ТЕХНИКА«Запорожец—968 А »t. '".&•":'ш* ;*^<Цщ^У совершенствованнаяпанель приборов. Моторный отсекс 45-сильным двигателем. Фото А. Ганюшина и А. Гедиримсного Техническая характеристика (в скобках данные модели «968») Двигатель. Число цилиндров — 4; охл аждение — в оздушное ; д иаметр цилиндр а — 76 мм; х одпоршня — 66 мм; рабочий объем — 1198 см 3 ; с тепеньсжатия 8,4 (7,2); б ензин АИ-93 (А-76); м ощность — 45 (40) л . с. п ри 4600 (4400) об/мин; макс имальныйкрутящий момент — 8,2 (7,6) к гмпри 3200 (2900) об/мин. Трансмиссия. Сцепление — сухое однодисковое с ведомым диском диаметром 190 мм. К оробкапередач — ч етырехсту ­ пенчатая с передаточными числами: I — 3,80: II — 2,12; III — 1.409; IV — 0,964; ЗХ — 4,156. Г лавнаяпередача — п араконическихшестерен со спираль ­ н ым зубом ипередаточнымчислом 4,125. Ш ины модели И-151 размером 6,15—13. Управление. Тормоза — б арабанныес гидравлическим раздельным приводом. д вумяведущимиколодками на передних колесах и автоматической регулировкой зазора . Р улевоймеханизм — глобоидальн ыйчервяки двойной ролик . Рулевая колонка — травмобезопасная. Размеры и вес. Б аза — 2160 мм. Кол ея — 1220 мм (спереди) и 1200 мм (сзади). Длина — 3730 мм. Ш ирина — 1570 мм. Высота (без нагрузки ) — 1400 мм. Дор ожныйпросвет — 190 мм. Вес вснаря дельного бачка, поэтому на щите «передка» со стороны багажного отсека можно видеть три бачка (третий обслуживает гидропривод сцепления). Контрольная лампа на панели приборов имеет прямое отношение к этим конструкг тивным новшествам. Когда оба контура раздельного гидропривода действуют исправно, лампа загорается при нажатии на педаль и тут же гаснет. Если неисправен один из контуров — лампа продолжает гореть все время, пока нажата педаль. Усовершенствования в тормозной системе направлены на повышение активной безопасности движения. Этой же цели служит двухпозиционный регулятор наклона у зеркала заднего вида: благодаря ему водителю не так мешает свет фар нагоняющей машины. Следует от-Всем знакомы эти юркие машины с эмблемой запорожского завода «Коммунар». Они давно зарекомендовали себя как простые, надежные, неприхотливые и пригодные для эксплуатации в любых климатических условиях. Из года в год выпускаемые модели совершенствуются: увеличивается их надежность и долговечность, повышается комфорт и безопасность для водителя и пассажиров, улучшается внешняя и внутренняя отделка машин. В конце 1974 года начато производство «запорожцев» усовершенствованной модели «968А» и двух ее модификаций — «968АБ» и «968АБ2». Наряду с ними продолжается выпуск прежних моделей «968» и «968Р», с которыми читатели «За рулем» уже знакомы (1974, № 4). «Запорожец—968А» представляет собой дальнейшую модернизацию легкового автомобиля ЗАЗ—968. Что жев нем нового? Начнем с кузова. Прежде всего укажем на сиденья, однотипные с теми, что ставятся на ВАЗ—2101. У них удобной формы подушки и спинки; передние сиденья регулируются по расстоянию до руля и углу наклона спинки. Поскольку у ЗАЗ—968А, как иу его предшественников, кузов двухдверный, чтобы сесть на задние места приходится отклонять вперед по ходу машины передние сиденья. При аварии они могут изменить положение. Конструкторы нашли способ повысить безопасность: передние сиденья при закрытых дверях блокируются специальными фиксаторами, установленными на порогах. Изменения коснулись панели приборов. Теперь она покрыта травмобезопасной мягкой обивкой. Новинкой для «запорожцев» являются замок зажигания с противоугонным устройством и лампа аварийной сигнализации тормозной системы. Дело в том, что ЗАЗ-—968А, в отличие от предшественников, оснащен раздельным гидравлическим приводом к передним и задним тормозам. Его главный тормозной цилиндр однотипен с «жигулевским» и связан с подвесной (прежде была напольная) педалью тормоза. Каждая секция главного цилиндра питается тормозной жидкостью из от-ж енномсостоянии — 840 (790) кг. Расп ределение веса междупереднейи задней осямипри полной нагрузке — 40,5 и 59.5 процента . Эксплуатационные данные. М аксималь ­ н аяскорость 121 (116) к м / ч ас . В ремяраз ­ гона с места до 100 км/час при полной нагрузке — 38 (43) сек., п ринагрузке1человек — 27,5 (28) сек. Т ормознойпуть со скорости 50 км/час — 16 м. Радиус поворота — 5,5 м. К онтрольный расход топлива при скорости 3040 км/час — 5,9 л/100 км . З апас топлива — 40 (30) л .метить травмобезопасные внутренние ручки замков дверей и сами замки. Что же касается точек крепления ремней безопасности и травмобезопасной колонки руля, то эти конструктивные детали «Запорожец—968А» унаследовал еще от модели «968». Разумеется, и все другие нововведения, которые появились на ЗАЗ—968 образца 1974 года, сохранились на ЗАЗ—968А. Многих автомобилистов, естественно, интересует судьба модели «968». Ее производство сохраняется, и на ней завод постепенно будет ставить ряд узлов и деталей, внедренных на «Запорожце—968А». Модель «968» в настоящее время оснащается 40-сильным двигателем, работающим на бензине А-76. Г. КОНСТАНТИНОВ, Е. МАТВЕЕВ