Ленинградский завод спортивного судостроения ДОСААФ недавно спроектировал и изготовил партию из 15 картов. Эти машины, получившие индекс КС—73, предназначены главным образом для членов сборной команды СССР, выступающей в розыгрыше Кубка дружбы социалистических стран по картингу. По сравнению с серийными картами К—5М и АК—3 таллинского и ленинградского заводов, КС—73 представляет собой полностью новую и значительно более совершенную конструкцию. Общая компоновка машины выбрана с расчетом, чтобы гонщик располагался ближе к ведущей оси 23 (см. рисунок на вкладке), так чтобы на задние колеса приходилось около 60 процентов общего веса. При этом спортсмен управляет картом, держа руль чуть согнутыми руками, а его ноги находятся почти в вытянутом положении (см. фото). На КС—73 применено жесткое сиденье 32, плотно охватывающее водителя и фиксирующее таким образом его туловище. Основу карта составляет плоская рама 34, сваренная из хромансилевых (сталь ЗОХГСА) труб диаметром 28 мм со стенкой толщиной 1,5 мм. В отличие от автомобильных, она не должна обладать значительной жесткостью на кручение. Напротив, от рамы карта требуется эластичность, потому что у карта нет никакой подвески колес, и ее отсутствие компенсируется тем, что рама слегка пружинит при наезде на неровности. Поскольку во время соревнований машины идут близко одна от другой и возможны столкновения, спереди, сзади и слева рамы предусмотрены отбойники 1, 25, 30, причем наиболее часто повреждаемый передний 1 сделан съемным, что облегчает ремонт. Для крепления силового агрегата в правой задней части рамы служат две продольные трубы 20 с опорами 14.КС—73 оснащен дисковыми тормозами 26 и 40 всех четырех колес; привод у них гидравлический, раздельный. Благодаря этому при случайном обрыве одного из шлангов 2, 24 в приводе тормоза пары колес (передняя или задняя) остаются готовыми к действию. В системе привода использован двойной главный тормозной цилиндр от автомобиля «Жигули», а функции резервуара для жидкости выполняет прозрачная пластмассовая трубка 6, идущая вдоль рулевой колонки. Собственно рулевое управление — так называемое непосредственного действия — состоит из сошки с плечом 65 мм, сидящей на рулевом валу (диаметр 20 мм, толщина стенки 1,5 мм), и двух трубчатых 8-миллиметровых поперечных тяг 36, связанных с поворотными рычагами 38. Для ограничения их поворота (максимальный угол 35°) служат регулируемые упоры 37, установленные на раме. Все подвижные соединения в рулевом управлении оснащены сферическими шарнирами. Взаимное расположение его деталей, шкворневого узла передних колес и углы их установки (см. чертеж) выбраны с таким расчетом, чтобы обеспечить машине наилучшую управляемость при движении на сложных кольцевых трассах. Карт КС—73 рассчитан на применение специальных гоночных шин 29 и 39 типа «Сликс», то есть не имеющих рисунка на протекторе. Эти широкопрофильные покрышки изготовлены из очень мягкой резины и обеспечивают хорошее сцепление с сухой дорогой. Во всяком случае, они дают существенный выигрыш по сравнению с традиционными шинами и сегодня получили широкое применение для картов. На мокрой трассе нужны другие шины, с протектором, имеющим в рисунке водоотводящие канавки. По-крышка «Сликс» имеет довольно своеобразные пропорции: ширина равна 0,7 ее наружного диаметра. Давление воздуха в шинах передних колес поддерживают в пределах 1,5—1,7, а в задних1,7—1,9 атмосферы. В качестве силового агрегата использован двигатель 11 от серийного кроссового мотоцикла 43 модели «984». Этот двухтактный одноцилиндровый мотор при диаметре цилиндра 55 мм и ходе поршня 52 мм имеет рабочий объем 123,4 см 3 . Степень сжатия 13, топливом служит бензин с октановым числом 98. Мощность 19 л. с. при 7800 об/мин. Распределение осуществляется поршнем. У двигателя серийного кроссового мотоцикла — специально подобранные и согласованные между собой фазы газораспределения, длина впускных и выпускных труб, объем расширительной (резонансной) камеры 15 выпускной системы. Удачное сочетание этих параметров позволило получить довольно высокие мощностные показатели. Но мотоциклетный двигатель создавал довольно сильный шум. Чтобы снизить его до требуемого правилами уровня в 93 децибела и не проиграть при этом в мощности, пришлось ввести глушитель 21, который подобран на моторном стенде. Поскольку топливный бак 35 на карте стоит не над двигателем, а под коленями гонщика, горючее подается к карбюратору бензонасосом 17, приводимым от эксцентрика, который сидит на задней оси 23. Мотоциклетный карбюратор «Йиков 2930Е» рассчитан на подачу топлива не толчками, а плавным потоком. Поэтому бензин от насоса поступает сначала в промежуточную камеру 12 системы питания, связанную топливопроводом 16 с бензонасосом и воздушной трубкой 9с бензобаком, а уже из камеры — в карбюратор. ступицыДвигатель объединен в один блок с пятиступенчатой коробкой передач. Крутящий момент от него к ведущей оси 23 передается цепью 19. Для ускорения подбора передаточных чисел ведомая звездочка главной передачи сделана из двух половин, так что замена звездочки не требует разборки узла задней оси и занимает всего несколько минут. Регулировка натяжения цепи главной передачи тоже не составляет труда, поскольку двигатель можно перемещать в продольном направлении относительно кронштейнов на раме в пределах ± 20 мм. У карта обычные органы управления автомобильного типа: педали сцепления 3, тормоза 4, акселератора 5, как предусмотрено техническими требованиями соревнований. Цепь 19 главной передачи ограждена щитком 18, который защищает гонщика при ее обрыве. Водителя от ожогов о горячий цилиндр двигателя предохраняет щиток 10. Без заправки (3 л топлива) и гонщика (около 75 кг) КС—73 весит 75,5 кг. Машина имеет хорошую приемистость: 50метровый участок со стартом с места она проходит за 3,5 сек. Максимальная скорость имеет для карта чисто теоретическое значение — соревнования проходят на трассах, где прямые участки редко бывают длиннее 100 метров. Ее величина у КС—73 составляет около 130 км; час. С появлением на вооружении сборной страны новой машины нашим картингистам удалось заметно улучшить свои позиции в соревнованиях Кубка дружбы социалистических стран. В гонках 1974 года М. Рябчиков вышел на третье место по сумме результатов всех этапов. Ю. СТАВРОВСКИЙ, трекер сборной СССР по картингу ее, Шнворневый тормоз. узел и дисковыйПосадка гонщика на карте КС—73.Карт со снятыми нолесами: видны передни!\ дисковый тормоз.