ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 22—29«Можно ли меня обвинять в том, что я был пьян, если я выпивал до 17 часов, а проезжал место происшествия примерно в 23 часа] В какой я был степени опьянения, если экспертиза не проводилась, а выпил я 250—300 граммов и этого не отрицаю!.,» Мы привели строки из письма, полученного редакцией от заключенного В. Юренкова. Он до сих пор считает несправедливой нелепостью то, что какие-то пустяковые 250—300 граммов водки стали отягчающим обстоятельством, были приняты судом во внимание. А вот письмо бывшего водителя автобуса Я. Косова из г. Борисова Минской области. Он не успел натворить беды, потому что его своевременно остановил работник Госавтоинспекции. Теперь он сам судит себя: «Почти полтора десятка лет я был водителем первого класса,— пишет Я. Косое, — а теперь мне не нужно по утрам спешить в гараж к своей «Люське» [так у нас зовут автобус). Я переступил грань запретного и сам себя сделал бывшим шофером, перечеркнул свое рабочее прошлое. Отмылись добела руки от следов масла и металла, сошли на ладонях мозоли от «баранки», выветрился запах бензина из одежды, но по-прежнему тоской сжимается сердце, когда увидишь за рулем товарища по работе; кажется, все бы отдал, чтобы снова пережить пусть самый трудный, но заполненный любимой работой трудовой день шофера. Автомобили я любил с детства, самозабвенно помогал старшему брату-механику ремонтировать машины, а закончив десятилетку, пошел в автошколу. Шли годы. Я обретал опыт и научился многому. За все время работы за рулем я не совершил ни одной аварии, не был причастен ни к одному происшествию. Так пришла уверенность в себе, постепенно превратившаяся в излишнюю самоуверенность. Сначала я стал позволять себе в жаркий день выпить кружку пива в рейсе. А потом не отказывался и от более крепких напитков. Я считал, что все статьи о несовместимости спиртного с работой за рулем касаются не меня, а менее опытных, ненадежных водителей. А остановить меня ив голову не придет никакому постовому, настолько правильно и уверенно веду я машину. Кончилось это тем, что меня лишили водительских прав на два года. Это послужило для меня суровым уроком... К своей «Люське» я вернусь обязательно, я не мыслю свое будущее без любимой профессии, и, поскольку спиртное с ней несовместимо, с ним покончено навсегда. Хотелось бы, чтобы мой урок послужил предостережением и другим водителям. Очень трудно без любимой работы. Чтобы не лишиться ее, нужно беречь шоферскую честь. Поэтому яи написал письмо в редакцию». Вот два письма, две точки зрения на недопустимость выпивки при работе за рулем. К сожалению, судя по редакционной почте, далеко не все водители понимают такую недопустимость. Кое-кто считает, что небольшая доза спиртного лишь формальный повод для наказания, и сомневается в том, что она может стать причиной несчастья. В назидание им мы и привели письмо Я. Косова, а ниже помещаем статью специалистов-медиков. Прочитав ее, читатель сам с убежденностью ответит на вопрос, который еще вызывает у некоторых сомнения. С этого вопроса и начинается предлагаемая статья. Бывает, после беседы о несовместимости алкоголя с профессией шофера водители задают недоуменный вопрос: — Д октор , а когда жея имею право выпить? Я ведь тоже живой человек, у меня бывают семейные праздники, просто посидеть с друзьями хочется... Порой в этом вопросе слышится обида обездоленного человека, будто лишили его радостей жизни только потому, что он работает за рулем. Не будем касаться сомнительных радостей, доставляемых спиртным, напомним общеизвестные истины, сопоставив которые водитель сам должен найти правильный ответ на подобный вопрос. 22 Быстрое развитие автомобилизации делает профессию шофера все более ответственной. Растут скорости, увеличивается плотность транспортных потоков, все чаще на улицах и дорогах становятся возможными опасные ситуации, для выхода из которых нужно за доли секунды принять единственно правильное решение. И готовность к таким точным действиям должна сохраняться в течение всего рабочего дня. Иными словами, психофизиологические нагрузки на водителя могут порой приближаться к пределу человеческих возможностей, которые далеко не безграничны. Такие нагрузки по плечу лишь здоровому человеку с уравновешенной психикой, способному длительное время работать четко, быстро, с ясной головой. И всю эту, выработанную длительным опытом, безупречную координацию и работоспособность нарушает даже самая скромная доза алкоголя. Специалистами установлено, что лишь при концентрации алкоголя от 0,2 до 0,5 г на литр крови человек остается практически трезвым. При повышении содержания спирта в крови от 0,5 до 1г наступает легкая степень опьянения, при 1—2,5 — средняя и при 2,5—3 г — тяжелая. Определено, что даже содержание одного грамма алкоголя на литр крови увеличивает возможность аварии в 5—10 раз. А его концентрация, равная 1,5 г, повышает степень риска в десятки раз. Напомним, что количество крови у человека составляет около 8 процентов веса тела. Известно также, что алкоголь сохраняется в человеческом организме продолжительное время, главным образом в мозговом веществе, больше всего в мозжечке. Часть алкоголя, от 2 до 10 процентов, выдыхается через легкие и выводится из организма через почки, а большая часть его подлежит окислению, но это происходит медленно. Организм человека окисляет и выводит за один час лишь 7г алкоголя. Поэтому люди, которые после употребления спиртного считают себя на следующий день совершенно здоровыми, глубоко ошибаются, а иногда тяжело расплачиваются за свою уверенность. Таким образом, водители, которые употребили накануне больше 100—200 г (эта доза индивидуальна) водки, на следующий день не имеют права на управление автомобилем, ибо, пребывая в похмелье, человек становится вялым, апатичным, с подавленным, угнетенным состоянием, а у некоторых людей повышается кровяное давление, учащается пульс. Состояние похмелья замедляет, как правило, ответную реакцию на внезапные дорожные опасности и крайне снижает внимание и критическое отношение к своим возможностям, вызывает излишнюю самоуверенность, что в большинстве случаев приводит к тяжелым последствиям. Поэтому на автотранспорте все шире внедряется предрейсовый медицинский осмотр водителей, особенно связанных с перевозкой людей. К сожалению, это важное дело, став привычным, кое-где приобретает оттенок формальности. Даже в лучшем случае проверяется лишь кровяное давление, пульс, приблизительно оценивается общее состояние водителя; если возникают подозрения, делают еще реакцию Рапопорта. Между тем медик должен располагать более подробными сведениями о проверяемом, интересоваться, как проводит водитель свое свободное время, все ли в порядке у него в семье, как он спал, даже какое у него сегодня настроение. Кроме того, проверяющий должен знать, какие спиртные напитки, какое количество их в какое время употреблял водитель. Все это крайне необходимо для того, чтобы уверенно можно было разрешить водителю садиться за руль, взять на себя ответственность за здоровье и жизнь шофера и других людей. Все большее значение для обеспечения безопасности движения приобретает определение концентрации алкоголя в крови участника дорожно-транспортно-