на трезвость. В прошлом году работники здравпунктов не выпустили на линию 197 человек в связи с начинающимся заболеванием верхних дыхательных путей, 106 — с высоким артериальным давлением, 39 — по причине других заболеваний, усиливающих возможность дорожно-транспортных происшествий, 15 — из-за переутомления. Количество этих происшествий на предприятиях управления из года в год снижается. К примеру, во втором производственном объединении только за один прошлый год оно сократилось больше чем втрое. И, к ак результат, на многие тысячи рублей уменьшается ущерб от транспортных происшествий в целом по управлению. Еще один отрадный показатель: все меньше водителей лишается «прав» за управление машиной в нетрезвом состоянии. За успешную оздоровительную работу и санитарную пропаганду приказом министра автомобильного транспорта РСФСР в прошлом году управление было премировано. Сейчас медицинская служба на наших предприятиях вошла в жизнь каждого коллектива. Она постоянно совершенствуется, обобщает и распространяет опыт работы лучших здравпунктов, поддерживает прочные связи с горьковским НИИ гигиены труда и профзаболеваний, получает от него квалифицированную помощь. Создание и деятельность медицинской службы — одна из сторон общего научно-технического прогресса на автомобильном транспорте. Л. КРАСИЛЬНИКОВ, главный врач Волго-Вятского территориального транспортного управления г- Горькийзаконом на «Вы»Задачи по основам законодательстваВиктор Прошин проснулся рано утром в состоянии тяжелейшего похмелья. Вчера до поздней ночи он праздновал с друзьями день своего рождения, и теперь страшно болела голова, тряслись руки, трудно было пошевелиться. Вскоре проснулись собутыльники и предложили «поправиться», благо запасы спиртного еще имелись. После третьей стопки ктото мечтательно заговорил о том, как хороша было бы сейчас оказаться с удочками на берегу тихого лесного озера, Прошин намек понял: на берегу озера у него была небольшая дача, а добраться до нее можно было на его «Запорожце». Идея понравилась, а сборы заняли несколько минут. Вскоре Прошин с тремя друзьями мчался за город, сам удивляясь, как легко и послушно идет у него «Запорожец». И он и его собутыльнини, конечно, знали, что в нетрезвом состоянии за руль садиться категорически запрещается, но думать об этом не хотелось. Прошин считал себя водителем высокого класса и старался продемонстрировать это своим пассажирам. Он прибавлял скорость и, выжав из мотора все возможное, небрежно держал руль одной рукой, а другой энергично жестикулировал, рассказывая о своем способе ловли леща. Впереди показался мост, дорога перед которым сужалась. Нужно было снизить скорость, но Прошин продолжал разглагольствовать как ни в чем не бывало. Неожиданно на бугристом асфальте машина вильнула вправо. Любой трезвый водитель немедленно выправил бы ее одним движением руля, но для пьяного эта задача оказалась непосильной. Замедленно соображая, он не успел еще осознать надвигавшуюся опасность, как «Запорожец», выскочивший на правую обочину, врезался в металлический столб осветительной опоры. Сидевший рядом с водителем пассажир был убит, двое других получили телесные повреждения. Предварительное следствие полностью установило вину Прошина в грубейшем нарушении Правил дорожного движения. Да он и сам признал себя виновным. Попробуйте ответить, как в этом случае должны быть квалифицированы действия водителя. Какой статьей УК РСФСР и какой частью этой статьи предусмотрена ответственность за такое правонарушение? Какая мера наказания за его совершение определена законом? Имеет ли при этом значение тяжесть последствий и число потерпевших в результате дорожного происшествия? Ответы — в № 10 журналаОтветы на вторую задачу («За рулем», 1975, № 8)Водитель Воронков допустил грубое, хотя и довольно распространенное нарушение Правил дорожного движения: не убедившись в отсутствии встречного транспорта, он на закруглении дороги начал обгон с выездом на полосу встречного движения. В результате произошла авария с материальным ущербом, который следует считать существенным. За такое правонарушение закон предусматривает уголовную ответственность. Часть первая статьи 211 Уголовного кодекса РСФСР указывает, что «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицом, управляющим автомототранспортным или городским электротранспортным средством, трактором или иной самоходной машиной, повлекшее причинение потерпевшему менее тяжкого или легкого телесного повреждения либо причинившее существенный материальный ущерб, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, или исправительными работами на срок до 1 года, или штрафом до 100 руб. с лишением права управлять транспортными средствами на срок до 2 лет или без такового». Таким образом, для привлечения виновного в нарушении правил водителя к уголовной ответственности необходимо наличие одного из двух видов последствий: определенного характера телесных повреждений, причиненных потерпевшему, или существенного материального ущерба, Понятие существенного материального ущерба законом детально не расшифровано, его сумма может быть различной. Вопрос о том, является ли материальный ущерб существенным, должен решаться судом в каждом отдельном случае не только на основании установленной суммы ущерба, но ис учетом всех конкретных обстоятельств дела, в частности с учетом ценности поврежденного имущества, объема и стоимости ремонтных работ, материального положения потерпевшего и т. д. Пленум Верховного суда СССР в постановлении от 6 октября 1970 г. «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» указал, что суды должны при этом не ограничиваться в приговорах общей ссылкой на то, что виновный причинил существенный материальный ущерб, а указывать конкретный размер ущерба и мотивы, по которым он признан существенным. Следует отметить, что по этим вопросам в законодательстве имеется одно, представляющее определенный интерес исключение. Так, согласно части первой ст. 241 Уголовного кодекса Грузинской ССР, уголовная ответственность для водителя может наступить ив том случае, если в результате нарушения правил движения не наступило указанных выше последствий в виде телесных повреждений или материального ущерба. Закон здесь предусматривает применение наказания только за создание одной опасности наступления «несчастных случаев с людьми», но при том условии, что такое нарушение правил, «создавшее серьезную опасность наступления несчастных случаев с людьми», совершено повторно в течение года после применения за такие же действия мер административного взыскания. В этом случае виновный в нарушении правил безопасности движения может быть по приговору суда подвергнут исправительным работам на срок до одного года, или штрафу до ста рублей, или лишению права управлять транспортом до двух лет.собрал водителей-нарушителей на обочине и спросил: — Приходилось ли вам видеть аварии, которые случались тут при такой вот езде, как ваша? Посмотрите! Эти снимки сделаны здесь, на этом самом месте, где вы нарушили правила.., Наступила гнетущая тишина. Кто-то вздохнул: — Не приведи господь! — Вот именно, — сказал Паршков, — не приведи, только «господь» тут ни при чем, все зависит от вашей дисциплинированности и благоразумия, Как бы нехотя трогались с места задержанные водители. Чувствовалось, что разговор дошел до каждого. ...На оренбургском тракте за Уфой можно увидеть «Жигули» № 09-99 БАР, а за рулем — одного из лучших общественных автоинспекторов города. Д е ­ журные на посту ГАИ провожают его дружеским приветствием. Командир воздушного лайнера едет в аэропорт, И, пока не пересядет за штурвал, не посчитает себя свободным от добровольной вахты на автомобильных трассах. «На земле, — любит повторять он, — должен быть такой же порядок, как в воздухе!» И. ДИЗЕНКО, председатель совета общественных автоинспекторов г. Уфа1Л