Страничка мотоциклистаСобираясь в дальний путьЕдва ли не каждый второй владелец мотоцикла, мотороллера собирается летом в дальнюю поездку. Опытные мототуристы заранее сколачивают группы, изучают маршрут, готовят машины. Они хорошо знают дорожную грамоту, и путешествие для них — открытая книга, в которой каждый день читается новая страница. Иное дело — новичок. Для него путешествие превращается порой в фолиант на незнакомом языке. Спотыкаясь на каждом шагу, он лихорадочно листает его, не. успевая толком вникнуть в содержание, а подчас даже не рассмотрев картинки. И, ''конечно, бывает жалко сдавать ее непрочитанной, оставившей в памяти лишь некоторые отрывки. Самое обидное, что виноват в этом бываешь сам. Не подготовил машину — несколько раз подолгу ремонтировался на обочине, не расспросил о дороге — попал в объезд и застрял, вовремя не заправился — полдня ждал спасителя и т. п. Многое надо знать и уметь, отправляясь в дальнюю дорогу. Конечно, со временем новичок становится бывалым мотоциклистом. И помогает- этому опыт других. В майском номере журнала за этот год был опубликован материал о дополнительном оборудовании мотоцикла, необходимом для путешествия. Сегодня мы попросили искушенного мотолюбителя Э. А. ВАКЛАШКИНА, руководившего не одним сложным походом, рассказать об основном, что надо знать начинающему мототуристу, отправляющемуся в дальний путь. Уже с наступлением весны, к аку опытных, т акиу начинающих мотоциклистов пробуждается страсть к перемене мест. И если опытные путешественники разворачивают перед собой карту всей страны и завороженно часами ее изучают, мысленно составляя маршруты на отпуск, то начинающему лучше не растекаться мыслью по просторам страны, а ограничиться расстояниями 1500—2000 километров от родного дома. Романтика дальних дорог требует совсем не романтического подхода, а деловой подготовки к проведению путешествия. И начинать ее надо не меньше чем за месяц. Посмотри критически на свой мотоцикл и оцени его возможности. Если машина новая, то обязательно нужна обкатка. Совмещать ее с маршрутом ISпутешествия рискованно, ибо бывают случаи, когда шоссе, такое красивое на карте, сменяется ремонтируемым участком, где после дождя приходится месить грязь или песок иногда по многу километров. Подтяни все гайки и болты, не пренебрегая самыми труднодоступными, провари цепь в графитовой смазке и правильно ее натяни. Важное значение имеет положение колес. Если они не находятся в одной плоскости, покрышки ожидает повышенный износ, мотоцикл тянет в сторону, отчего устают плечи и колет в пояснице, а на поворотах машина становится ощутимо неустойчивой, и тут уже недалеко до падения. Такого же эффекта на поворотах можно ожидать от неправильно работающих амортизаторов, особенно если в одном из них масло есть, а в другом нет. Теперь о тормозах. Лучше пусть не работает двигатель, чем тормоза, — это аксиома безопасности движения. Чтобы быть уверенным в них, тормозные барабаны и колодки следует промыть чистым бензином и просушить, а кулачки смазать. Набивать в подшипники надо столько смазки, сколько требуется, не больше. При долгом движении она нагревается, и ее излишки могут попасть на тормозной барабан. Если это случилось, не пытайтесь «просушить» тормоза сильным и длительным нажатием на педаль. Смазка растопится еще больше и пропитает тормозные колодки. Самое правильное — обратиться опять к чистому бензину. Двигатель. Перед дальней дорогой удали нагар с головок цилиндров, со свечей, из выхлопных окон. Внешний вид свечей расскажет тебе о правильности регулировки карбюратора и момента зажигания . Если нагар на свече имеет пепельный или бежевый цвет — значит, смесь обеднена. Карбюратор надо отрегулировать лучше на богатую, чем на бедную смесь, а опережение зажигания сделать более поздним — уменьшить на 0,2—0,3 мм по сравнению с указанным в инструкции по эксплуатации. Тогда свечи будут темно-коричневые или даже черные и сухие — хороший признак. Эти приготовления способствуют надежной работе двигателя на малых и средних оборотах: он не будет перегреваться и обеспечит высокую и стабильную скорость движения. После того как основные узлы мотоцикла подготовлены, надо обратить внимание на важные «мелочи». Рычаги сцепления и тормозов, все тросы должны быть смазаны и перемещаться от незначительных усилий. Р учка газа должна сама легко и быстро возвращаться в исходное положение. Мотоцикл проверен — время подумать о том, что взять в дорогу. И з запасных частей нужно очень немного: один комплект тросов и лампочек, две свечи, конденсатор, камера, мотоаптечк а . Хорошо подготовленная машина, как правило, не требует запасных частей до пробега в десяток тысяч километров. А везти запчасти в расчете на аварию — это все равно что брать еще новый мотоцикл, с которого можно будет снять нужную деталь, настолько неожиданной может быть поломка. Проще договориться с товарищем, остающимся дома, чтобы он в случае чего выслалбандеролью или посылкой затребованную деталь в указанный город, куда дажес неисправным мотоциклом всегда можно добраться на попутном грузовике. Какие взять с собой вещи? Хорошо иметь кожаные брюки и куртку. Если их нет, то куртку заменит телогрейка с надетой поверх нее штормовкой. Н а ноги надо обязательно надеть сапоги (но не резиновые). Они защищают ноги от летящих из-под переднего колеса камней, воды и грязи, а при падении предохраняют от травм. Н а руки, даже в теплую погоду, лучше надевать краги, чтобы руки не переохлаждались от встречного воздуха. В совокупности с вибрацией руля продолжительное переохлаждение с годами может привести к болям в суставах. Целесообразно сварить полиэтиленовые нагрудник и штаны, а длярук дополнительно запастись варежками. В дождь это спасет от простуды и переохлаждения. Из одежды пригодится еще смена нижнего белья, шерстяные носки, свитер, рубашка, легкие брюки или джинсы, кеды или сандалии. Всегда надо иметь с собой питание на один день в качестве неприкосновенного запаса. И наконец, последняя иважная деталь — защитные очки. И м не нужны светофильтры, поскольку цвет дороги несет нужную информацию иискажать его неразумно. Очки должны обеспечить обзор дороги сзади при незначительном повороте головы, иначе говоря, не ограничивать угол зрения, включая боковое. Д ля дальней поездки обязательно нужно зеркало заднего вида. Мотоциклисту надо видеть все вокруг себя, это убережет его от ошибок при маневрировании и торможении. Туристское снаряжение мотопутешественника включает обычно палатку, спальный мешок, бензиновую плитку, котелок, топорик, нож, л ожкуи кружку. Пригодится кусок полиэтиленовой пленки — без нее плохо ставить палатку на мокрую землю, а к этому могут вынудить обстоятельства. Итак, все собрано — навьючиваем мотоцикл. Н а боковые платформы багажника кладем самое тяжелое, причем так, чтобы центр тяжести был как можно дальше впереди, а не сзади. К примеру, если пристегиваете топорик, то рукояткой назад. Н а верхнюю платформу багажника лучше всего погрузить крупногабаритные, но легкие вещи, скажем, рюкзак со спальным мешком и одеждой, т амже положить и апт ечку : к ней быстрее доберешься при необходимости. Если на мотоцикле есть защитные дуги, то на них можно подвесить емкость с маслом с одной стороны, а с другой — запасные детали. Д аже такое незначительное утяжеление передней части мотоцикла ощутимо улучшает управляемость на поворотах, особенно на мокрой дороге, песке, гравии и жидкой грязи. Теперь бы, кажется, в путь, ведь так хочется быстрее уехать к теплым волнам или в тишину лесов. Но — не спешите. В дальней дороге все надо делать продуманно. Сиюминутный выигрыш времени часто оборачивается сутк ами простоя. Сядьте и подумайте, все ли взяли и не прихватили ли чего-нибудь лишнего. Почти все туристы намечают выезд