16
17
Страничка мотоциклистаМощность, скорость, обороты«В инструкциях к мотоциклам приводятся обороты коленчатого вала двигателя при максимальных мощности и крутящем моменте. Почти вкаждой новой модели их число выше, чем в предыдущей. Имеет ли это значение для практического вождения?» — спрашивает И. Абдураимов изКазани . О взаимосвязи основных данных двигателя просят рассказать также мотолюбители В. Сокоренко из Полтавы, К. Лапшин из Иванова и другие. Ответы на их вопросы содержатся в публикуемой статье инженера Э. В. КОНОПА. Мотоциклисты со стажем хорошо помнят ветерана ИЖ — 4 9 , с которым, кстати говоря, многие его владельцы, особенно из сельской местности, упорно не желают расставаться до сих пор. В чем причина такой привязанности? А в том, что на этой машине почти по любым, самым скверным дорогам может ездить даже не очень опытный мотоциклист, тогда как не каждому удается столь же легко проехать там на более мощных «Юпитере» или «Планете». Попробуем разобраться в чем же тут дело. А для этого обратимся сначала к простейшей теории, без которой здесь не обойтись. Внешняя скоростная характеристика двигателя, то есть зависимость его мощности и крутящего момента от числа оборотов коленчатого вала (или, к ак сейчас говорят, от частоты его вращения), графически показана на рис. 1. Мы видим, что мощность растет лишь при повышении оборотов до определенной величины пм (режим макси"макс мальной мощности), а затем падает. Это объясняется тем, что при очень большой скорости вращения чрезмерно возрастают механические потери в двигателе, ухудшается работа его систем, наполнение цилиндров свежей смесью и т. д. Крутящий момент двигателя МКр (кГм) и его мощность N (л. с.) связаны N зависимостью Мкр = 716,2 (п — п частота вращения двигателя в об/мин). Мотоцикл снабжен коробкой перемены передач, которая позволяет в зависимости от условий движения изменять общее передаточное число от двигателя к ведущему колесу, а значит, и тяговое усилие на нем. На первой передаче при оборотах максимальной мощности мотоцикл развивает сравнительно небольшую скорость, но взамен во16дитель получает большой крутящий момент на заднем колесе и наибольшее тяговое усилие. Это позволяет легко трогаться с места, преодолевать крутые подъемы, т яжелые участки дороги. Высшая же передача обычно выбирается из расчета достижения максимальной скорости при некоторых средних условиях: она зависит от множества факторов, таких, к ак рост и вес водителя и пассажира, и х посадка на мотоцикле и одежда, тип шин и давление в них, покрытие дороги. Д ля оценки характеристик мотоцикла удобно, з ная общее передаточное число от двигателя к заднему колесу, вычисл ять крутящий момент, передаваемый к нему двигателем. На рис. 2 показанативление снизится (кривая опустится) и двигатель начнет .«раскручиваться» уже до более высоких оборотов, увеличивая скорость мотоцикла. Д ля других названных условий максимальная скорость определена точкам и пересечения соответствующих кривых М сопрз иМ сопр вс кривой располагаемого крутящего момента. Обороты, при которых крутящий момент достигает максимума, меньше оборотов максимальной мощности, причем, чем более «выпукла» кривая Npacn» тем больше разность между ними. Более выпуклая, п лавная форма кривых располагаемых мощности и крутящего момента характерна для мало форсированных, дорожных двигателей,1^v_NpocnтПМидас Г1н„акс П Ж, а более «острая», пикообразная, с ярко выраженной вершиной — д ля сильно форсированных (рис. 3). Дело здесь в том, что при создании специальных форсированных двигателей для достижения максимума мощности все их системы вынужденно «настраивают» на определенный узкий диапазон высоких оборотов. В этом режиме выбранные размеры окон и каналов, ф азы газораспределения, тип и размеры карбюратора, конструкция и размеры деталей системы впуска (воздухоочиститель, фильтр, патрубки) и выпуска, тип и характеристики свечей зажигания , система охлаждения действуют согласованно, все «сыграно», к акв хорошем окрестре, д ля достижения наибольшего эффекта. Но на других, меньших оборотах в работе систем появляется разнобой, и характеристики двигателя, естественно, ухудшаются. По этой причине на дорожных мотоциклах, предназначенных для повседневной эксплуатации рядовыми водителями малой и средней квалификации, применяются лишь умеренно форсированные двигатели, такие, как, например, все модели «ИЖ—Планета» (кроме «ИЖ—Планеты-спорт»), «ИЖ—Юпитер», «Восход», поставляемые к нам ЯВЫ. Разумеется, со временем понятие умеренной форсировки изменяется, и потому все современные дорожные двигатели намного мощнее своих одноклассников, вышедших на дороги 20 — 30 лет тому назад. К ак ведет себя двигатель, если при движении на максимальной скорости (запас мощности исчерпан) увеличивается нагрузка, например при подъеме. Посмотрим на рис. 2. Обороты двигателя были щ, на подъеме они, естественно, упадут до значения пг, а скорость снизится до V2. Крутящий момент двигателя на этих уменьшившихт акая зависимость на выбранной нами (например, четвертой) передаче. С повышением скорости мотоцикла увеличиваются действующие на него силы сопротивления и создаваемый ими момент сопротивления на заднем колесе (или так называемый потребный момент). Это отражает соответствующ ая кривая Мсопр. которая поднимается более круто при повышении скорости. Кроме того, сопротивление движению растет при снижении давления в шинах, прямой посадке, установке чрезмерно большого ветрового щитка. Если сравнивать движение двух водителей на одинаковых мотоциклах, то больший момент сопротивления и более крутое его нарастание с повышением скорости отметим на мотоцикле с водителем большего роста и веса. Сопротивление на горизонтальном участке шоссе при безветрии показано кривой Mconpi. а на участке с подъемом — кривой М сопрг > проходящей в зависимости от угла подъема несколько выше. Встречный ветер изменяет вид кривой — она (М С0Пр в) поднимается более круто. Максимальная скорость мотоцикла при тех или иных условиях устанавливается тогда, когда по мере роста оборотов двигателя момент сил сопротивления становится равен располагаемому моменту, то есть тому, которым располагает водитель. Из рис. 2 видно, например, что на горизонтальном участке шоссе при безветрии один и тот же водитель, не мен яя посадки на мотоцикле, не может превысить скорость Vма кс (соответствует точке 1). Почему? Потому, что дальше момент сопротивления, продолж ая увеличиваться, становится более располагаемого момента (двигатель, к ак принято говорить, «не тянет» машину быстрее). Но достаточно, например, водителю пригнуться, к ак сопро ся оборотах больше, чем при максимальных, поэтому он и преодолеет возросшую нагрузку. Двигатель, как принято говорить, '«приспособился» к новым условиям движения. Таким образом, правее точки 3 кривой крутящего момента (М ра сп ) двигатель работает устойчиво, автоматически компенсируя повышение момента сопротивления вплоть до максимального значения, равного Мрасп • Теперь посмотрим, что происходит левее. После повышения момента сопротивления до значения, при котором обороты двигателя на полном «газе» упадут ниже величины ПМ , дальнейшее движение в тех же условиях на выбранПри нагрузках меньших, чем ограниченные кривой М расп (см. рис. 2), двигатель может нормально работать с оборотами значительно меньшими, чем пм . Так, на горизонтальном учаш макс стке шоссе при благоприятных погодных условиях на той же «ИЖ—Планете-2» можно ехать со скоростью около 35—40 км/час на четвертой передаче. Это близко к значениям минимальных оборотов п мин 1и скорости VMHH 1, показанным на рис. 2. Разумеется, «опускаться» ниже этих значений при выбранных условиях на четвертой передаче нельзя. Таким образом, заштрихованный участок на рис. 2, ограниченный кривымибыстроте разгона мотоцикла сказываются отрицательно. Вернемся же к «старине» И Ж — 4 9 . Благодаря чему он так мил сердцу сельского мотоциклиста? На рис. 4 показаны кривые располагаемых крутящих моментов двигателей ИЖ — 4 9и «ИЖ—Планеты-2». Напомним, что общие передаточные числа от двигателей к задним колесам у них одни и те же, и это позволяет их легко сравнить. Крутящие моменты двигателей одинаковы при числе оборотов около 3100 в минуту, но при меньших значениях крутящий момент двигателя «Планеты» быстро падает, тогда как «неферсированный» И Ж — 4 9 даже при 2080 об/мин Рис. 1. График зависимости мощности (N, л. с.) и крутящего момента (М к „, кГм) от частоты вращения коленчатого вала (п, об/мин) при полностью открытом дросселе (скоростная характеристика): N _acn — располагаемая мощность; М кр . р асп — располагаемый крутящий момент; пм — т макс — обороты максимального момента; пм '^макс обороты максимальной мощности. Рис. 2. График зависимости крутящего момента, передаваемого на заднее колесо (располагаемого момента Мп ), от частоты вращения коленчатого вала пн скорости мотоцикла V. Рис. 3. График крутящих моментов Мкр и мощности N дорожного и форсированного двигателей. Рис. 4. График крутящих моментов двигателей ИЖ —49 и «Планеты-2». обеспечивает крутящий момент в2 кГм! На этих мотоциклах 2000 об/мин соответствует скорость 16,5 км/час на первой передаче, но для безопасного движения по скользким, «раскисшим» проселкам нередко нужна скорость пешехода, на которой ИЖ — 4 9 намного «тяговитее» «Планеты-2» — здесь ему практически нет равных. Что же заставляет конструкторов форсировать двигатели, и чем все-таки «Планета-2» или «Планета-3» лучше старенького ИЖ — 4 9 ? Вспомним же, что было сказано ьыше об ускорении мотоцикла: оно определяется разностью располагаемого и потребного крутящих моментов, то есть запасом крутящего момента. А этот запас при скоростях выше 70—75 км/час больше у «Планеты-2», что очень важно, если учесть год от года растущие скорости движения по магистральным дорогам. На высоких скоростях современный мотоцикл гораздо динамичнее своего «дедушки», на нем легче выполнять обгоны, преодолевать подъемы. Намереваясь купить мотоцикл, будущий его владелец должен четко представлять, к акая модель лучше подходит для условий его эксплуатации. Так, в местности с тяжелыми дорогами более форсированный «Юпитер» может оказаться менее универсальным и послушным, чем «Планета», и как бы он ни нравился, стоит подумать, не лучше ли более спокойный двигатель «Планеты». Это не значит, что «Юпитер» плох, но в конкретных условиях иногда будет невозможно использовать его преимущества. И знание отдельных элементов теории, о которых только что шла речь, позволит правильно оценить возможности машин разных моделей и более грамотно их эксплуатировать. 17Мкр кГм 3ИЖ-495-у3000ИЖ-ПА(щепш-2\/^ч2000ной передаче может оказаться невозможным. Например, если при попытке преодолеть на «Планете-2» крутой затяжной подъем скорость от максимальной упадет до 75—80 км/час, немедленно следует включить низшую передачу. Значит, угол подъема на этом участке дороги больше предельно допустимого для четвертой передачи, которому на рис. 2 соответствует кривая МсопрзОна не пересекает кривой располагаемого момента, а лишь касается ее в точке 4, находящейся левее точки 3, так как кривая момента сопротивления вблизи этих значений скоростей имеет некоторый наклон к горизонтальной оси. Точка 4, таким образом, делит кривую располагаемого крутящего момента на два принципиально важных участка: на правом двигатель может устойчиво работать, автоматически приспосабливаясь к случайным увеличениям момента сопротивления до максимума, а на левом двигатель работает неустойчиво, и здесь любое случайное повышение сил сопротивлений может привести к его остановке. Заметим, что кривые моментов сопротивления протекают более круто при больших значениях скоростей. На малых и средних скоростях (практически же на всех скоростях для мотоциклов с двигателями умеренной мощ-. ности) наклоном этих кривых к горизонтальной оси можно пренебречь и считать, что точки 3и4 совпадают. Отсюда — простое правило при движении машины с максимальными нагрузками на двигатель: включать ту передачу, при которой двигатель работает на оборотах более высоких, чем обороты максимального крутящего момента ( п м )"'макс До сих пор мы рассматривали условия движения при полной нагрузке.40005000 n*LнимМ расги Мс_ ризует возможности мотоциклиста: минимальную и максимальную скорости на четвертой передаче, максимальный преодолеваемый угол подъема или максимально возможное ускорение при любых скоростях — от минимальной до максимальной. Понятно, что чем больше заштрихованчая площадь, чем более «выпукла» кривая Мрасп . тем, в целом, динамичнее мотоцикл, поскольку тогда больше разность между располагаемым моментом и сопротивлением. Сравнивая эти данные у дорожного и форсированного двигателя, видим (рис. 3), что при оборотах ниже ти скоростях ниже Vi лучше разгоняться и преодолевать подъемы будет мотоцикл с дорожным двигателем. Но если обороты и скорость выше, то преимуществоу форсированного (считаем, что передаточные числа от двигателей к задним колесам у них одинаковы). Как поступать, чтобы быстро разогнать мотоцикл? Помимо того, что нужно давать «полный газ» и быстро переключать передачи, крайне важно делать это своевременно! Переключать передачи мгновенно могут разве что гонщики-шоссейники. Мотолюбителям же следует стремиться к тому, чтобы в момент перехода на следующую передачу обороты двигателя были близки к оборотам максимального крутящего момента. Для этого нужно запомнить соответствующие значения скорости на каждой из передач, «почерпнув» их из технического описания мотора. Иногда «переходные» значения скорости заводы-изготовители отмечали непосредственно на шкалах спидометров (например, мотоциклов ЯВА и43 до 1962 г.). Как преждевременное, так и запоздалое переключение передач («недокрутка» или «перекрутка» двигателя) на