Медик в автохозяйствеТщательный осмотр машин перед выпуском их за ворота гаража — непреложный закон в каждом автохозяйстве. Это, конечно, правильно. Транспортное средство — источник повышенной опасности, и даже маленькая неисправность, обнаружившаяся в пути, мо.жет стать причиной большой беды. Однако транспортное средство — это хотя и сложная, но мертвая техника; оживает и действует она только по воле водителя, человека. От него целиком зависит весь успех поездки. А по сравнению с автомобилем человеческий организм куда сложнее. И в нем случаются «неисправности», нарушаются «регулировки», а это может повлечь за собой в рейсе катастрофические последствия. Так что очень валено перед началом работы проверять и состояние водителя. Вот почему медицинская служба на автотранспорте завоевывает в последние годы все более прочные позиции. Первые шаги в Волго-Вятском территориальном транспортном управлении она сделала в 1969 году, а сейчас утвердилась во всех наших автопредприятиях. Количество производствен-ных здравпунктов выросло до 43, работают в них 72 специалиста с высшим и средним медицинским образованием. В их обязанности входит „проведение всей лечебно-профилактической работы, особое место в которой занимают ежедневные предрейсовые осмотры водителей. Это нововведение не сразу получило признание. Поначалу многие шоферы проявляли недовольство. Проверяет дежурный медик состояние здоровья очередного водителя и вдруг,обнаруживает: пульс учащен, артериальное давление повышено, возьмет пробу на алкоголь — положительная. Водитель злится: «Когда же нам можно выпить? На работе нельзя, после работы нельзя! Выпил вчера на именинах пару рюмочек — и вот, пожалуйста!» Но за руль сегодня он уже не сядет. Механик найдет ему работу в гараже или передвинет смену. А потом товарищеский суд будет решать, случайный ли это срыв у человека или он заслуживает строгого наказания, например отстранения на определенный срок от перевозки людей. Случается и другое. У водителя слегка повышена температура, начинается простудное заболевание. А он бодрится, уверяет, что это пустяк, мол, и не с такой температурой работать приходилось. Этому тоже в рейс отправляться нельзя. С осмотров начинается рабочий день медика на автопредприятии, но этим его обязанности далеко не исчерпываются. Наши здравпункты — вполне современные лечебные учреждения, располагающие необходимым оборудованием и медикаментами. В десяти из них имеются и зубоврачебные кабинеты, а в первом производственном объединении здравпункт занимает семь комнат — целая поликлиника. Здесь водитель может, не теряя лишнего времени, обстоятельно проверить состоя-ние здоровья и получить квалифицированную помощь. Хорошо налаженный медицинский контроль помог выявить ряд шоферов, страдающих гипертонической болезнью, желудочными и другими заболеваниями, о которых сами они раньше не знали. Это позволило не запускать болезнь, вовремя начать борьбу с ней. Работники здравпунктов оказывают первую помощь при производственных травмах, проводят профилактические лечебные мероприятия, контролируют работу столовых, следят за санитарным состоянием прозводственных помещений, вникают во все — от полотенец в умывальнике до организации режима работы и отдыха водителя. Постоянно общаясь с водителями, медики уже знают, какое давление и пульс обычны для каждого из них, и всякое отклонение от нормы сразу обращает на себя внимание. Заслугой медицинской службы является неуклонное, из года в год снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Только в третьем производственном объединении в прошлом году число потерянных по этой причине рабочих человекодней сократилось по сравнению с предыдущим на 1265. Так же постоянно уменьшается и число водителей, отстраненных от рейса из-за наличия в организме остатков алкоголя. Например, всего по управлению таких было в 1972 году 2161 человек, а в 1974 году — 1881. Если же взять для сравнения начало систематических осмотров — 1970 год, то теперь количество отстранений от работы по этой причине уменьшилось в 17 раз : следы алкоголя обнаруживаются сейчас лишь у одного-двух из каждой тысячи водителей, прошедших осмотр. Конечно, медики, как уже сказано, проверяют выезжающих в рейс шоферов не толькоДружинник летчик ПаршковКомандир корабля уфимского авиапредприятия Анатолий Иванович Паршков летает в Москву и Минеральные Воды, Краснодар и Сургут, Нижневартовск и Сухуми. Его отличает высокая дисциплинированность, завидная выдержка. Таким он остается и закончив рейс, сменив штурвал самолета на руль автомобиля. Однако Анатолий Иванович не просто владелец индивидуального транспортного средства, он один из самых активных помощников уфимской Госавтоинспекции, — Задуматься о том, какую опасность представляют нарушения правил движения, меня заставил однажды водитель УАЗа, внезапно выскочивший на пересечение главной дороги, ведущей в уфимский аэропорт, — вспоминает Анатолий Иванович. — Избежать столкновения мне помогла, очевидно, чисто профессиональная быстрота реакции. Вскоре произошел и второй, не менее опасный случай, когда из сплошного потока встречного транспорта на мою полосу движения неожиданно выехал самосвал, водителю которого не терпелось с обгоном. Создалась угроза лобового столкновения, и его удалось избежать лишь тем, что почти одновременно с водителем такси, ехавшим впереди, мы резко свернули вправо в относительно пологий кювет. С тех пор я стал внимательнее приглядываться к тому, как ездят другие,отмечал превышение скорости на улицах, обгоны в зоне действия запрещающих знаков и другие нарушения правил. Все это привело меня к мысли о том, что безопасность движения — дело не только Госавтоинспекции, но и каждого из нас. В конце концов А. И. Паршков пришел в кировское отделение ГАИ города Уфы и попросил принять его в число общественных автоинспекторов. С того времени прошло более двух лет. В свободное от полетов время пилот Паршков постоянный и активный участник рейдов, организуемых ГАИ. Общественный автоинспектор Паршков к своим обязанностям относится творчески. Как-то увидел на столе у старшего госавтоинспектора папку с фотоснимками наиболее сложных аварий, случившихся в районе, и попросил некоторые из них для психологического воздействия на нарушителей. Пригодились они на оренбургском тракте. Работникам ГАИ недоброй славой был известен мост через речушку с поэтическим названием Берусань. В разное время здесь были сфотографированы повисший на перилах моста «Запорожец», перевернутый вверх колесами, догорающий ГАЗ—69, лобовое столкновение на мосту. За этим мо ­ стом, у крутого, почти закрытого поворота участники рейда, по показаниям локатора, остановили идущие на недозволенной скорости машины. Паршков26