Двое в кабинеПо расписаниюзавтра мне предстоит впервые сесть За руль автомобиля. Очень волнуюсь. Просто не верится, что справлюсьс втой громадиной — ведь учиться придется на ГАЗ — 53... Из дневника'курсанта Утром буду принимать новую группу. Все начнется сначала, к ак было уже сотни раз . Смотрел их табели, л ичные дела. Р азные ребята, и учатся по-разному. И всех нужно сделать хорошими водителями. Из блокнота мастера практического вождения И. Г. СувороваЗнакомствоКак правильно научиться ездить? Какими приемами пользоваться, осваивая вождение? — такие вопросы встречаем мы в письмах молодых автолюбителей — тех, кто учится в автошколах и на курсах ДОСААФ, готовится к сдаче экзаменов. О другом пишут преподаватели, инструкторы практического вождения. Их интересует, как работают лучшие наставники, как проводят занятия, воспитывают у будущих воинов водительское мастерство, любовь н шоферскому делу. Начиная публикацию серии статей, объединенных рубрикой «Двое в кабине», редакция хотела бы в какой-то мере удовлетворить запросы и тех и других читателей. — Ну вот, товарищи, с сегодняшнего дня вы начинаете заниматься тем, ради чего, собственно, пришли в нашу школу: вы начинаете водить автомобиль, — так сказал нам утром начальник автошколы ДОСААФ Пролетарского района Москвы Василий Кузьмич Жабин. — Вам здорово повезло, — продолжал он, — вы будете учиться вождению у Ивана Георгиевича Суворова — шофера первого класса, человека с большим жизненным и практическим опытом, лучшего мастера практического вождения не только в нашей школе, но и во всей столице. Каждому из вас предстоит просидеть в кабине рядом с Иваном Георгиевичем 50 часов. Постарайтесь за это время научиться всему, что потом понадобится вам в работе, на службе в армии. Постарайтесь стать хорошими шоферами. И Василий Кузьмич отступил на шаг назад, как бы оставляя нас наедине с инструктором. Иван Георгиевич — высокий, худой, угловатый, с крупными рабочими руками —оказался немногословным. Он поздоровался с нами, сказал о том, кто когда будет заниматься и куда нужно приходить. Мне снова повезло, оказался первым. И вот он стоит передо мной, наш учебный ГАЗ—53, пока мало понятный и даже вроде бы чуть-чуть загадочный, Неужели когда-нибудь смогу свободно управлять этой мощной машиной?.. Чтото не верится... — Ну, смелее, — слышу рядом голос Суворова. — Не робей. Машина у нас хорошая, послушная. Все будет в порядке. Сам не заметишь, как научишься ездить. Главное — будь внимательным... Вы уже изучали устройство автомобиля? — Конечно, — обрадованно откликаюсь я (все-таки хочется показать, что кое-что об этой машине и мне известно). — Вот и хорошо, — спокойно констатирует Иван Георгиевич. — Нам остается только повторить уже знакомое. И мы начинаем повторять: основные агрегаты, органы управления, их назначение и расположение, действие педалями, рычагами. Потом Иван Георгиевич предлагает мне сесть на место водителя — и вот он, долгожданный миг: я ощущаю под пальцами 'бугристую поверхность той самой «баранки», за которую нужно «крепче держаться шоферу», как советует песня. — Ну как, все нормально? — интересуется мастер. — Конечно! Хоть сто лет так можно сидеть! — Ну, это ты хватил... Я думаю, самое большее тебя достало бы часа на полтора. Вот, скажем, вцепился ты в рулевое колесо «мертвой хваткой» — это первый минус. Так его держать нельзя, не будет свободы движений. А скованность — первая причина усталости. Руки должны лежать на руле свободно, пальцы только обхватывают колесо, не сжимая его... Вот так, теперь лучше. Но и этого мало. Нужно еще правильно расположить руки на руле. Правда, на этот счет единого мнения нет. Но мне думается, что самое лучшее положение — «двадцать минут десятого»... — Как вы сказали? Двадцать минут десятого? — я удивленно смотрю на Суворова, не оговорился ли он. — Именно так яи сказал, — подтверждает Иван Георгиевич. — Смотри, ведь «баранку» можно мысленно разбить на секторы, как циферблат часов. Правую руку клади на колесо в том месте, где должна быть воображаемая цифра четыре, левую — чуть выше цифры девять. Получается «двадцать минут десятого». Далее он поясняет: — А почему именно так лучше всего держать? Да потому, что рычаг переключения передач у тебя под правой рукой и теперь расстояние от руки до него стало меньше — значит переключать будешь быстрее. Это мелочь, но для шофера, который за один рабочий день делает тысячи переключений, и такая мелочь важна. И еще одно. Справа у нас — тротуар. В эту сторону особенно не сманеврируешь. И как раз с этой стороны угрожают нам самые каверзные неожиданности: пешеход может шагнуть под автомобиль, ребенок побежит за мячом, школьник на велосипеде ринется от подъезда... Надо успеть либо затормозить, либо отвернуть влево, если, конечно, там никого нет. А отвернуть проще, если левая рука около цифры десять — она уже готова для такой операции. Кстати, и стоящий транспорт при таком расположении рук объезжать проще... — Иван Георгиевич, вы начали с того, что сказали «мертвая хватка» — это первый минус. Значит, есть и второй, а может быть и третий? — Есть и второй — твое сиденье не подогнано. Чтобы проверить это, попробуй обе руки свободно положить на верхнюю часть рулевого колеса. Вот видишь — ты потянулся к рулю и уже не опираешься о спинку — я могу просунуть здесь руку. Тело лишилось опоры, на поворотах сиденье не поддерживает его. Значит, нужно подвинуть подушку, либо изменить наклон спинки, либо сделать на спинку специальную накладку. Тогда позвоночник будет испытывать обычную нагрузку — поддерживать туловище в вертикальном положении, и ему не понадобится помощь мышц. Если же мышцы тела отдыхают, водитель воспринимает это как удобную посадку и намного дольше сохраняет работоспособность, не утомляется. В наших с тобой условиях придется, к сожалению, мириться с тем, что есть: курсантов много, все разные, и регулировать сиденье под кого-то одного немыслимо. Чтобы уж окончательно поставить точку на этом, проверь положение ног. Нужно, чтобы ты свободно нажимал педали «до пола» и при этом не тянулся к ним. Получается? Вот и хорошо! Будем считать, что в кабине у нас все в порядке, тут ты освоился. Теперь предположим, что ты хочешь выйти из автомобиля. Что ты сделаешь? — Открою дверь, выгляну: нет ли поблизости автомобиля — и все дела, можно выходить, — бойко отрапортовал я. И тут же по иронической улыбке Суворова понял, что дал маху. — Открою дверь... — беззлобно передразнил Иван Георгиевич. — А мимо тебя рядышком проходит грузовик. А еще хуже — мотоциклист мчится... Соображаешь? Оглядываться назад уже будет поздно. Надо было сначала в зеркало посмотреть — для того оно и существует, чтобы не вертеть шеей понапрасну. Глянул в левое зеркало, убедился, что дверь, которую ты сейчас откроешь, никому не помешает — вот тогда и открывай. Да не нараспашку, а слегка, чтобы только встать левой ногой на подножку. Теперь можнои без зеркала посмотреть назад, в образовавшуюся щель, и уж только после этого выходить. Понял? Ну и отлично. Инструктор взглянул на часы: — У нас с тобой еще есть время — потренируйся в работе с педалями и рычагом переключения передач. Первое условие — не смотреть на рычаг, не смотреть на педали. Второе — привыкнуть при каждом переключении выжимать сцепление. Вообрази, что сцепление — это замок на рычаге переключения передач. Рычаг нельзя сдвинуть в другое положение, не нажав предварительно на педаль. И после переключения педаль нужно отпустить. Ну, начинай! Сцепление... Вторая передача... Отпускай педаль... Нажимай... Рычаг на «нейтраль»... На рычаг не смотри — только на дорогу... Сцепление... Вторая передача... Б. ФЕДОРОВ