Автомотоспорт и его мастераИ КАЖДЫЙ ДЕНЬБОРЬБА..^:v-:*,двух наших команд — национальной, оспаривавшей главный приз шестидневки «Международный трофей», и той , которая боролась за «Серебряную вазу». Но буквально накануне соревнований на тренировке один из советских гонщинов сломал руку , заменить его в национальной команде пришлось мне. И сейчас страшно вспомнить, к ан трудно складывались первые дни : усталость валила с ног, к аждый километр преодолевал через силу. Но ни расслабиться, ни передохнуть не имел права — ведь подвел бы тогда команду. А перед тем контрольным пунктом нападался вволю, много времени потерял на устранение неполадон вмашине . Не знаю, к ак успел отметиться — все решила одна секунда. После окончания соревнований получил золотую медаль Международной мотоциклетной федерации. Она пятая по счету, есть еще две серебряные. Что ж , т акие эпизоды, вероятно, есть в биографии многих гонщиков. Необычность рассказанноговтом , что Виктор Пылаев совершил (не побоимся этого слова) спортивный подвиг в возрасте 42 лет. Сейчас ему 45 , из них более 25 лет он отдал мотоспорту. Двенадцать золотых, восемь серебряных и шесть бронзовых медалей, завоеванных на чемпионатах СССР, у крашают спортивный путь ветерана. Впрочем, ветераном Пылаева и не назовешь — по-юношески подтянут, он и сейчас с успехом выступает в мотокроссе и многоборье. — Чем объяснить долголетие? таное спортивное— Секретов никаких нет. Просто нужно бесконечно любить мотоциклетный спорт. Не себя в нем, а то, что он дает. А остальное все просто — упорные трени ­ ровки, строгое соблюдение режима . Ну и, конечно, по возможности забывать, что каждый следующий год делает тебя старше. — А теперь вспомним, что было с вами более двадцати пяти лет назад. — Честно говоря, о мотоцикле я тогда не думал. Увлекался многими видами спорта, но, п ожалуй , больше всего лыжами иконьками . Имел первый разряд влыжныхгонках . Правда, у отца был мотоцикл, и ездил я на нем вполне прилично. В спортивном обществе «Динамо», где я занимался, об этом знали. И вот в 1949 году меня уговорили выступить в мотоциклетном кроссе вместе с сильнейш ими динамовскими гонщиками . Ничего, получилось. А главное — очень понравилось. Гак яи остался в мотоспорте. Через год мне присвоили звание мастера спорта. В этом же сезоне впервые выиграл золотую медаль чемпиона страны по шоссейно-кольцевым гонкам . В те времена редко кто из мотоциклистов специализировался в каком-то одном виде соревнований. Не был исключением и я. В пятьдесят первом, третьем, четвертом, шестом годах был чемпионом СССР по мотокроссу, а в пятьдесят пятом — вторым призером первенства. Приходилось не только упорно тренироваться, но и много работать стехникой — ведь выступали мы тогда на машинах , почти целиком созданных собственными силами. — Видимо, все это было прелюдией к самому главному вашему спортивному увлечению — многоборью? — Не совсем так . Кросс и «кольцо» оставили, конечно, большой след в моей спортивной биографии, с ними многое связано. Я и сейчас с удовольствием выс тупаюв составе команды ЦСКА, где за ­ нимаюсь уже около двадцати лет, в зимних кроссах на приз Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова. Но многоборье, п ожалуй , е ще дороже для меня. Когда впервые пришлось познакомиться с ним, вспомнил я одну историю. Случилась она во время службы в армии. Однажды взимнюювьюжную ночь подняли нашу роту по тревоге. Радиосвязь была нарушена , и кто-то должен был срочно доставить пакетс донесением в соседнюю часть. Выбор пал на меня. Много раз участвовал в соревнованиях, но такой ответственности — за себя имашину — до тех пор не чувствовал. В кромешной тьме мчался я, все время думая, к ак бы не покалечить мотоц икл , к ак бы поспеть точно в срок. Задание выполнил. Разве это не сродни тому, что испытывают ежедневно на трассах мотомногоборья наши гонщини? Этот вид соревнований не знает себе равных по военно-прикладному значению.К контрольному пункту времени он подлетел, «по-шоссейному» низко пригнувшись к рулю, резко затормозил. Торопливо подал судьям карточку. И пока они проставляли в ней время прибытия, неотрывно смотрел на минутную стрелку часов, словно взглядом своим старался удержать ее именно на этом делении. Истекала последняя минута льготного времени. И все, кто стоял рядом, облегченно вздохнули, когда буквально через секунду после того, к акв карточке была проставлена отметка, стрелка сделала свой очередной шаг. С разговора об этом эпизоде и началась наша беседа с заслуженным мастером спорта Виктором ПЫЛАЕВЫМ. Да, тем самым гонщиком, который всетаки чудом успел вовремя отметиться на KB, был Пылаев.— Произошло зто три года назад на международных шестидневных соревнованиях в Чехословании, — рассказывает он. — Я специально не готовился кним , поскольку дебютировал в роли тренера— Наверное, не случайно поэтому многоборье включается в программу всех Всесоюз ных спартаниад, в том числе и соревнования котошестой, финальные рой состоятся внынешнем году? — У каждого , к то связан с мотоциклетным спортом, должно быть самое благожелательное, теплое отношениен мотомногоборью. Несмотря на то , что внашей стране оно имеет меньшую историю, чем, с кажем , кросс, «кольцо», ипподромные гонки , тем не менее занима ­ ет почетное место. С многоборьем связан выход советского мотоспорта на международную арену, высокий авторитет, которым пользуются наши мотоциклисты за рубежом . Я был в числе техгонщи ­ ков команды СССР, которые впервые приняли участие в шестидневных соревнованиях ФИМв окрестностях западногерманского города Гармиш-Партенкирхена. Множество раз затем выступал в мотоолимпиадах ( т ак иногда называют эти состязания за рубежом) и неизменно получал огромное удовольствие от спортивной борьбы — внешне неброской, снрытой от посторонних глаз, но исключительно тяжелой . Целых шесть дней ты один на один с неизвестной многокилометровой трассой, собственным мотоциклом и часовой стрелкой. — Судя по многочисленным медалям ФИМ , завоеванным вами, эти выступления, к ан правило, заканчивались успеш ­ но? — Было всякое. Но чаще всего я действительно финишировал «по нулям» — без опозданий на контрольные пунктыи без штрафных очков. Ведь что такое многодневка? Это всестороннее испытание подготовки спортсмена и возможностей машины. В программу соревнований, помимо регулярности движения , н а трассе протяженностью 1500 — 1800 километров входят кроссы, скоростные подъемы, кольцевая тонна, другие дополнительные состязания. М не , безусловно, всегда помогала былая специализация в кроссе и на «кольце», умение в ходе многодневки переквалифицироваться на каждое данное испытание. Вот часто задают вопрос, м ожет ли здесь достигнуть успехов любой мотоциклист. Нет, наверное. Ведь в мотоолимпиадах пробовали силы многие чемпионы мира по мотонроссу и лавров не добыли, т ут недостаточно обладать высокой техникой езды, н ужно постоянно думать о последнем дне соревнований, т онко чувствовать возможности мотоцикла и, если возникнет необходимость, быстро устранить неисправности. Многоборец — это одновременно кроссмен, «кольцевик», и нженеримеханик . — М ожет быть, именно этим — необходимостью иметь столько начеств — и объясняется некоторое снижениев нашей стране интереса к мотомногоборью? — Не думаю. М огу привести десяток фамилий техгонщиков , которые способны вырасти в классных многоборцев. Они есть ив сборной команде страны, и вдругих коллективах. Эти соревнования популярны и собирают много участников на Украине , в Москве, в республинах Прибалтикиидругих . Дело иного рода. Многоборье — трудное ворганизацион ­ ном отношении состязание. Оно требует много судей, да и подходящую трассу можно выбрать далеко не везде. Но это не оправдание для тех , к то вообще не хочет проводить многоборье. Оно, повторяю, популярно среди мотоциклистов. И уверен, что финальные соревнования в этом виде мотоспорта будут одними из самых массовых. Вот еще подумали бы организаторы над тем , к ак сделать многоборье более зрелищным . Ведь можно же кросс, метание гранаты, стрельбу идругие интересные испытания проводить втаких местах трассы, которые проходят рядом с населенными пуннтами. Зрители обязательно бы пришли . Только людей нужно оповестить об этом в афишах, газетах, по радио. И конечно, многоборью просто необходим квалифицированный, интересный радиокомментарий. Без него трудно зрителям понять, что происходит на трассе. Доводы Виктора Пылаева убедительны. Сейчас он тренер в команде ЦСКА. И его мнение о мотомногоборье — не взгляд со стороны. В конце разговора наш собеседник признался, что мечтает выступить на финальных соревнованиях Спартакиады в составе сборной Москвы. Т ак что ветеран по-прежнему в спорте. Беседу провела С. С МИРНОВА35