Двое в кабинеПрошлый раз так тренировался, что до сих пор от педали сцепления нога ноет. И как только шоферы выдерживают? Из дневника курсанта Первые навыки у ребят есть: появилась некоторая автоматичность в действиях, не ищут глазами педали и рычаг, исчезла робость перед машиной. Можно начинать ездить. Из блокнота мастера практического вождения И. Г. СувороваНе терпится снова сесть за руль, пришел в школу за полчаса до начала занятий. Точно в назначенный срок во двор въезжает автомобиль, и я вижу в нем Ивана Георгиевича. Вылетаю пулей, подбегаю к «газику». Суворов сидит на месте пассажира, курит в окошко. Здороваемся. Вот оно, рулевое колесо, снова в руках, ощущаю его холодноватую отглянцованную поверхность. В кабине все так, как в прошлый раз. Только вот ключ торчит в замке зажигания. Да зеркало немного сбито, в поле зрения один лишь левый борт, надо поправить. Сиденье еще хранит тепло того, кто сидел тут до меня. А спинка даже влажная, — видно, пришлось парню попотетьПоворачиваюсь к Ивану Георгиевичу и всем своим видом показываю: готов работать. Но он все-таки спрашивает: — Ну как, готов? — Какой разговор! — Тогда скажи, какая у нас тема занятий. — Трогание с места, движение по прямой, переключение передач, — бойко рапортую. — Правильно, — кивает Иван Георгиевич. — Вот этим давай и займемся. Прежде всего постарайся усвоить порядок действий. Он всегда один и тот же . Проверь положение рычага ручного тормоза. Затянут? Так должно быть всегда, когда автомобиль стоит. Рычаг переключения передач поставь в нейтральное положение. Теперь автомобиль подготовлен к пуску двигателя. Предполож им , что мы его пустили. Остается включить левый указатель поворота, выжать сцепление, включить вторую передачу, отпустить стояночный тормоз и тронуться с места. Запомнил? — Запомнить-то запомнил. Но вы почему-то сказали «включить вторую передачу». Разве не первую? — Молодец, обратил внимание. Двигатель у нас довольно сильный, а машина пустая. Вот шотому и нужно трогаться со второй. Первая пригодится, когда навалят в кузов полную меру либо дорога пойдет через пень-колоду. А тут — асфальт. Значит — вторая... Сделаем еще одно допущение: предположим, что мы уже едем. Попробуй сам объяснить порядок действий, если нужно остановиться. — Включаю правый указатель поворота, — уверенно начинаю я (для убедительности перевожу рычажок под рулем вверх). — Подвожу автомобиль к тротуару или обочине и останавливаюсь. Вот и все. — Все да не все. Мы ведь только что говорили о порядке действий при трогании. Значит, по смыслу при остановке нужно соблюсти обратную последовательность. Не так ли? Включил правый указатель, постепенно снижая скорость, 8перестроился в правый ряд, снизил скорость до минимума, выжал сцепление и затормозил ножным тормозом. После полной остановки затяни стояночный тормоз и выключи передачу, отпусти педаль сцепления. Теперь остается только выключить указатель и зажигание. Вот тогда иможно будет сказать «все». Впрочем, ты не смущайся. Потренируешься как следует, поездишь и будешь делать это не задумываясь, автоматически. А теперь о главном в нашей сегодняшней теме. В чем состоит процесс трогания? Как ты это себе представляешь? — В учебнике написано, что трогаться нужно, плавно отпуская сцепление и прибавляя «газ». Больше ничего не сказано. — Что ж, давай попробуем воспользоваться этими скудными рекомендациями, — соглашается мастер. — Заводи! Берусь вспотевшими сразу пальцами за ключ зажигания и поворачиваю его. Щелк — на щитке приборов вспыхивают красные огоньки. Вспоминаю: одна лампочка — сигнализация о том, что зажигание включено, она же контролирует работу генератора. Вторая — напоминание о давлении масла в системе. Поворачиваю ключ еще правее, он поворачивается упруго, без щелчка — начинает работать стартер. Это происходит как-то неожиданно, и я отпускаю ключ. Но прекрасно отлаженный двигатель уже «схватил» и заработал. Тут же погасли красные огоньки на панели. Все в порядке. Ногами, руками, всем телом ощущаю, как мелко подрагивает оживший автомобиль, даже представляю, как там, под капотом, дергается на своих резиновых подушках двигатель. — Смелей, смелей, — подбадривает Суворов. Я киваю головой и включаю левый указатель. Ритмично вспыхивает и гаснет на панели добродушный зеленый глазок — контрольная лампочка. Выжимаю сцепление, включаю передачу, отпускаю «ручник». Начинаю отпускать сцепление и прибавлять «газ» — все как написано в книге. Мерное бормотание мотора переходит в сердитое урчание, потом в рев, а машина стоит. Продолжаю отпускать сцепление (какой же длинный ход у этой педали!) — и наконец машина дергается. От рывка меня прижимает к спинке, ноги отпускают обе педали, автомобиль будто спотыкается и замирает. Только указатель продолжает подмигивать как ни в чем не бывало. — Первый блин комом , — слышу голос Ивана Георгиевича. Голос спокойный. Похоже, моя неудача его совсем не удивила. — И второй будет не лучше. А может, и третий, — продолжает он. — Потому что ты не вдумываешься в суть. Выключи пока указатель и зажигание, затяни тормоз и давай разберемся, что происходит при трогании автомобиля.Он на секунду задумывается, потом продолжает: — Представь себе коленчатый вал. Представил? Он вращается. На его конце закреплен маховик, с которым связан ведущий диск сцепления. А с ведущим валом коробки передач соединен ведомый диск. Обычно диски прижаты друг к другу, и сила трения между ними столь велика, что крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается коробкеи дальше по всей цепочке трансмиссии к колесам. Стоит разъединить диски — и цепочка разрывается. При трогании ты, выжимая сцепление, отодвигаешь диски один от другого, разобщаешь двигатель икоробку передач. И на этом этапе ты все делаешь правильно. А дальше начинается ошибка. Зачем так прибавлять «газ», когда педаль сцепления еще у пола? И зачем увеличивать подачу «газа» еще больше во время свободного хода педали? Правильнее будет делать так: слегка увеличить обороты двигателя, потом мягко отпустить педаль сцепления до такого положения, когда диски .сцепления соприкоснутся. Этот момент ты заметишь, если будешь прислушиваться к мотору: обороты станут падать. Вот тут и нужно их прибавить, еще чуть приоткрыв дроссель. Автомобиль стронется с места мягко, плавно. И после этого можно полностью отпустить педаль сцепления ив дальнейшем скорость движения регулировать подачей «газа». Понял? Еще раз повтор им : чуть прибавь обороты, быстро отпускай сцепление до начала соприкосновения дисков. В этом положении педаль сцепления остается неподвижной (делается «выдержка»), а «газ» добавляй. После того как автомобиль тронется, отпускай сцепление полностью, ногу с педали снимай, чтобы не вырабатывался подшипник. Ну, действуй... И я начинаю все сначала. Правда, и тут не все обошлось гладко. Автомобиль тронулся, я слишком резко отпустил сцепление, а с «газом» отстал. Машину затрясло, задергало. Но Иван Георгиевич чуть «поиграл» своей педалью сцепления, я прибавил «газ» — и автомобиль пошел! Пошел! Ах, какое это удивительное ощущение — чувствовать в своих руках сильную большую машину, чутко реагирующую на любое твое движение... Мы трогались, останавливались, снова трогались. Раз, другой, пятый, десятый. И на каком-то из трогании я особенно четко уловил, сколько же надо отпускать педаль до того, как диски станут «схватывать». После этого стало гораздо проще. Иван Георгиевич теперь сидел молча — он вновь стал неразговорчивым. Изредка только вставлял какое-нибудь замечание вроде «полегче газуй», «не дергай машину», «выключи указатель». А потом остановил меня и сказал: — Что толку дергаться по площадке. Поедем-ка вгород ! — Как в город! — опешил я. — Вот так сразу — и в город?! — А чего нам бояться, мы уже умеем многое, — Суворов лукаво подмигнул мне. — Выберем пока тихую улочку, у нас их много, и будем на ней крутиться. Надо .привыкать к обстановке. Ну, поехали! Его уверенность передалась мне. И мы поехали. Б. ФЕДОРОВ