Кто виноват?Сомневаешься — тормози!При авариях недостатка во взаимных упреках у участников происшествия обычно не бывает. Сгоряча каждый считает себя правым, а другого виноватым. Но вот страсти на дороге утихают, дело поступает в ГАИ или к следователю, и постепенно все встает на свои места, все получает должную оценку. Но и тут находятся водители, которые продолжают упорствовать: «Я, мол, безгрешен, во всем виноват другой». Вот это нежелание критически оценить свои поступки огорчает и тревожит. Авария, что ж, со всяким может случиться, к ак говорят, с кем не бывает. Но если человек не может признаться в собственных ошибках, нет уверенности, что урок пойдет ему впрок, нет надежды на то, что в следующий раз он в подобных ситуациях будет вести себя иначе. В профилактике же происшествий это решающий фактор.Летом прошлого года на 181-м км дороги Куйбышев—Уфа столкнулись два автомобиля:«Москвич—412» и ГАЗ — 5 1 . Водитель «Москвича» В. Р ыжов так описал обстоятельства происшествия. Впереди него в попутном направлении следовал автомобиль ГАЗ — 5 1 . Вдруг он принял вправо, съехал на обочину и продолжал двигаться вдоль дороги както странно, медленно, рывками. Сигналы поворотов на машине не горели. Наверное, водитель ищет место для остановки, подумал Рыжови увеличил скорость. Когда расстояние между автомобилями уменьшилось, грузовик снова стал возвращаться на проезжую часть. А так как для каждого из направлений она составляла всего 5 метров, через секунду полоса движения «Москвича» была почти перекрыта. Рыжов подал звуковой сигнал и одновременно начал принимать влево, ожидая, что водитель ГАЗ — 5 1 затормозит. Однако тот, наоборот, увеличил скорость и полностью преградил ему дорогу. Рыжов еще круче взял влево, но грузовик все наседал. В конце концов уже посреди левой стороны проезжей части «Москвич» врезался в левое переднее колесо грузовика, срикошетировал на обочину и, пройдя около 50 метров, остановился. А вот другой случай, рассказанный читателем журнала И. Голобородько из Орджоникидзе. На автомобиле «Жигули» он приближался по главной дороге к трехстороннему перекрестку. Когда до него осталось примерно 100 метров, слева на перекресток выехала «Победа», водитель которой, видимо, полагал, что успеет освободить дорогу до того, к ак подъедут «Жигули». Но только «Победа» успела повернуть налево, к ак «Жигули» оказались совсем рядом. К ак же оценил ситуацию Голобородько? Он, надо полагать, подумал.что «Победа» поедет в попутном направлении, и, чтобы не терять скорость, в зял левее. Правда, у «Победы» мигал указатель левого поворота. Но может быть, его просто забыли выключить? В общем, «Жигули» пошли на обгон. Но закончить его не пришлось. Через мгновенье Голобородько понял, что водитель «Победы» разворачивается. Почти в конце этого маневра, когда «Победа» была уже украя проезжей части, произошло столкновение. Попытка водителя «Жигулей» проскочить мимо разворачивающегося автомобиля по самой обочине (ширина дороги составляла 11,7 метра) не удалась. Всякий, кто знаком с Правилами дорожного движения, даже по этим кратким описаниям происшествий, конечно же, поймет, почему мы их объединили, что в них общего. Безусловно, водители ГАЗ — 5 1и «Победы» должны были перед началом маневра убедиться, что их действия не создадут помех для движения (пункты 3и 85 Правил), бесспорно, что они обязаны были уступить дорогу и не вынуждать водителей изменять направление движения или тормозить (пункт 9). Их вина в случившемся очевидна. Но роднит описанные аварии и другое — общие ошибки водителей, на стороне которых было преимущественное право проезда. Да, не удивляйтесь, они здесь тоже не без греха. Увы, встречаются водители, которые, имея преимущество, стремятся воспользоваться им не смотря ни на что и во что бы то ни стало. При этом они забывают о непреложности другого пункта Правил, обязывающего их к снижению скорости или остановке транспортного средства перед любым препятствием, которое водитель должен был и мог предвидеть. Если кто-то не выполняет Правила, это не значит, что другой также может их нарушать.НАБОЛГАРИЯ. В три раза за последние 10 лет возросло в республике число автомо. билей. Их парк составляет сейчас более 340 тысяч машин. ГДР. В стране большое внимание уделяется комплексному развитию транспортных систем. Схемы транспортного обслуживания, с учетом перспектив автомобилизации, разрабатываются сейчас не только для больших, но и для малых городов. Новые, более сложные задачи решают сейчас строители дорог. В соответствии с намеченными планами в первую очередь предполагается сооружение новых автомагистралей, связывающих республику с Польшей и Чехословакией. ПОЛЬША. В этом году автобусным транспортом будет перевезено около 2160 миллионов пассажиров. В стране действуют 10 042 маршрута, по которым курсируют 103 тысячи автобусов. Эти маршруты соединяют между собой 182 автовокзала и 206 станций (совмещенных с железнодорожными вокзалами); на них 44 тысячи придорожных остановок. ЧССР. Продолжается строительство скоростной автострады Восток — Запад, которая пересечет всю страну. Уже сданы в эксплуатацию отдельные ее участки общей протяженностью около 100 километров. В настоящее время работы ведутся на трассе между городами Брно и Велке Мезиржичи. Наиболее трудоемким делом на этом участке будет монтаж стального автомобильного моста длиной в 135 метров. В конструкции моста предусмотрены специальные амор26 тизационные устройства, которые примут на себя удары частых и сильных в этом районе ветров. Полностью скоростную автостраду Восток — Запад намечается ввести в строй в 1980 году. АВСТРАЛИЯ. В 1974 году в результате дорожных катастроф погибло 3566 человек. Об этом говорится в сообщении бюро переписи и статистики. Наибольшее число смертных случаев зарегистрировано в штатах Новый Южный Уэльс и Виктория. АВСТРИЯ. За последние годы объем пассажироперевозок, осуществляемых индивидуальным автотранспортом, возрос в 1,5 раза. Однако за это время и расходы на эксплуатацию автомобиля в семейных бюджетах выросли вдвое. Прогнозы градостроителей показывают, что к 1985 году на 1000 жителей в стране будет приходиться 342 автомобиля, а объем перевозок индивидуального транспорта увеличится приблизительно еще в2 раза. АНГЛИЯ. Специалисты из автомобильной ассоциации в течение трех лет наблюдали за процессами ржавления 30 тысяч автомобилей в разных графствах. Быстрее всего ржавление происходило на востоке страны ив графстве Кент — наиболее сухих областях Англии. Медленнее ржавели автомобили в прибрежных районах с обильными осадками. Как полагают, в более сухих областях дождь не смывает пыль и грязь с автомобилей, что ускоряет коррозию металлов. БРАЗИЛИЯ. Здесь очень велико число дорожных происшествий со смертельным исходом. Ежегодно на дорогах страны, где насчитывается 5 миллионов машин, в результате автомобильных катастроф гибнет в среднем 30 тысяч человек. ИСПАНИЯ. Здесь запатентована новая система контроля за скоростью автомобилей. Она состоит из набора лампочек различного цвета, сблокированных со спидометром. Лампочки могут быть установлены спереди или сзади под номерным знаком автомобиля. Когда скорость не превышает 40 км/час, они не горят. При скорости от 40 до 60 зажигается белая. 60—90 — желтая, после 90 км/час вспыхивает оранжевая лампочка, после 110 — ярко-голубая и когда скорость свыше 130 — красная. Предусмотрены лампы-дублеры на приборной панели у водителя. Таким образом, и он и полицейский инспектор могут иметь точную информацию о скорости. ИТАЛИЯ. Анализ дорожных происшествий выявил неудовлетворительное положение дел со срочной медицинской помощью пострадавшим. Около половины жертв несчастных случаев на дорогах умирает до прибытия «скорой» к месту происшествия, многие погибают во время транспортировки. Специалисты считают необходимым провести в стране широкий комплекс мероприятий по строительству пунктов оказания медицинской помощи и оборудованию автомагистралей специальной аппаратурой, позволяющей свести к минимуму время вызова врача.