22
23
JЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 22—29ВЕЖЛИВОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬРазмышления над письмами читателей«Прочитал в февральском номере «За рулем» статью моего коллеги Г. Абраменко «Вежливость и безопасность». М е ­ ня словно, как говорится, о божгло . Д а ­ ж е до конца не дочитав журнал, я сел писать в редакцию. Понимаете, автор как будто подслушал все то, о Чем ия думаю». Это слова шофера первого класса из поселка Средняя Ахтуба Волгоградской области А. Ковылина. А вот строки из другого письма, т оже от водителя с многолетним стажем работы за рулем В. Терешкина из Горловки Донец ­ кой области: «Прочитав статью.., целик ом присоединяюсь к автору. Вежливо и безопасно. Только так мыи должны ез ­ дить. Об этом надо говорить всем и всюду!» Я решил привести в самом начале об ­ зора откликов читателей на выступление журнала именно эти две цитаты. Они, на мой взгляд, наилучшим образом отражают то, что объединяет наших кор ­ респондентов. Во-первых, общая забота о моральном климате дороги (кстати, и журнал на эту тему выступает уже не впервые); во-вторых, мысль о необходимости неустанной пропаганды хороших манер, водительской этики, словом, всего того, что называют еще культурой движения. Разговор на эту тему и мне представляется очень своевременным и необходимым. Я тоже провел за рулем не один десяток лет ио разительных переменах в условиях движения могу судить не понаслышке, а на собственном опыте. Да, давно минуло время, когда водитель оставался на дороге нередко один-одинешенек, а потому даже плохие его манеры и стиль езды никому особых хлопот и неприятностей не доставляли, б ы ­ ли делом почти что личным. Еще лет двадцать назад мы ощущали интенсивность движения, пожалуй, лишь в центральных районах страны, да на примор ­ ских курортах. А сегодня... «Сегодня иу нас в Сибири, — сообщает П. Чанчиков из города Назарово Красноярского края, — не только скаждымгодом , а скаждым месяцем на улицах и дорогах становится все теснее и труднее для езды». Д а , п ри столь бурных темпах автомобилизации, которые характерны для наших дней, скорость и плотность транспортных потоков так возросли, так ощутимо впрямом смысле слова увеличилось число «точек соприкосновения» на дороге, что взаимоотношения между водителями, их взаимопомощь стали иг22 рать решающую роль в безопасности движения. Это объективная закономер ­ ность, от которой никуда не уйдешь. Какими бы совершенными ни были наши автомобили, какими бы ровными и широкими ни становились автомагистрали, в конечном счете благополучие всех, к о ­ го Правила дорожного движения именуют несколько сухо, но точно — участниками движения, зависит от того, насколько предупредительны и доброжелательны мы будем друг к другу. Мысль не нова, конечно. Иные читатели, наверно, отнесут ее к разряду прописных истин. Возражать не собираюсь. Но дело-то в том, чтобы все не только так думали, но главное — поступали. «Ехал я по трассе Слуцк—Бобруйск, — вспоминает в своем письме В. Селезнев из Солигорска Минской области. — У з ­ кая дорога, да выбоин множество. А обогнать — попробуй. Д аже трактористу сигналишь, сигналишь — а толку ни ­ какого. Едет себе посередине и делает вид, что ничего не видит и не слышит. Чтобы обойти его, приходится проби ­ раться буквально по обочине, по коч ­ кам. Натерпевшись от таких хамов, я ре ­ шил грузовые машины на этом участке дороги не обгонять. И вот настигаю гро ­ мадину — рефрижератор, пристраиваюсь за ним. Проходит минута — другая, смотрю, он дает световой сигнал и прижимается к обочине. Я продолжаю идти за ним. О н снова включает правую мигалку. А я недоумеваю: чего он хочет? Водитель автопоезда в третий раз включает указатель поворота, дает протяжный звуковой сигнал и, высунув ру ­ ку, машет мне — давай, обгоняй! Ну я, конечно, быстро его обошел, а в знак благодарности, выйдя вперед, тоже дал звуковой сигнал и помахал ему рукой . Но это же , товарищи, прямо «очевидное—невероятное». Я до сих пор такого не встречал, к сожалению. Хороший мне попался человек!» Вот до чего дошло, друзья. С мири ­ лись мы, что ли, с тем, что часто не мо ­ ж ем найти общего языка на общей для всех дороге, и норму поведения воспринимаем как вещь почти что исключительную? Я, правда, не склонен расценивать действия водителя рефрижератора как какую-то доблесть, но хочу сказать, что он не только поступил вежливо, а продемонстрировал, на мой взгляд, настоящую культуру вождения, а если подробнее, — точное понимание ситуации, заинтересованность в том, чтобы уд ороги был достаточно высокий ритм, а у водителей хорошее рабочее настроение. Рядом с такими людьми и трудиться легко. И ямог бы припомнить аварии, конфликты, которые возникали только из-за неуступчивости, неуместного соперничества. Но, повторяю, судя по редакционной почте, значение хороших отношений между водителями поняли многие, и это вселяет уверенность, что они станут повседневной и повсеместной нормой. Радует и тот факт, что разговор, к о ­ торый повел водитель-профессионал, поддержан и любителями. Не забудем, количество автомобилей и мотоциклов в индивидуальном пользовании стремительно растет. В транспортных потоках они уже сегодня составляют такую значительную часть, что их водители в полном смысле слова делают погоду на наших дорогах. И потому очень важно, чтобы и они не остались в стороне. А вот какой поворот этой теме придал подполковник-инженер 3. Рутштейн из Ростова-на-Дону: «Конечно, приятно, к ог ­ да на дороге машины ведут вежливые, просто хорошие люди, знающие цену водительскому труду, уважающие своих коллег. Именно коллег, так как на доро ­ ге, я считаю, не может быть разграничения на водителя-профессионала илю ­ бителя. Каждый человек за рулем любого автомобиля является участником единого процесса, и от каждогов равной степени зависит, будут в процессе этом срывы или нет». Очень правильная мысль. Перед за ­ конами дорогмы все равны. Не только в смысле ответственности, а в отношении к любой категории водителей. М е ­ ж ду тем мне кажется, далеко не все профессионалы преодолели в этом психологический барьер, что ли. Нередко кое-кто из нас, только завидев машину под личным номером , у же готов считать, что ее водитель намного уступает ему в мастерстве, а то и вовсе никуда не годится. Эта пренебрежительность, дутое превосходство на дорогедо добра не доводят. Среди автолюбителей сегодня, действительно, очень много новичков (как, впрочем, немало их и среди профессионалов). И к таким надо относиться особенно доброжелательно. Часто новичок сам терзается своей неумелостью. И именно доброжелательность поможет ему быстрее приобрести уверенность ь себе, быстрее освоить азбуку мастерства. А есть и любители — таких тоже немало, что не уступят хорошему профессионалу в водительском умении. Наконец, посмотрите, сколько личных машин днем на стоянках возле различных автотранспортных предприятий. Кончается смена, и за руль их садятся те, кто целый день «крутил баранку» автобуса или МАЗа , таксомотора или «скорой». Какие ме они любители? У меня, например, тоже личная машина — «Москвич». Почему жекомне надо относиться как-то иначе, когда я веду его, а не тяжелый автопоезд? М еждупро ­ чим, и автор письма, которое я цитировал выше, — наглядный пример в подтверждение выдвинутого им тезиса. Сейчас он водит собственную «Волгу», но, оказывается, тов. Рутштейн сам шофер первого класса и за рулем почти четверть века. Вот какой он нынче, автолюбитель. Я против предвзятости, которая еще мешает некоторым правильно учитывать возможности свои идругого водителя. Как правило, п ри описанном выше под - ходе собственные способности переоцениваются, а это уже реальная угроза безопасности движения. Как мы убедились, грань между профессионалом и любителем за рулем во многих случаях давно уже стерлась или ее почти нет. Значит, и взаимоотношения между ними, а точнее — м ежду любыми участниками движения должны и могут строиться только на принципах абсолютного равноправия и равной ответственности за безопасность движения. В то же время не менее опасно подразделять водителей по важности выполняемой ими работы. Всем нам известны машины специального назначения, и, услышав их сигнал, мы, конечно же , уступаем дорогу. Но все остальные водители друг перед другом равны. Иначе быть не может. Рассуждения типа «я везу важный груз на стройку, а ты едешь порожний» не выдерживают критики. Никакой срочностью груза или другой производственной необходимостью нельзя оправдать хамство и грубость на дороге. Если таксист будет ки ­ вать на финансовый план, водитель автобуса — на жесткий график, водитель грузовика — на тяжелый груз и так далее и тому подобное, порядка на доро ­ ге, согласитесь, не будет. Уважать надо человека за рулем, а не груз или марку машины. Конечно, не без оснований В. Никитин из Ленинграда сетует: «К сожалению, вежливость к типу машины еще нередко превалирует над уважением к человеку». Добавлю к этому: а разве так уж редко личный автомобиль служит транспортным средством для выполнения служебных обязанностей агроному и журналисту, научному работнику и инженеру, врачу и людям многих других профессий. Как же тут делить их на государственные и личные? Так что не надо на дороге «действовать локтями». М ожно сказать, что у того, кто так поступает, просто нет культуры вождения, пусть он за рулем и далеко не первый год. Конечно, когда мы говорим о культуре, то должны иметь в виду правильные взаимоотношения не только между водителями, но также между ними и автоинспекторами, пешеходами, д орож ­ никами. Этой темы касается, в частности, П. Бондаренко из Темиртау. Сравнивая обстановку движения в Карагандинской и Целиноградской областях, он описывает случай, о котором долгое время вспоминал как о фантастическом сне. Что же так поразило этого водителя? Оказывается, каждый из встречавшихся ему на дорогах Целиноградской области автоинспекторов приветствовал водителя «под козырек», непременно справлялся о самочувствии — не устал ли, а прощаясь, желал счастливого пути. «Теперь скажите, — заключает П. Бондаренко, — могу ли я нагрубить такому сотруднику ГАИ». Хорошо, к о ­ нечно, что в Целинограде каждый автоинспектор вежлив и обходителен. Но удивляться, думаю, следует другому — почему не достает этих качеств службе ГАИ в Карагандинской области (если, конечно, дело обстоит именно так, как пишет наш читатель). В случаях, которые привел водитель Бондаренко, знакомство с работниками ГАИ не было вызвано какими-то нарушениями правил движения с его стороны. Дело касалось обычной проверки машины, документов, груза. Я же хочу продолжить этот разговор, имея в видуи конфликтные ситуации. Пусть даже водитель в чем-то провинился (со всяким, в конце концов, может случиться), все равно это не оправдывает неуважительного к нему отношения, которое порой проявляет автоинспектор. Посмотрите, как корректен и внимателен наш Закон и его исполнители даже к человеку, представшему перед судом. Как много прилагается сил для того, чтобы приговор был не только справедлив по всем статьям, но и убедителен для осужденного. Почему же тот, кто вершит такой суд над проступками куда менее опасными, порой не берет на себя труд спокойно и толково, без ненужных эмоций объяснить водителю его вину, его ошибку? Просечка в талоне или штраф — и весь разговор. Я уверен, что очень многие жалобы, недоразумения между водителями и автоинспекторами вызывает не сама мера наказания, а то, как она была обставлена работником ГАИ. Обида водителю застилает, как говорят, глаза, мешает быть объективным, разобраться в собственных ошибках. А для профилактики нарушений Правил это совсем не маловажно. Порой человек, осуществляющий надзор за движением, не имеет с собой даже Правил дорож ­ ного движения. Что он, помнит их наизусть? Думаю, нет. Просто он и не ставит перед собой задачу быть доказательным в суждениях. А почему бы ему, открыв при случае книжечку Правил, не разъяснить водителю точно, в чем он разошелся сдорожным кодексом, как следует понимать то или иное его требование. Ведь автоинспектор должен быть не только контролером, но и воспитателем по мере сил. На мой взгляд, служба ГАИ вообще должна играть ведущую роль в утверждении на наших дорогах духа доброжелательности и взаимопонимания. И письмо тов. Бондаренко как раз свидетельствует о том, что за хорошим примером и ходить далеко не надо. Не подумайте, что тут ставится знак равенства между культурой и обходительностью. Но связь здесь определенно есть. Как отмечает, в частности, автор письма, у целиноградцев идорож ­ ные знаки установлены так, что видны в любое время суток. Стало быть, кульТура здесь ив организации движения. Хочется, чтобы так было всюду. Ведь если, скажем, ремонт дороги давно закончился, а знак, ограничивавший скорость, убрать забыли, если в другой раз установили без учета видимости какойнибудь указатель или предупреждающий знак и получилось, что формально он есть, а по существу его нет, — все это только от невнимания к человеку за рулем, от недостатка культуры в работе. Предвижу, что, прочитав эти заметки, многие спросят меня: ну хорошо, а как же воспитывать предупредительность и уважение друг к другу? Занимал этот вопрос и авторов писем в редакцию. Они единодушны в мнении — не давать спуска хулиганам, не проходить мимо малейших проявлений хамства за рулем и на дороге. Но не со всеми их конкретными предложениями можно согласиться. «Я читал где-то, — пишет ужеупоми ­ навшийся нами П. Чанчиков, — что в некоторых странах грубиянам и пьяницам устанавливают на машины специальные знаки или красят автомобили «в полоску». Может быть, для наведения дисциплины ввести такие знаки иу нас? Чтобы все окружающие видели, с кем имеют дело!» Что ответить на это? Я думаю, все согласятся со мной: воспитатель прежде всего должен сам являть образец в культуре поведения. Нельзя воспитывать этику неэтичными способами. Цель оправдывает средства? Нет, в так ом процессе цель и средства должны находиться в полной гармонии. Д умаю , что «мазать дегтем» машины не стоит. К тому же сегодня на ней может работать один водитель, а завтра другой. Яркими и видимыми всем, по-моему, должны быть иные примеры — примеры образцового выполнения обязанностей, дисциплинированности, взаимовыручки на дороге. Я бы красиво и броско выделял машины отличных во всех отношениях шоферов (а с созданием обществ автомотолюбителей это легко осуществимо в отношении всех категорий водителей). Вот тогда в массе настоящих ры ­ царей дорог сами обнаружат себя те, кто идет не в ногу со всеми. Д ругое предложение вносит В. Селезнев: «Так как очень часто «героев» не остановишь за руку, надо бы продавать во всех киосках сброшированные рапорты-бланки ня нарушителей правил движения. Чтобы любой водитель при необходимости мог вырвать листок, внести в него все необходимые сведения и опустить в первый же почтовый ящик. Госавтоинспекция, определив принадлежность машины, направит рапорт на предприятие, где на нарушителя заведут «дело». На первый раз — предупреждение. Если же рапорты приходят снова и снова, ясно, что за рулем хулиган, с ним и разговор другой». Что ж, в принципе о неблаговидном поступке любого водителя органам ГАИ или милиции может сообщить каждый из нас. Но право «подать рапорт», который, как принято, является основанием для наложения административного взыскания, на мой взгляд, должно быть предоставлено только наиболее опытным и ответственным из водителей, то есть тем, кто входит в отряды общественных автоинспекторов. Д ругое дело, что к надзору за дорожной дисциплиной надо более активно привлекать широкие массы отличных водителей, особенно тех, кто постоянно работает на определенных трассах, знает их вдоль и поперек. Надо и упростить по возможности систему оповещения ГАИ о нарушителях правил. Каждый активист службы безопасности движения должен иметь бланки рапортов, как говорят, под рукой. Но продавать их в киосках, разумеется, нельзя. Они должны попадать только в руки тем, кто наделен такими полномочиями. В заключение хочу сказать о том, что желаемая культура движения не достигается административными мерами, хотя они и создают для этого определенные предпосылки. Просто стремление делать добро, уважение к окружающим нас на дороге должно стать стилем поведения каждого. Благородные поступки воспитывают благородных людей. И если каждый из нас по отношению кдругому водителю, пешеходу, автоинспектору будет всегда поступать так, как хотел бы, чтобы обращались с ним, все будет в порядке. Езда станет и безопасной и приятной. В. НИКИТИН, водитель первого класса, член редколлегии журнала«За рулем»23