2 сентября — 30 лет со дня подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии* * *Вечером 23 августа по радио был передан приказ Верховного Главнокомандующего, в котором сообщалось, что войска Забайкальского фронта под командованием Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского во взаимодействии с монгольской армией маршала Чойбалсана форсировали МаньчжуроЧжалайнорский и Халун-Аршанский укрепленные районы, преодолели горный хребет Большой Хинган, безводные степи Монголии и продвинулись вперед на 950 километров, овладев городами Чанчунь, Мукден, Цицикар, Жэхэ, Дайрен, Портартур... Из официальных сообщенийЧерез Большой ХингсшК началу боевых действий в августе 1945 года войска Квантунской миллионной армии были развернуты в составе трех фронтовых объединений, имевших семь армий. В них входили 31 дивизия, 12 бригад, 1155 танков, 5360 орудий, 1800 самолетов. Кроме того, японское командование рассчитывало на армию Маньчжоу-Го, Внутренней Монголии и суйюаньскую армейскую группу в составе 15 дивизий, 14 бригад и нескольких отдельных полков...Горы... Куда ни глянь — горы, горы... Они беспорядочно громоздятся друг над другом окаменевшими всплесками, похожими то на причудливые облака, осевшие на землю, то на оцепеневших великанов, дремлющих в сизой дымке. Рассредоточив технику в долине Ютото, танкисты, водители бронетранспортеров, мотоциклисты-разведчики, автоматчики, саперы, в одежде, еще серой от песчаной степной пыли, собираются группками, поднимают головы. Одни с восхищением вглядываются в лесистые кручи, освещенные ранним солнцем, другие с замиранием сердца: «да разве ж тут поднимешься на танках». — Ну что, орлы, страшновато взлетать на Хинган? — спрашиваю у танкистов. — Думали, товарищ майор, самое страшное — это пустыня Гоби да японские «уры», а тут орешек покрепче, — отвечает знакомый механик-водитель.Да, пустыни Монголии и японские «уры» — укрепленные районы — уже позади. Наша 30-я гвардейская механизированная бригада, как и другие части и соединения 6-й гвардейской танковой армии, совершили почти 300-километровый марш от станции Баин-Тумэн к горным отрогам Большого Хингана по безводным пескам, с ограниченным запасом воды, топлива для машин. А жара достигала 45 градусов! То и дело перегревались моторы. Песок набивался всюду. Он и сейчас еще скрипит на зубах. А каково машинам! 3—4 часа работы двигателя — и промывай фильтры. Прямо на глазах изнашивалась ходовая часть танков и артиллерийских установок — пальцы и траки меняли по тричетыре раза. На забайкальском направлении подступы к Большому Хингану прикрывались Хайларским укрепленным районом, насчитывавшим до 75 долговременных оборонительных сооружений на 1 километр фронта. Все уже позади. И вот теперь предстоит боевую и колесную технику перебросить через горные кручи. А ее — этой техники — тьма-тьмущая. Только танков и САУ в армии свыше 10001 А там бронемашины, полевые орудия, 6480 автомобилей, около 1000 мотоциклов! Как исполняющий обязанности командира бригады, я только что вернулся из штаба 9-го гвардейского механизированного корпуса, получив задачу наступать в направлении горы Модон-Обо, преодолеть перевалы Цаган-Дабол, Корохон ик исходу третьих суток операции во взаимодействии с другими частями овладеть городом Лубэй. Всего за трое суток 250 километров, и каких! Столь стремительные темпы не всегда нам удавались даже на последних этапах войны с фашистской Германией. Но приказ есть приказ.На путяхдорогах фронтовыхИз воспоминаний военного автомобилистаПочти все четыре года войны я провел на фронте, в автомобильных подразделениях. В памяти сохранилось немало эпизодов, связанных с фронтовыми буднями — перевозкой людей, боеприпасов, продовольствия — всего, что было нужно для войск, для боев, для победы. Некоторые из них предлагаю вниманию читателей. С ПОЛНЫМ СВЕТОМ ФАР В ноябре 1943 года я был назначен помощником начальника штаба 67-го автомобильного полка по перевозкам, во вновь формируемую 24-ю фронтовую автомобильную бригаду. Наш полк стоял тогда в селе Терпение, севернее Мелитополя. Здесь же находился 68-й автополк. Пожалуй, это единственное село, 4где можно было укрыть около двух тысяч автомобилей — уцелевшие черешневые сады создавали естественный зеленый шатер. 3-й и 69-й автополки размещались на окраине города — недалеко от станции погрузки. Железная дорога, идущая с севера на юг через Мелитополь, Ново-Алексеевку и дальше в Крым, была единственной, по которой доставляли грузы для войск. Автомобилисты делали рейсы в район Сиваша и Перекопа на расстояние 60—90 километров ив направлении Днепра — на 150—160. На юге Украины, да еще в непогоду и распутицу, было это делом непростым. То, что называли дорогой, представляло собой глубокую колею, из которой порой и не выберешься. А вокруг голая степь. Авиация противника бомбит, обстреливает. Горят наши машины, несем потери. Надо было что-то предпринимать, чтобы сохранить людей, автомобили, грузы. И вот нашли решение. Его подсказали сами фронтовые водители, их опыт, смекалка. Началось с того, что командир одной из авторот стал отправлять свои машины с грузом только по ночам, причем не в колонне, а по одиночке с определенным интервалом ис зажженными фарами. В первую ночь — ни одной потери, во вторую — тоже. И пошло. Потом так стали ездить другие роты. Это называли у нас движением по кольцу. Ночью фашистская авиация действоваласлабо. Если появится вражеский самолет, шофер притушит фары, подождет, потом опять включит и двигается дальше. Бомбы обычно цели не достигали. Вскоре наше командование разрешило перевозить грузы таким образом всем подразделениям. К весне 1944 года, когда началась активная подготовка к освобождению Крыма, дороги подсохли, скорость движения увеличилась в два-три раза. Ночные ездки одиночных автомобилей с полным светом фар нас здорово выручили. СОЛДАТСКАЯ СМЕКАЛКА Произошло это годом раньше событий, о которых я только что рассказал. Наша авторемонтная мастерская 44-й армии Южного фронта по горло была занята восстановлением автотракторной техники, которой очень не доставало в войсках. Солдаты, офицеры буквально валились с ног от усталости — работали сутками, не смыкая глаз. Нас и бомбили, и обстреливали, но дело свое ремонтники выполняли успешно. Однажды, кажется, это было в апреле 1943 года, притаскивают к нам на буксире «виллис» командующего артиллерией армии генерал-майора С. А. Бобкова с приказанием «срочно». Вскрыли двигатель. Мать честная! Надо заменить коренные и шатунные вкладыши и соответственно расточить под ремонтный размер шейки коленчатого вала.