скорость и интенсивность движения. И. ЧАУС, автотехнический эксперт г. ВолгоградПОЧТА «ЗЕЛЕНОЙ ВОЛНЫ»Согласен с авторами статьи «Угнали машину» («За рулем», 1974, № 11) в том, что угон чаще всего совершают люди в нетрезвом состоянии без каких-либо иных целей, кроме как доехать куда-то или просто покататься. Заметив открытый автомобиль без водителя (их не пугает и тяжелый вездеход, а порой устраивает и инвалидная мотоколяска), они садятся в кабину и начинают торопливо совать в замок зажигания все. что попадется под руку. Замки, к сожалению. еще несовершенны, и очень часто пустить двигатель пара пустяков. Вот еще пример. Житель Челябинска Бердников в состоянии алкогольного опьянения угнал в г. Копейске (Челябинская область) грузовой автомобиль ЗИЛ —130. Протаранив тяжелой машиной закрытые ворота гаража, пьяный угонщик, не имевший никогда прав на управление автомобилем, выехал на дорогу. У железнодорожного переезда на высокой скорости он чуть не врезался в гигантский БелАЗ, водитель которого успел уклониться. Машина с болтающимися дверками кабины понеслась дальше. У поворота на шахту «Красная горнячка» она чудом не врезалась в переполненный маршрутный автобус. Только благодаря хладнокровию водителя автобуса, свернувшего на обочину, трагедия была предотвращена. На следующем перекрестке Бердников, не справившись с управлением. заехал в яму и лишь здесь был задержан водителями, которые преследовали преступника. Оказалось, что Бердников и ранее был дважды судим за подобные действия. На этот раз суд приговорил его к трем годам лишения свободы. А сколько подобных преступлений кончается более тяжелыми последствиями. Угонщики разбивают машины, калечат людей, гибнут сами. Угон составляет значительную часть дорожных преступлений и поэтому требует серьезных профилактических мер. Необходимо усилить правовую воспитательную работу, особенно с подростками в школах и других учебных заведениях, на производстве. Весьма полезным было бы также широко наладить выпуск надежных противоугонных устройств.А. К ОРЮКОВ , народный судья городского суда Челябинская область, г. КопейскВЫХОДИТ ИЗ ПЕЧАТИВ Издательстве стандартов выходит из печати новый Государственный стандарт СССР «Разметка дорожная» (ГОСТ 13508 — 74). Заказы на стандарт принимают все специализированные магазины Центральной конторы по распространению стандартов: 117049. Москва, Донская ул., 8. тел. 236-50-34 и 236-34-48; 700100. Ташкент, ул. Богдана Хмельницкого. 61, тел. 53-27-46; 190121, Ленинград, ул. Декабристов, 43/45, тел. 16-60-64 и 16-68-86. телетайп (позывной «ГОСТ», абонемент № 2301); 228047, Рига, ул. Аудею, 1, тел. 21-13-41; 252073, Киев, ул. Фрунзе, 152, тел. 35-42-70 и 35-22-30; 200070. Минск, Партизанский пр., 18а, тел. 44-01-11 и 23 44-32-42; 380060. Тбилиси, пр. Важа Пшавела, 20. тел. 37-56-13: 480010, Алма-Ата, ул. Мынбаева. 47; 475006, Ереван, ул. Таманцинери, 21, тел. 42-33-91; 350023. Краснодар, ул. Октябрьская, 18, тел. 9-26-25: 744000. Ашхабад, ул. Союзная. 14, тел. 5-13-88; 310103, Харьков, пр. Ленина, 66, тел. 30-31-84 и 30-39-85; 630108, Новосибирск, ул. Котовского, 40, тел. 44-60-36; 620067. Свердловск, ул. Солнечная, 41. тел. 54-02-09; 370118, Баку, ул. Нефтепереработчиков, 63. Цена издания — 80 коп. Магазины стандартов выполняют заказы предприятий, организаций и отдельных граждан как по бланкам заказа (для абонентов магазинов, подписчиков на ИУС). так и по разовым заказам, сделанным в письме или телеграммой. Заказы оплачиваются и по безналичному расчету и за наличный расчет. Кроме того, заказ может быть выслан наложенным платежом. Предприятиям и организациям, имеющим постоянную потребность в получении нормативно-технической документации и других изданий, выпускаемых Издательством стандартов, следует оформить абонемент на постоянное получение их в магазине стандартов, обслуживающем данную область, край или республику.Центральная контора по распространению стандартов