Среди имен знатных людей страны, стахановцев первых пятилеток автомобилистам особенно дорого имя А. X. Бусыгина — кузнеца горьковского автомобильного завода. Бусыгинское движение стало в автотракторной промышленности, в машиностроении тем же, чем были в те годы стахановская работа в шахте, знаменитый макеевский метод в металлургии, пример П. Ангелиной в земледелии. Сегодня на горьковском автозаводе на смену бусыгинцам пришло новое поколение ударников. Наш корреспондент • Н. Семина встретилась в городе Горьком с А. X. Бусыгиным, ветераном труда первых пятилеток, и с сегодняшним знатным' кузнецом горьковского автомобильного завода Д. Г. Карцевым, чья бригада уже завершила свою пятилетку и трудится с начала января в счет 1976 года. Очень многое роднит два поколения горьковских кузнецов, чьими руками ковались и куются детали к советским автомобилям. Эти поколения связаны общим заинтересованным отношением к организации труда, к его результатам, к товарищам по работе. Действительный стахановец тот, кто не только о своих рекордах заботится, не только о своей работе думает, а готов помочь товарищу, радуется не только своему успеху, а и успеху всего своего цеха, всего своего завода. Из речи А. X. БУСЫГИНА на совещании стахановцев в Кремле в ноябре 1935 года. Недалеко от главной проходной горьковского автозавода — кварталы добротных домов, в которых живут автомобилестроители. Два из этих кварталов называют Бусыгинскими. Здесь в годы второй пятилетки получили квартиры ударники труда. Тут стояли только колышки, когда крестьянский парень Саша Бусыгин, проделав большую часть пути пешк ом , пришел из Ветлуги на строительство горьковского автозавода. В доме на проспекте Октября мне открыл дверь пожилой человек, высокий, плотный: «Бусыгин, кузнец». Угадывалась в нем давняя богатырская сила: работа кузнеца на паровом молоте, свободная ковка требует железного здоровья. Его портреты сорок лет назад можно было увидеть на улицах, в клубах, в витринах, ряд омс другими не менее известными, с надписью «Страна должна знать своих героев». И это тот самый человек, который, перекрыв все известные в его время кузнечные нормы, в том числе и американские, в двадцать шесть лет начал учиться грамоте. Но разговор наш начинается не с прошлого. Александр Харитонович рассказывает о бригаде бусыгинца третьего поколения кузнеца Д. Г. Карцева. — Сегодняшние кузнецы многого добьются, многое сумеют, потому что соревнование у них организовано хорошо, по-рабочему, затрагивает каждого. Тут успех и партийных руководиНа фото А. X. Бусыгин (слева) и Д. Г. Карцев. 6«...И AVX НАШ МОЛОД»31 августа — 40 лет со дня начала стахановского движениятелей, и начальника производства, и самого бригадира. Авторитет у Карцева большой — недаром его кузнецы партгруппоргом выбрали. Да и ребята теперь грамотные, сознательные. Кузница сегодня на большой высоте. А от нее многое зависит. В мои времена, до начала стахановского движения, ГАЗ делал 148 машин в сутки, а как началось движение, наладили по-новому работу, стали порой 480—490 автомобилей отгонять. Но мы тогда только начинали, мы еще учились работать... Да, это поколение училось. После работы знатный стахановец Бусыгин учился писать буквы, и учительница ставила на стол целую коробку с перьями — они непрерывно ломались под железной рукой кузнеца. Писать было не менее трудно, чем осваивать оборудование в кузнице, когда молот неожиданно бил вверх, так что летели анкерные болты с крышки, или влипал, уходил в землю, не вытащишь. И не было рядом старого мастера. Все только начиналось. Они были первыми. — Учили нас наладчики, специалисты, в основном американцы, которые привезли оборудование. Но как учили? Очень осторожно. Секретами делились неохотно. Пускали машину без нас, без рабочих — догадывайся сам. Догадывались. Молоты не всегда были новые, «отработанные», к ак говорят у нас. То «пирог» сделает из коленвала, то сдвоит, то есть, когда уже деталь готова, сорвется и шлепнет, все испортит. Все-таки научились. Стандартная выработка на штамповке колеивалов у Форда была 100 штук в час, моя бригада давала 127, а потом и больше. Работали досыта... Из истории стахановского движения известно, что при норме в 675 коленчатых валов за смену бригада Бусыгина начала с того, что выковала 1146 валов, выполнив сразу почти двухсменную программу. Известно и то, какие это имело последствия. В производственные планы заводов автотракторной промышленности были внесены серьезные поправки. На первом Всесоюзном совещании стахановцев тогдашний директор ГАЗа С. Дьяконов предложил пересмотреть заводскую программу 1936 года: вместо 105 тысяч моторов — выпускать 140 тысяч и вместо 80 тысяч автомобилей — 100 тысяч. — Сегодняшнее поколение наших кузнецов унаследовало самое главное: уважительное отношение к рабочей минуте, а значит ик своему рабочему делу, к коллективу, в котором трудишься, — говорит Александр Харитонович. — Умеют они организоваться и друг другу помочь. Трудиться умеют, одним словом. В канун предстоящего XXV съезда КПСС я , к ак рядовой партии Левина, к ак рабочий, и все мои товарищи по труду не можем стоять в стороне от великих созидательных дел своего народа, своей партии... Мы решили ко дню открытия XXV съезда КПСС выполнить полуторагодовую норму в счет десятой пятилетки. С этим призывом обращаемся ко всем автомобилестроителям. Из речи Д. Г. КАРЦЕВА на предвыборном собрании автомобилестроителей ГАЗа в апреле 1975 года. Бригада Дмитрия Карцева работает на томже месте, где сорок лет назад закладывали первую кузницу и где работал сам Александр Бусыгин и его товарищи — Степан Фаустов, Ф едор Великжанин, Иван Павеликин. Пристройка стала сегодня основным производством — кузнечным цехом тяжелых паровых молотов. В нагревательных печах мазут сменился газом. Много нового в кузнице, но паровой молот пока незаменим, как незаменим тяжелый труд кузнеца. Детали для полуторок, которые ковал когдато Бусыгин, были намного меньше весом — до 15 кг. Коленчатый вал