По-прежнему изучаются перспективы применения поляризованного света, позволяющего навсегда исключить возможность ослепления светом встречных фар. Но стоимость такого переоборудования автомобилей весьма высока, а имеет оно смысл, лишь если на систему поляризованного света будет переведен абсолютно весь транспортный парк. Сложности технического и экономического порядка не позволяют приступить к решению этой задачи в ближайшие годы. Таковы научные перспективы улучшс ния световых приборов автомобиля. Будущее обещает много нового, однако это не значит, что существующие системы не позволяют успешно бороться против ослепления. Правильное пользование ими вполне гарантирует безопасность ночной езды. Многое тут зависит от самих водителей. Прежде всего, нужно развернуть действенную, всеобщую борьбу с хамством на дороге. Некоторые водители, нарушая требования' правил движения, при ночных разъездах вообще не считают нужным переключать свет с дальнего на ближний. Чаще всего ведут себя так шоферы тяжелых машин, чувствующие себя неуязвимыми в многотонных махинах. Именно такие нарушения являются основной причиной тяжелых аварий и катастроф ночью. Поэтому о каждом случае, когда водитель не переключил свет, надо сообщать ближайшему посту ГАИ. Дают положительные результаты ночные проверки на дорогах. Огромное значение для безопасности ночной езды имеет правильная установка фар. Систематические проверки, проводимые у нас в стране и за рубежом, показали, что в 70—80 процентах случаев фары оказываются неправильно отрегулированными. А это значит, что слепить может и ближний свет, а дальний — не обеспечивать достаточной видимости. В процессе эксплуатации 'наклон фар может изменяться за счет износа шин, степени их накачки, деформации рессор. Поэтому через каждые 10 —15 тысяч километров пробега, после переборки рессор или любого другого ремонта, когда может нарушиться регулировка фар, необходимо заново проверять правильность их установки. Следует помнить, что лишь верно отрегулированные фары обеспечивают максимальное освещение проезжей части. А это очень важно. Зрение водителя приспосабливается к такой высокой яркости освещения, и свет встречных фар на него действует не так ослепляюще, как на человека, всматривавшегося перед этим в тускло освещенную дорогу. Особенно опасной становится ночная езда в дождливую погоду. При этом видимость ухудшается из-за ярких бликов на мокрой дороге, загрязнения ветрового стекла и -рассеивателей фар. Частицы грязи на лобовом стекле светятся при встречных разъездах, и эта вуалирующая яркость снижает контрастность дорожных объектов. Даже при небольшом загрязнении рассеивателей фар заметно снижается освещенность проезжей части, а дальнейшее загрязнение резко сокращает дальность видимости. А поскольку оно происходит постепенно, то водитель все больше напрягает зрение и замечает падение освещенности подчас слишком поздно. Отсюда непреложное правило: на мокрой ночной дороге почаще останавливаться и протирать фары и лобовое стекло. Ночная езда требует высокой профессиональной культуры, доброжелательности и взаимопонимания водителей. Иными словами, веди себя на дороге так, как хочешь, чтобы по отношению к тебе вели себя другие. Скажем, Правила требуют при встречных разъездах переключать свет с дальнего на ближний не менее чем за 150 метров. Следует ли из этого, что всегда нужно ждать сближения на такую дистанцию? Совсем не обязательно. На прямых участках дорог встречные фары начинают мешать уже на расстоянии 500—800 метров. На дистанции 200—250 метров ослепление начинает заметно возрастать, достигая максимума к 50 метрам. Поэтому можно посоветовать менять световой режим по первому требованию встречного водителя и не ближе чем за 250 — 300 метров. Взаимная предупредительность на ночных дорогах поможет избежать многих опасностей.К. Л ЕВИТИН , кандидат технических наук, з аведующий лабораторией НИИавтоприборовКто виноват?В старых города ^ имеется много 0 Начто о%3£^%!к™™ Р™ль столько узких улиц, чдго овдцгадоомоб™ль занимает на НУ них npaftwiecffii"" ВСВУ прое зжую часть. Н ужно ли~»а—»ак«х улочк ах подавать сигналы Маневрирования? П охоже , что онитеряют смысл: ведь прямо ли поедет занявшийулицу автомобиль или соберется поворачивать, обогнать его все равно невозможно. И. Д ЕМИДОВ г. ЯлтаОдна полосаУ нас, действительно, много улиц и дорог, имеющих по одной полосе для движения в каждом направлении. Дватри десятка лет назад это особых хлопот не доставляло. Автомобилей тогда было меньше, и можно было подолгу ехать прямо по осевой, время от времени принимая вправо, чтобы разминуться с редким встречным. Эта дорожная идиллия безвозвратно ушла в прошлое. На тех же дорогах транспортные потоки возросли в несколько раз, и теперь во избежание аварий приходится скрупулезно выполнять все требования Правил дорожного движения: постоянно видеть и оценивать ситуацию впереди и позади себя, держаться на своей полосе по возможности правее, чтобы не мешать обгонам, заблаговременными сигналами предупреждать о своих маневрах и знать, что эти сигналы поняты и приняты. Еще сложнее обстановка на дорогах, имеющих всего одну полосу движения. А их тоже немало, таких автомобильных дорог пятой технической категории с шириной всей проезжей части 4,5 метра. Много в старых городах узких улочек, где возможно только однополосное движение. И много на них случается дорожно-транспортных происшествий, вызванных тем, что некоторые водители считают однополосную дорогу однорядной. Такой шофер чувствует себя как машинист на одноколейной железной дороге. Он полагает, что обгонять его нельзя ни слева, ни справа, а поэтому сигналы маневрирования для него — пустая формальность, и, начиная поворот, он даже не взглянет в зеркало заднего вида. Вот к чему это приводит. Шофер Б. Гулиев из Баку пишет в редакцию журнала, что он был осужден народным судом к шести месяцам исправительно-трудовых работ и одному году лишения водительских прав за то, что, следуя на автомобиле ГАЗ — 51 по улице шириной 4 метра, начал на перекрестке левый поворот, не пропустив движущийся сзади в прямом направлении мотоцикл К — 750. «Чтобы вам стало ясно, почему я абсолютно не виноват, приведу некоторые пояснения,— пишет Б. Гулиев.— Проезжая часть улицы имеет ширину 4 метра, а это значит, согласно Правилам дорожного движения, что ехать тут можно только в один ряд. Поэтому поворот налево я совершал, зная, что мне никого пропускать не надо. Я видел, что впереди никого нет, а назад мне в данном случае смотреть было незачем. Стало быть, утверждение суда, что я не уступил дорогу мотоциклу и тем якобы нарушил пункт 86 Правил дорожного движения, совершенно беспочвенно, оноявляется плодом фантазии тех, кому понадобилось навесить ярлык преступника на человека, безупречно проработавшего за рулем 18 лет». Действительно, много лет провел за рулем Б. Гулиев. но так и не разобрался в Правилах дорожного движения, не научился уважать своих коллег-водителей. Если дорога однополосная (а не однорядная, как пишет автор письма,— таких дорог не бывает), то он на ней ведет себя как единоличный хозяин. А между тем Правила дорожного движения обязательны на всех дорогах, в том числе и на однополосных. Дорога называется однополосной, но это совсем не значит, что она однорядная, поскольку на одной полосе' возможно движение ив два, и в три ряда. Например, на той же дороге, шириной в4 метра могут разместиться с достаточным интервалом и автомобиль ГАЗ — 51 (его ширина 2,2 м) и мотоцикл К — 750 (ширина 0,8 м). По ней могут свободно двигаться рядом три мотоцикла. Как уже говорилось, у нас еще много узких дорог и улиц, и только таким образом можно увеличить их пропускную способность. Ведь выпуск автомобилей и мотоциклов значительно опережает темпы строительства и реконструкции дорог, и для новых машин необходимо место на проезжей части. И второе, особенно важное обстоятельство. Правила дорожного движения следует соблюдать и на очень узкой дороге и на очень широкой. Необходимость посмотреть назад, а это требование Правил водитель Б. Гулиев грубейшим образом нарушил, зависит не от преимущественного права проезда, а от необходимости предотвратить саму возможность дорожно-транспортного происшествия. Ведь у автомобиля того же Гулиева могла перегореть лампочка указателя поворота, а сзади него могло двигаться транспортное средство специального назначения, которое он в любой ситуации обязан был пропустить, прежде чем приступить к выполнению маневра. За ним могли спешить пожарные автомобили или машина скорой помощи, наконец, его могло настигать транспортное средство, у которого отказали тормоза. Посмотреть назад и убедиться в безопасности намеченного маневра — закрепленное Правилами непременное требование водительской этики, выполнять которое Б. Гулиев так и не научился за 18 лет работы за рулем. С письмом Гулиева перекликается жалоба другого читателя журнала — А. Гисса из Джамбулской области. Следуя по улице с двусторонним движением на автомобиле ЗИЛ-ММЗ555 и считая эту улицу, как и автор предыдущего письма, однорядной, он начал разворот, не посмотрев назад, не убедившись в безопасности маневра, не пропустив едущий в попутном направлении мотоцикл. В результате, когда он уже двигался поперен проезжей части, в его автомобиль врезался мотоцикл, водитель которого погиб. Виновник катастрофы пишет: «Я считаю, что не должен был его пропускать. Для разворота пространства хватало». Если верить этому утверждению, то ширина проезжей части для движения в одном направлении здесь составляла не менее 8,3 метра, поскольку именно таков минимальный радиус поворота по колее внешнего переднего колеса автомобиля ЗИЛММЗ555. О каком же тогда однорядном движении может идти речь? Видимо, на этой улице не было разметки на полосы, но ведь пункт 77 Правил дорожного движения как раз и говорит о том, что если на проезжей части нет разметки, то число полос определяется «самим водителем, с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых между ними интервалов». Теперь обратимся к пункту 86 Правил дорожного движения. Он требует от водителей, чтобы они при перестроениях уступали дорогу транспортным средствам, движущимся попутно в прямом направлении. Требования этого и 88 пункта Правил дорожного движения не выполнили водители автомобилей в обоих рассмотренных случаях. Итак, напомним еще раз, что однополосная дорога не может считаться однорядной, никаких преимуществ занявший дорогу не имеет, и всякое нарушение Правил может привести здесь к таким же тяжелым последствиям, как и на любой другой дороге.В. П ЕЧЕРСКИЙ , старший специалист ВНИИ судебных экспертиз25