ШагипятилеткиВсе, что связано со словом «КамАЗ», вызывает самый живой интерес у наших читателей. Они постоянно спрашивают в своих письмах о КамАЗе. Так, группа водителей-профессионалов из Мурманской области задает вопрос о том, как продвигается стройка на Каме, главная автомобильная стройка страны. Немало писем приходит от тех, кто намерен поехать работать на КамАЗ, от тех, кто, как В. Н. Крехов из Магаданской области, хочет знать о новых разработках по грузовым автомобилям. И, конечно, всех волнует Автоград — новый город автомобилестроителей. С группой специалистов не раз бывал на КамАЗе один из постоянных авторов нашего журнала А. А. НЕВЕЛЕВ, профессор, заместитель начальника отдела автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Госплана РСФСР. Ему довелось участвовать — вместе с партийными и советскими работниками Татарской АССР — в разработке плана социального развития Автограда. Мы предлагаем читателям его статью, в которой рассказывается о сегодняшнем дне КамАЗа, о ближайших планах строителей автогиганта и города на Каме.СТРОЙКА ЗАВОДОМНа КамАЗе наступил ответственный этап — подготовка к пуску первой очереди комплекса. Велики достижения 80-тысячного коллектива. Среднесуточный объем строительно-монтажных работ превышает миллион рублей. Чтобы оценить эту цифру, достаточно взглянуть на снимки, сделанные недавно на КамАЗе. Все основные заводы комплекса уже возведены, поставлены, как говорят строители, под крышу и обеспечены коммуникациями. На площади более чем в полтора миллиона квадратных метров широко развернулся монтаж новейшего оборудования. Сейчас уже позади земляные и бетонные работы, монтаж миллионов кубометров железобетона, сотен тысяч тонн металлоконструкций, строительство многих километров дорог и коммуникаций. Строители КамАЗа, впитав самый передовой опыт сооружения Волжского автозавода, создали и освоили, в свою очередь, новые методы строительства и монтажа и этим ускорили работы. Темпы КамАЗа сегодня таковы, что за ними трудно угнаться газетной и, тем более, журнальной строке. Факты, о которых мы сообщаем в нашей статье, даются по состоянию на середину июля. Ремонтно-инструментальныи завод РИЗ — первенец КамАЗа — работает более года. Его общая площадь — 206 тысяч квадратных метров. Он будет давать оснастки и инструмента на 18 миллионов рублей в год. Такая производительность позволяет в кратчайшие сроки осуществить подготовку производства для освоения семейств автомобилей КамАЗ. Завод рассчитан на ремонт 30 тысяч единиц технологического оборудования на всем комплексе. Прессово-рамный завод. Форсированно идет монтаж его линий. Площадь застройки — почти 300 тысяч квадратных метров, проектируемая производительность — более 300 тысяч тонн холодноштампованных деталей и сварных узлов автомобилей. Здесь должно быть размещено около 800 станков, линий и стендов, среди которых 400 мощных прессов, встроенных в автоматические и механизированные линии. Завод дизелей. Работы идут внутри корпусов. Этот завод занимает примерно треть всей территории комплекса, рассчитан на выпуск 250 тысяч дизелей мощностью 180—260 л. с. и сможет не только обеспечивать КамАЗы, которых планируется выпускать 150 тысяч в год, но и давать двигатели для комплектации грузовиков и автобусов других предприятий. Всего здесь будет 122 автоматические линии и более 8 тысяч единиц оборудования. Механосборочный завод. Строительство его идет полным ходом. Он займет площадь почти в 700 тысяч квадратных метров, а оборудование его составляет более 8 тысяч станков и автоматических линий (181 линия). Наряду с общей сборкой и испытанием готовых грузовиков тут будет налажено производство агрегатов шасси. Литейный завод. Самый крупный среди всех автомобильных предприятий в стране и Европе. Работы здесь развернулись на площади более 500 тысяч квадратных метров. Цехи рассчитаны на все виды литья: серого и ковкого чугуна, стали и алюминия. Когда строительство будет завершено, завод сможет выдавать 560 тысяч тонн литья в год1 Это будет один из самых современных в мире литейных заводов по объему продукции и техническому уровню. В его проекте заложена высокая организация и культура производства. Кузнечный завод. Основные корпуса достраиваются. Территория его — более 220 тысяч квадратных метров. Рассчитан на выпуск 300 тысяч тонн горячих штамповок в год. Там будет смонтировано 700 единиц технологического оборудования и 12 автоматических штамповочных линий. Завершение строительства и пуск первой очереди комплекса намечены на 1976 год. Ее мощность — 75 тысяч автомобилей и 125 тысяч двигателей в год. Для всего этого сложного и современного производства нужны квалифицированные кадры. Подготовка их идет параллельно с завершением строительства и монтажом оборудования. Коллектив автомобилестроителей КамАЗа составляет сегодня 25 тысяч человек.Многие из них проходят практику на других автозаводах, строят комплекс, работают на действующем производстве и участвуют в оснащении цехов. Ориентировочно КамАЗ будет делать автомобили трех семейств в 15 модификациях, в значительной степени унифицированных между собой. Первая очередь даст семь модификаций автомобилей. Спутники КамАЗа. Уже эта первая очередь — производство огромного масштаба. Для обеспечения его так называемыми комплектующими изделиями предусмотрено строительство семи новых и реконструкция четырнадцати действующих заводов Министерства автомобильной промышленности. В их числе такие сами по себе крупные предприятия, как красноярский завод прицепов, октябрьский (Башкирская АССР) завод автоприборов, нефтекамский (Башкирская АССР) завод автосамосвалов. В 60 километрах от Набережных Челнов сооружается специализированный колесный завод. Он будет снабжать не только КамАЗ, но и другие автозаводы. Строители и автомобилестроители камского комплекса в преддверии XXV съезда КПСС вступили в самый ответственный период стройки — начинается подготовка оборудования к пуску, освоение массового производства большегрузных дизельных автомобилей. Город Набережные Челны. Вместе с заводским комплексом на берегах Камы растет современный город автомобилестроителей. Это будет один из самых благоустроенных и красивых городов в стране. К началу строительства КамАЗа в старых Набережных Челнах было около 35 тысяч жителей. Сейчас тут 200 тысяч человек, и это уже второй по численности населения город Татарии. А в недалеком будущем эта цифра удвоится. Одна из вечных проблем городов, находящихся в соседстве с гигантским промышленным комплексом, — шум и загрязнение атмосферы. Автоград на Каме спланирован так, что этой проблемы не возникает. Сама планировка города, состоящего из пяти-, девяти- и двенадцатиэтажных домов, с просторными транспортными магистралями, зелеными барьерами создает препятствие шуму и загрязнению воздуха. Вообще в проекте Автограда уделено большое внимание дорогам. Система современных транспортных развязок, пешеходных тоннелей обеспечивает равномерное движение по магистралям. Грузовики, которые будут сходить с конвейера, не попадут в город: они направятся в объезд, по специальным дорогам. Среди примет нового города — хорошо развитый общественный транспорт: скоростные трамваи, автобусыэкспрессы. Набережные Челны — город молодых: средний возраст его жителей 23 года! И не случайно здесь самая высокая рождаемость в СССР. По плану социального развития на 1976—1980 гг. предусмотрено построить жилые дома общей площадью 20002500 тысяч квадратных метров, общеобразовательные школы на 31,5 тысячи учащихся, детские дошкольные учреждения на 20 тысяч мест, больницы на 2800 коек и поликлиники на 4200 посещений, много других культурно-бытовых объектов.8