семьи в результате увечья кормильца), не могут быть признаны потерпевшими. Только потерпевший сам лично или (если он из-за болезненного состояния не имеет возможности участвовать в процессе, находясь, например, в больнице) через избранного им представителя (которым чаще всего бывает адвокат, юрисконсульт) может защищать свои права и интересы, а тем самым права и интересы косвенно потерпевших близких ему лиц. Возникает вопрос: как быть, если в результате дорожно-транспортного преступления человек погиб, кто сможет защищать его интересы, требовать возмещения причиненного ущерба? По закону (статья 53 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР) такие права переходят к его близким родственникам, а ими являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (ст. 34 УПК РСФСР). Подчеркиваем: только в случае гибели потерпевшего защита его интересов переходит к родственникам. И, конечно, не следует думать, что если таких близких родственников несколько человек, то все они будут представителями потерпевшего. Такое право будет признано только за одним из них, на практике обычно за наиболее близким родственником :— супругом, кем-либо из детей, родителей. Потерпевший не только обладает правами. На него возлагаются определенные обязанности. Наиболее важная из них — явиться по вызову следователя, прокурора, суда и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и четко ответить на вопросы. Показания потерпевшего являются такими же доказательствами, как, например, показания свидетеля, подозреваемого, обвиняемого. Поэтому потерпевший не вправе без уважительной причины (скажем, болезни) отказаться от исполнения этого гражданского долга. Его могут пригласить для осмотра места происшествия, транспорта, предметов, вещей, для участия в опознании, для очной ставки, . для следственного эксперимента, могут подвергнуть освидетельствованию. Учитывая, что отказ потерпевшего от дачи показаний или дача ложных показаний может затруднить установление истины, законом за это предусматривается уголовная ответственность. Потерпевший также не имеет права без разрешения следователя разглашать данные расследования. Ну, а как быть, если пострадавший не будет признан потерпевшим, несмотря на полученный им вред? Случается ведь так, что органы следствия, расследовав дорожно-транспортное происшествие, прекращают дело в отношении водителя, совершившего наезд, в связи с неустановлением в его действиях нарушения правил движения. Тогда, как уже говорилось, могут возникнуть только гражданско-правовые отношения. А здесь уже другой принцип ответственности. Редакция ознакомила меня с письм ом , в котором пострадавший ставил вопрос следующего порядка. В результате дорожно-транспортного происшествия он получил телесные повреждения, но потерпевшим признан не был. В отношении водителя, совершившего на него наезд, дело прекратили. А когда пострадавший обратился в народный суд с исковым заявлением, то суд взыскал в его пользу с водителя деньги. Пострадавший удивлен. Как же так? С одной стороны, водитель не виноват, а с другой — суд (уже в гражданском порядке) признал его виновным. Однако никакого противоречия здесь нет, потому что в гражданских правоотношениях принят иной принцип ответственности. Если в уголовном процессе действует презумпция невиновности и лицо, совершившее преступление (в данном случае наезд), считается невиновным до тех пор, пока соответствующие органы в установленном законом порядке не докажут, что это лицо виновно, то в гражданском процессе наоборот. Лицо (организация) признаются виновными, но не в преступлении конечно, а в причинении вреда до тех пор, пока не докажут обратное. Статья 454 гражданского Кодекса РСФСР указывает, что организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы автомобилей и т. п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, в частности транспортом, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Только в таких случаях они освобождаются от ответственности. Видимо, так объясняется и случай, происшедший с автором письма в редакцию. Признав водителя невиновным в преступлении, суд, рассматривая дело в гражданском порядке, не нашел оснований для освобождения его от гражданской ответственности. Но если автомобиль принадлежит не частному лицу, а организации, то ущерб обязана возместить она. Л. ЮЖАКОВ, старший советник юстиции