КЛЫБАВТОЛЮБИТЕЛЬПрежде всего определил минимальную емкость расширительного бачка. Для «Москвича—412» и антифриза А-40 расчетная величина расширения жидкости при нагревании до рабочей температуры будет около 8 процентов, 3 то есть 750—800 см . Значит, подойдет двухлитровая полиэтиленовая банка изпод моторного масла (в крайнем случае можно взять и литровую). Сначала, конечно, надо очень тщательно вымыть ее, чтобы не было даже следов масла. Затем переделываем пробку. Сверлим в ней шесть 2-миллиметровых отверстий, а в горловину вкладываем латунное кольцо, оклеенное двумя слоями капрона (можно использовать старый чулок). Это — фильтр, пропускающий воздух, но задерживающий пыль. В верхней части банки сверлим отверстие диаметром 14 мм и через специальную уплотнительную втулку (рис. 1) пропускаем внутрь полихлорвиниловую трубку подходящего диаметра, так чтобы ее конец примерно на 10 мм не доходил до дна. Втулку я сделал сам, соединив клеем № 88 два кольца из 2-миллиметровой резины (вырезал из листа) и использовав еще резиновую трубку наружным диаметром 14 и внутренним 8 мм.Для крепления бачка понадобится хомут с кронштейном (рис. 2) из стальной полосы 1,2X20 мм. Размеры его зависят от размеров бачка. Этим хомутом бачок притягиваем к верхнему правому болту крепления радиатора. Со штуцера горловины радиатора снимаем водоотводящую трубку, а штуцер, на который она была надета, соединяем со вторым концом шланга, опущенного в расширительный бачок. И последнее. Из пробки радиатора нужно удалить паровой клапан, сделав ее герметичной. Когда все это выполнено, заправляем радиатор антифризом «под горлышко» и закрываем пробку. Затем наливаем жидкость в расширительный бачок так, чтобы уровень в нем был на 15 — 20 мм выше обреза трубки (рис. 3). По мере прогрева антифриз станет расширяться и выходить из радиатора в бачок, заполняя его. При остывании антифриз в системе будет сжиматься, образуется разрежение, и «излишки» из бачка начнут «подсасываться» обратно в радиатор. Собранная таким образом система отлично работает на моей машине уже два года.Если переходить на антифризВода или антифриз? Практика сегодня дает однозначную оценку — она в пользу антифриза. Наверно, можно не приводить доводы: с ними знаком всякий мало-мальски любознательный автолюбитель. Вопрос в другом. По примеру ВАЗа на закрытую систему охлаждения переходят другие наши автозаводы. Так как же быть владельцам «москвичей» (и московских и ижевских), которые хотели бы не беспокоиться зимой — «прихватит или нет»? В январе 1974 года мы рассказали о переводе на. антифриз «москвичей» модели «412» ижевского производства, не оборудованных гидровакуумными усилителями тормозов. Сегодня хотим предоставить слово ленинградскому автолюбителю Б. В. СОСИНУ, который поделится опытом применения антифриза на «Москвиче» с усилителем тормозов. На моем ИЖ — 4 12 есть гидровакуумный усилитель тормозов, а найти расширительный бачок, такой, какой стоит на «Жигулях», мне не удалось. И поэтому, когда я решил перевести систему охлаждения на антифриз, рекомендации журнала не подошли — пришлось придумать все заново. 1410 107,5 7,51йЧч20Фв¥LAи.ь аjfРис. 1. Резиновая уплотнительная втулка.г(мч-х18с)ПриклепатьРис. 2. Хомут с кронштейном: а иб — размеры. зависящие от величины бачка; 1 — винт МЗ; 2 — болт М4Х18 с распорной втулкой.Рис. 3. Установка расширительного бачка (вид со стороны двигателя): 1 — горловина радиатора; 2 — стяжной хомут; 3 — соединительная трубка; 4 — уплотнител ьная втулка; 5 — пробка бачка с фильтром и отверстиями; 6 — расширительный бачок; 7 — хомут; 8 — стяжной болт; 9 — болт крепления радиатора; 10 — кронштейн.