Кто виноват?Внимание: пешеходный переходКогда водителю такси К. предъявили обвинение, он собственноручно записал в протоколе: виновным себя не признаю, потому что ехал на зеленый свет. Так в действительности и было, и тем не менее его обвинили в нарушении правил движения и наезде на пешехода. К. воспользовался своим правом и пригласил адвоката ознакомиться с делом уже на стадии следствия. Очевидно, он ожидал, что стоит мне услышать его объяснение, и мы тут же напишем ходатайство, в котором невиновность водителя будет бесспорно аргументирована. Увы, и выслушав и прочитав обо всем случившемся, я такого ходатайства не составил и попытался лишь найти смягчающие вину обстоятельства. Почему? ...Таксомотор приближался к перекрестку и регулируемому пешеходному переходу. В светофоре горел красный сигнал, и у стоп-линий терпеливо выстроились автомобили. Оставалась свободной только крайняя левая полоса, по которой и двигался мой подзащитный. Метров за 16—20 до перехода он увидел, что красный сигнал сменился на зеленый. Медленно тронулись стоявшие справа автомобили, а на соседней полосе водитель что-то замешкался. Но путь впереди был свободен, горел зеленый сигнал, и, не сбавляя скорости, К. выехал на пешеходный переход. Тут он понял, почему водитель в соседнем ряду не спешил начинать движение — из-за передней части его автомобиля стремглав выбежал пешеход. Затормозить К., конечно, не успел и сбил человека на самом переходе.В постановлении о предъявлении обвинения следователь написал: К. нарушил пункт 73 Правил дорожного движения; он мог и должен был предвидеть на пути движения пешеходов, заканчивающих переход дороги, даже после того, как погас зеленый сигнал светофора. И в самом деле, разве трудно предположить, что среди людей, начавших переход при разрешающем сигнале светофора, могут оказаться и такие, кто не успеет уложиться в отведенное время. Как выяснилось потом, для того, чтобы дойти до середины улицы в месте, где случилось несчастье, требовалось 11 секунд. Сойдя с тротуара в конце, как принято говорить, разрешающей фазы, пострадавший 4—б секунд шел на зеленый сигнал. Но вот он погас. Водители, остановившиеся перед светофором, оценили ситуацию и начали движение, лишь пропустив пешехода. А вот водитель такси... В сложившейся обстановке он просто обязан был снизить скорость, если не остановиться, и убедиться, что на пешеходном переходе нет никого, что все пешеходы, начавшие движение, успели дойти до середины улицы. На первый взгляд такое требование выглядит несколько парадоксальным: зеленый сигнал — и останавливаться! Но именно так; перечитайте еще раз пункт 3 Правил, и вы увидите, что он полностью применим к описанному случаю. Нужно сказать, что чаще всего на регулируемых пешеходных переходах ошибаются именно те водители, кто проезжает переход с ходу, без хотя бы кратковременной остановки. В общем числе дел, рассматриваемых судами, значительную часть составляют наезды на пешеходных переходах — регулируемых и нерегулируемых. Пешеходов убеждением и принуждением приучают к тому, что переходить улицы следует только П пешеходному О переходу, им стараются внушить мысль, что это то место, где они могут чувствовать себя в полной безопасности. Но, оказывается, многих водителей действовать в соответствии с этим принципом еще не научили. Случай с водителем К., к сожалению, типичен. Не лучше дело обстоит на нерегулируемых пешеходных переходах. Симптоматично, что через два года после введения новых Правил дорожного движения в них изменен пункт 116, который как раз определяет порядок проезда таких участков дорог. В новой редакции это выглядит так: водитель, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, должен не только снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, вступивших на переход, но и прекратить дальнейшее движение, пока не убедится, что путь действительно свободен, если перед переходом почему-то остановился другой водитель. Таким образом, появление на переходе пешехода для водителя все равно что красный сигнал, и, пока пешеход не освободит дорогу, он должен стоять. Кажется, все ясно. И все-таки водители сплошь и рядом «блокируют» пешеходов на проезжей части дороги. «Я ехал со скоростью 50 км/час, когда увидел, что на пешеходном переходе стоят два пешехода. Хотя они мне не мешали, но я принял несколько левее от них и рассчитывал благополучно проехать мимо. Совершенно неожиданно, когда автомобиль приблизился к пешеходам на расстояние .10—15 метров, один из них побежал вперед. Я нажал на тормоза, но предотвратить наезда не смог». Это запись из показания водителя Л. по делу о наезде. Автотехнический эксперт дал заключение, что с того момента, когда пешеход начал перебегать проезжую часть, водитель Л. не располагал технической возможностью предотвратить наезд. Но ведь по Правилам он должен был остановиться еще раньше. Суд признал Л. виновным. Читатели могут спросить: не означает ли это, что водитель признается виновным только по признаку места происшествия, без учета его вины? Но только не означает, но, наоборот, подчеркивает, что вдали от пешеходных переходов водитель не может и не должен (если нет каких-то особых признаков) ожидать появления людей на проезжей части, в этом случае они, действительно, для него могут быть полной неожиданностью. Но зато на обозначенных пешеходных переходах с него особый спрос. П. РАБИНОВИЧ, адвокатвалось автомобилем. Еще больнее сознавать, что никого из тех. кто ехал о нем, уже нет н живых — ни водителя Александра Залавского, ни его жены. ни двух маленьких внучат. К катастрофе привело не какое-то чрезвычайное стечение обстоятельств, •а простое несоответствие скорости обстановке движения. О том. что всегда, и особенно в неблагоприятных условиях. скорость движения должна быть такой, чтобы водитель сохранял контроль над машиной, писалось~и говорилось не раз. И вот опять в протоколе ГАИ записано: «не спраиился с управлением». Произошло это в 16 километрах от города Сумы на Харьковском шоссе. На мокрой дорого ..Запорожец» занесло, он съехал в кювет и так ирозался в дерево, что переломился поло. лам, а люди в машине погибли. Водители, когда же мы более ответственно и серьезно будем подходить н выбору скорости движения! А. БЕЛОУС, госавтоинспектор г. СумыМОГЛО НЕ СЛЫЧИТЬСЯ Больно смотреть на то, что еще недавно назышшшшшш