18
19
• ••! "С I14Ш'-р" "*"'В Алма-Ате вступила в строй автоматизированная система управления дорожным движениемСтремительный рост автомобильного парка в стране поставил перед службой организации дорожного движения новые проблемы. При той интенсивности транспортных потоков на пересечениях улиц, что достигнута сегодня в крупных городах, уже мало обеспечить только безопасность проезда (светофор это столь же успешно делал и раньше]. Надо суметь управлять движением так, чтобы у дорог сохранялась максимальная пропускная способность, а у транспорта — достаточно высокая средняя скорость. Иначе любая задержка — тромб в транспортных артериях города — может вызвать серьезные нарушения, перебой в работе всего «организма». Обычному светофору эта задача не под силу. Работая по жесткой программе, заданной пусть даже не на целые сутки, а на более короткое время, он подает сигналы часто, что называется, невпопад: ведь он «не видит» действительной ситуации перед собой, не говоря уж о том, чтобы находиться в курсе дела всего происходящего на других участках магистрали. Конечно, в светофорное хозяйство за эти годы внедрено немало усовершенствований. Но окончательное решение задачи стало возможным только на основе последних достижений научно-технического прогресса, на базе самой сов-Центральный управляющий пункт. Оператор Ю. Матвеев по мнемосхеме города и телеэкранам следит за работой системы и обстановкой движения на магистрали.Перекресток улицы Фурманова и проспекта Абая один из тех, где движением управляет система «Город». Первое звено системы — индуктивная рамка детектора под покрытием дороги, при помощи которой обнаруживаются и подсчитываются подходящие к перекрестку автомобили. Телекамера на перекрестке позволяет увидеть причины любого затора, а радиоустановка донесет до водителей команды оператора с центрального управляющего пункта. Устройство, передающее информацию транспортного детектора и переключающее при необходимости управляемые дистанционные знаки и указатели рекомендуемой скорости.1'.>><И|1»|МГиГДД||»» © тжременной вычислительной, телеметрической и другой техники. «Обучила» светофор умению «видеть» перспективу и реагировать на изменения обстановки новая автоматизированная система управления дорожным движением, созданная СКВ «Промавтоматика» в Омске и впервые примененная на практике в столице Казахстана Алма-Ате. Публикуемый фоторепортаж дает первое представление о ней, знакомит в общих чертах с ее устройством. Прежде всего — о возможностях системы. Она позволяет подсчитать интенсивность и скорость движения транспортных единиц в контролируемой зоне, подобрать для них режим проезда перекрестков с минимальными потерями на остановках перед светофорами, внести, в него при необходимости коррективы, продлив фазу зеленого сигнала, а при крайней надобности — переключить потоки транспорта на другие направления. Как это происходит! На всех ключевых пересечениях магистралей того района, который обслу- LsftlГ"-i .. ; .... • £ : • •.-;•••*;••; - # - . -г*с^ксмл »nV*aiimar: H'HEU грдмсIО ..... < •ный или зеленый свет. Она вместе с тем позволяет оператору следить за всей обстановкой движения на перекрестке и магистрали в целом, вмешиваться в ход событий, управляя не только светофорами, но идорожными знаками и даже подавая устные приказания водителям: перекрестки теле- и радиофицированы. Таким образом, .' выражаясь языком программистов, у системы самая широкая прямая и обратная связь. Все это и позволяет управлять движением гибко и оперативно. А только при таких условиях иможно решить задачу увеличения пропускной способности дорог, по расчетам проектировщиков, примерно на 25 процентов. Сегодня у системы еще «разминка» — она пробует себя на первых 18 перекрестках Алма-Аты. Но в самое ближайшее время возьмет в свои руки 70 узловых пересечений и станет управлять движением по всей центральной части города. Ныне стало модным давать автоматическим устройствам всякие броские, экзотические имена. Не поддавшись поветрию, создатели автоматизированной системы управления дорожным движением назвали ее просто и точно — «Город». Мобилизация электронно-вычислительной техники, на борьбу с авариями, на службу организации движения — вещь закономерная, и ничего необычного в этом нет. Современным городам, охваченным массовой автомобилизацией, такие системы сегодня нужны как воздух. И наверное, будет правильным в известную формулу безопасности движения «человек — автомобиль — дорога» добавить теперь и четвертое звен о — автоматы. Все идет к тому, что так оно и будет. Г. ЗИНГЕР, спецкор «За рулем»г. Алма-Ата живает система, устанавливаются специальные датчики, которые следят за каждой приближающейся к перекрестку транспортной единицей, подсчитывают их число по направлениям движения и сообщают условным сигналом дальше «по линии». Эти датчики (детекторы) выполнены в виде индуктивной рамки из провода, который с соответствующей изоляцией уложен под покрытие дороги на подходах к перекрестку и выездах с него. Такой детектор учитывает любую транспортную единицу, движущуюся в диапазоне скоростей от 3 до 120 км/час, и передает эти данные на центральный управляющий пункт — на ЭВМ. Проанализировав ситуацию и поискав в своей памяти, ЭВМ выбирает одну из 10 заложенных в нее программ управления светофорами. Ту, естественно, которая наиболее подходит, «на ее взгляд», для данного случая. Приняв решение, машина посылает команды обратно на перекрестки, где контроллеры, выполняя её, включают светофоры так, чтобы обеспечить наивыгоднейший реж им транспортного потока. Но это не все. Аппаратура комплекса не только подсчитывает количество транспорта, движущегося через перекрестки, и зажигает для водителей крас-В автоматизированной системе широко применяются управляемые дорожные знаки, позволяющие оперативно менять направление движения.»«««ряяваМ | 1щ Фото В. Князева