•IШлем мотоциклистаРедкий день в городе обходится без дорожного происшествия, в котором пострадавший — мотоциклист. В ряде республик и областей число таких несчастий на улицах и дорогах составляет добрую половину всех зарегистрированных аварий. Каждое второе полученное мотоциклистом повреждение — черепно-мозговая травма. Подобные травмы становятся причиной смертельного исхода в каждых четырех из пяти трагических случаев. Эти данные исследований, проведенных во ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССР, достаточно убедительно говорят о необходимости защитить голову мотоциклиста. Способ защиты давно найден — специальный шлем. Его эффективность убедительно подтверждена зарубежной, а затем и нашей практикой: после введения обязательного применения мотошлемов число погибших от черепно-мозговых травм сократилось на 20 процентов, а раненых — и того существеннее. Защитные шлемы для мотоциклистов сейчас выпускают многие предприятия — электромеханический завод «Буревестник» в Гатчине, валмиерский завод стекловолокна, таллинская фабрика «Салво», производственное объединение ДОСААФв Риге. В течение года их поступает в продажу около 1,7 миллиона штук. Однако качество этой продукции нередко еще вызывает справедливые нарекания мотоциклистов. Хочется иметь шлем поудобнее, покрасивее, для любого сезона и, конечно, быть уверенным в его высокой надежности. Что же надо улучшить в конструкции? Исследовательские работы в этом направлении велись специалистами МВД СССР и рижского медицинского института. Были построены специальные стенды и разработаны методики для проверки амортизационных свойств шлемов, их жесткости, сопротивления пробою. Вот как, например, испытывались шлемы на амортизацию. На стенде устанавливается деревянная модель, имитирующая голову, с надетым шлемом, в купол которого упирается стальной конусный пробойник. На него с метровой высоты падает стальной ударник весом 3 кг. При таком ударе энергия (30 дж) должна погаситься с остановкой острия пробойника не ближе 5 мм от поверхности модели. В другом тесте на шлем с высоты 2,5 м падает 5-килограммовый ударник из твердой древесины (энергия удара 125 дж), затем удар повторяется с высоты 1,25 м. Тщательно изучались также повреждения шлемов в авариях. Учитывался и зарубежный опыт, анализировались международные рекомендации и стандарты. Наконец, подробно исследовалась действующая у нас технология производства шлемов и методы проверки качества продукции. Итоги этой большой работы позволили подойти к созданию Государ-