— На машинахгруппы А2 мы заявили такой состав: Виталий Богатыреви Яков Лукьянов из Тольятти, москвичи Александр Замыслови Юрий Теренецк ий . Л укьянов не очень удачно начал гонку ифинишировалпятнадцатым , но все же обеспечил поддержку трем своим товарищам . А бороться за первое командное место им было нелегко. Сборная ЧССР привезлав Минск трио гонщ иков завода «Шкода» на н о3в ейших маш инах модели «130» (1298 см . 140 л. с ) . Ч етвертымв команде был Петр Больд на ВАЗ — 2103 с мотором, ф орсированным до 115 л. с. Он переоценил свои возможности ивыбыл из борьбы на восьмом круге. Зато опытная «шкодовская» т ройка прочно удерживалапервые места. Бор отьсяс ней нашимребятам на машинах со 100-сильными двигателями было нелегко. Но дома, к ак говорят, и стены помогают. Р езультат теперь уже известен. — А какиепеределки были на их ВАЗ —2103? — Увеличена степеньсжатия , установл ены по два сдвоенныхгоризонтальныхкарбюратора «Вебер». и зменена выпускн ая система, опущен относительно подв ески кузов, с монтированы отлитые из магниевогосплава колеса с широкопрофильными шинами. Примерно таким же переделкам подвергся и «Москвич — 412» Юрия Теренецкого. Добавлю, что у его двигателя было два верхних распределит ельных3 вала и при рабочем объеме 1500 см он развивал 110 л. с. — Что можно сказатьошинах , ведь их было несколькоразновидностей ? — Гонки в Минске наглядно показали , к акважно иметь в команде несколькокомплектов шин — для разного состояния трассы . Н апример , на наших гоночн ыхавтомобилях во времятренировок , когда трасса была сухой, стояли специа льныепокрышки типа «Сликс» из мягкой резиныи без рисунка на протекторе. В день гонок, когда шел дождь, на «сликсах» просто нельзя было бы ехать . И мы смонтировализаранее приготовл енныеколесас «дождевыми» ш инами , и мевшимиспециальный рисунок. На сухом покрытии они уступают «сликсам» по сцеплениюс дорогой, и средняя скорость падает. Поэтому почти все команды держалитакиежесменные комплекты колес. Мы увидели в Минске, с какой молниеносной быстротой можно заменятьв ходе гонки колесо с проколотой шиной . З аводскиемеханики «Шкоды» сделали это на автомобиле О. Б рунцлика за 45 секунд. У «Шкоды-130» колесо крепится не центральнойбарашковой гайкой, а четырьмя , обычного типа. — Ваша оценка гонок в Минске. — Р озыгрыш Кубка дружбыв этом году включает четыреэтапа на трассахв Минске (СССР), Ш ляйце (ГДР), Мосте (ЧССР) и Торуни (ПНР). Мне. конечно, п риятно , что наширебятаодержалив обоих классахдолгожданные победы инакопилидаженекоторыйзапас впрок. Н адеемся на следующихэтапах закрепить успех, хотя, скажу, с делать это будет нелегко. Вы уже знаете , к аксильна та же сборная ЧССР. И все-таки думаю, что результаты , д остигнутыев Минске, сыграют определенную роль в наших дальнейших выступлениях. Л. Ш УГУРОВ , спецкор «За рулем» г. М инск Результаты соревнованийСпидвейКФ-75Для знатоковгаревых гонок, а их у нас становится все больше и больше, ничего загадачного в этом названии нет. Б олельщику спидвея ясно, что речь идет оконтинентальномфинале личного чемпионата мира. Вот уженесколько лет подряд орган изация этого ответственного этапа первенства поручается Федерации мотоспорта СССР, благодаря чему наши любители спидвея имеют возможность видеть всех сильнейшихевропейских гонщиков, за исключением англичанискандинавов — они встречаютсяв другом, так называе ­ мом британско-скандинавском финале . Каждый раз гонки на этом этапе бывают страстными , бескомпромиссными. КФ — это ключ кфиналуличных первенств Европы и мира, а право участвовать в них уже само по себе почетно и служит признанием международного класса гонщика. Континентальный финал словно бы подводит черту под серией квалифика ­ ционных соревнований . После него в личном чемпионате мира наступает двухм есячныйперерыв , и лишь потом проходят два заключительных этапа. Так что многие прочтут эти строки уже после того, к ак будут названы чемпион и вицечемпион мира. Это произойдет в сентябре в Англии, на лондонском стадионе «Уэмбли». И все же, следуя журнальной традиции — р ассказыватьокрупнейшихмеждународныхсоревнованиях на советских трассахитрекахс участием советс ких гонщиков, мы возвращаемсяв эти первые дни осени кспортивным событиям жаркого июня. Итак, место действия — Ленинград, мототрек ДОСААФ на Выборгской стороне. Время — 22 июня, р азгар белых ночей. Действующие лица — 16 гонщиков из четырехстран : с емь польских, ш есть сове-ских. два чехословацкихи один из ФРГ. Напомним, что прошлогодний финал (он проходил в Тольятти) в ылилсяв матч Польша — СССР. В нынешнем сезоне лидерам континентальной зоны пришлось потесниться иуступить два места лучшимгаревикам ЧССР Иржи Штанцелю и Яну Вернеру и одно — гонщ ику из ФРГ Манфреду Пошенридеру — п ризерумировыхпервенствв гонках по 1000-метровому треку. Наша команда понесла большие потери, чем польская , не только по числу участников . Среди них не оказался бесспорно один из сильнейших — Григорий Хлыновский. В четвертьфинале он упал и, т акжекак лидер польскихгаревиков Зенон Плех. после своей первой квалиф икационной гонки оказалсялишь запасным. Но Плех все же выступил в Ленинграде. В полуфинале он заменил одного из не стартовавших польских гонщ иков , а Хлыновского, к большому сож алению , мы здесь не увидели. Не будем пересказывать весь сюжет континентальногофинала , с кажем только, что он был в полном смысле слова драматичным . Это началосьс первого же заезда. В нем встретились два призера минувшихчемпионатов мира поляки Плех и Волошек снашими Валерием Гордеевым иТрофимовым . Сразу же фаль ­ старт. Потом, когда гонка началась , на втором круге столкновение Гордеева и Волошека. Столкновение на большой скорости — и падение. Картина эта, у вы , з накома любителям гонок. Судьи на виражах держат поднятыми желтые флаги — опасность! И у всех, кто находится на трибунах, у трека — тревога. Здоровы ли спортсмены , смогут ли продолжать соревнования? Главный судья швед Карлссон усмотрел нарушениеправилв действиях Вол ошекаи исключил его из этого заезда . Трем остальным предоставлено право стартовать повторно. В тот момент зрители думали об одном: сумеет ли Валерий вернуться после падения на дорожку? Он смог это сделать. Смог вывестиЛичный зачет. Класс Ц9 — 1300 см 3 : 1. М. Л айв (СССР). «Эстония — 18» — 23 круга (92,69 км). 46 мин. 24.0 сек. (119.9 км/час); 2. В. Б арковский (СССР), «Эстония—18»; 3. В. Греков (СССР), «Эст ония — 1 8 » ; 4. И. Черва (ЧССР). «Металэкс-102»; 5. X. Линднер (ГДР), «Тасслерайгенбау»; 6. К. Иилек (ЧССР), «Металэкс-103». Класс А2 — 1600 см 3 : 1. М. Жид (ЧССР). «Шкода-130» — 23 круга (92,69 км). 49 мин. 16.9 сек. (112.9 км/час); 2. В. Б огатырев (СССР), ВАЗ —2103; 3. О. Б рунцлик (ЧССР), «Шкода-130»; 4. О. Хорсак (ЧССР). «Шкода-130»; 5. К. Ф ранк (ПНР). «ФИАТ-125П»; 6. А. З амыслов (СССР). ВАЗ —2103; 7. Ю. Т еренецкий (СССР), «Москвич —412». Командный зачет . Класс Ц9 — 1300 см 3 : 1. СССР — 169 очков; 2. ЧССР — 148; 3. ГДР — 144; 4. ПНР — 3 104. Класс А2 — 1600 см : 1 СССР — 157 очков; 2 ЧССР — 134; 3. ПНР — 112; 4. НРБ — 101.мотоцикл, смог стартоватьи смог победить. Победить красиво , п рямо - т акив бешеном темпе, с новым рекордом трека. Это было вышевсяких похвал. А уже в следующем своем старте , о пьянен ­ ный успехом, необдуманно пошел на риск, на обгон, боясь потерять очко, и чуть было не потерял все. Мотоцикл врезалсявбарьер . Гордеев снова упал и потом уже ценой больших усилий и волнений добился прававыступатьв европейском финале . С ражался он мужественно. победил еще в двух серияхив конце концов разделил второе-третье места. Но ведь не потребовалось бы этого напряжения сил, если бы мужество и настойчивость гонщика были подк репленытрезвым расчетом, хладнокровием. В этом случае все обошлось. А вот в другом... Горячность, н ерасчетливость зажгли красный свет на пути к «Уэмбли» молодому способному гонщику Михаилу Старостину. на которого специалисты возлагают большие надежды. Выступал он в этом году успешно и. видимо, настроился на то. что здесь спервыхзаездов сможет создать необходимый запас прочности в очках. Не получилось сразу. В двух заездах добыты ценой больших усилий всего три очка. Тогда втретьем Михаил решил пойти ва-банк. В результате падение, с ильный ушиб — и прощай финал. Надо отдать должное уфимцу. Он сражался (другого слова не подберешь) до последней секунды, сраж ался неистово, н евзирая на боль в перебинтованной ноге, н евзирая на то, что шансы были минимальны , но тот самый третий заезд перечеркнул все. В общем то наши ребята выполнили «программу-минимум». Четверо — братья Гордеевы, Калмыков и Трофимов получили путевки в Быдгощ (ПНР) на европейский финал, а Корнев стал запасным. Но если вернутьсяксказанномувыше , то могли бы мы иметь и большее представительство. Столько же путевок — ч етыре — завоевали польские гонщики. Л учше всех из них выступил Эдвард Янцаж . который приехал на континентальныйфиналужев ранге серебряного призерачемпионата мира 1975 года впарных гонках. В Ленинграде он стал победителем с 12 очками, уступив, правда, в заездах очки обоим Гордеевым и Трофимову. Ровно выступили его земляки Гликлих и Чеслак. а вот Плеху правапродолжать борьбу за медали пришлось добиваться в дополнительном заезде, где встретились четыре гонщика. н абравшие по 7 очков. Два часа длились гонки КФ-75. а показ алось . что прошлисчитанныеминуты — так бывает всегда, когда спортивное зрелище захватывает, п окоряет своей динамичностью. Л енинградский мототрек в тот день был полон, но, глядя на его более чем скромные по вместимости трибуны и другие сооружения , мы невольно вспоминали соревнования другого чемпионата мира этого года — в мотогонках на льду, проведенного в Москве на стадионе «Динамо». Вспоминали и сожалели о том, что до сих пор ни один из крупныхнаших стадионов — «Динамо» и «Локомотив» в Москве, имени Кирова в Ленинграде и другие — не открыл свои ворота для спидвея и его многотыс ячных почитателей. Сожалели о том, что опыт нашихпольских друзей, регулярно использующихдорожки своих крупнейших стадионов во Вроцлаве и Хожуве и для спидвеяи для легкоатлетических сор евнований . не нашелу нас распространения (кстати, это успешно практикуется ив Англии ив Швеции). Спидвей — одно из самых зрелищных состязаний — собирает порой не меньше, а больше болельщиков, чем иные громкиефутбольные встречи, не говоря олегкоатлетических , и потому финансовая сторона дела не должна смущать руководителей спортобществ, директоров спортсооружений. Затраты на дооборудование дорожки окупаются многократноис лихвой. А главное — от этого выиграет весь наш спорт в целом, его авторитет, ибо наличие большого стадиона с необходимым для гаревых гонок оборудованием гарантирует наряду с другими условиями право проводить финалы личного и командного первенств мира по спидвею. И очень хотелось бы верить, что соревнования такого масштаба будут проходить иу нас в стране. М. ГРИГОРЬЕВ, спецкор «За рулем» г. Ленинград 3S