14
15
лЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 14—21ДОПУСТИМАЯВОДИТЕЛЯМ О ДОРОГАХПрактически скорость движения на дорогах вне населенных пунктов Правилами не ограничивается. Правда, водителю запрещается превышать ту скорость, что в технической характеристике его машины указана как максимальная. Но ведь этого максимума в .нынешних условиях движения мы почти никогда и не достигаем. Так что в выборе скорости «потолка» здесь нет, и все зависит только от водителя. Только он, как говорится в пункте 73 Правил, с учетом интенсивности движения и дорожных условий должен найти оптимальный темп езды. Д о ­ рожные условия. А что это такое? Все ли хорошо себе представляют, о чем идет речь? Вам наверняка приходилось слышать в пути такие диалоги. — Привет! Ну как дорога? — Порядок! К ругом асфальт. — Это здорово. Значит, проедем с ветерком! Вот так, к сожалению, многие водители в основном и оценивают возможно ­ сти дороги. «Асфальт» и «неасфальт». М ежду тем «дорожные условия» — это целый комплекс факторов: ширина проезжей части, вид и состояние покрытия, радиусы закруглений, видимость пути, рельеф местности и т. д. и т. п. Пренебрегая ими или оценивая их весьма приблизительно, водитель нередко и попадает в аварийные ситуации. Автомобильные дороги мы встречаем очень разные: от грунтовых, непроезжих после ливневого дождя, до высококачественных многополосных асфальтобетонных автомагистралей. Поговорим о дорогах с твердым покрытием, «работающих» в любое время года. Таких дорог в нашей стране сотни тысяч километров. Они делятся на пять категорий, основные технические характеристики которых приведены в таблице. Главным признаком, по которому классифицируются автомобильные дороги, является расчетная скорость движения. Ее диапазон достаточно широк и колеблется в пределах от 30 до 150 км/час, в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности. Расчетная скорость — это безопасный максимум, которого можно достичь на свободной дороге при идеальных погодных условиях. От нее зависят геометрические размеры элементов дороги, радиусы закруглений. Нельзя смешивать понятия «расчетная 14 скорость» и «допустимая скорость» движения. Последняя зависит от фактического состояния проезжей части, интенсивности и состава транспортного потока, погодных условий. М ожет сложиться такая обстановка, что и половина расчетной скорости будет опасной. Считается приемлемым, когда допустимая скорость в период эксплуатации дороги в среднем составляет 80—85 процентов расчетной. Лучшими являются дороги первой технической категории с двумя проезжими частями и расположенной между ними разделительной полосой. Движение по ним возможно не менее чем в два ряда вкаждом направлении. П римером могут служить дороги Москва—Ногинск, КиевБорисполь. В стране пока не так много подобных автомагистралей. Современная автомобильная дорога весьма дорогое и трудоемкое техническое сооружение. Стоимость одного ее километра колеблется от 500 тысяч до полутора миллионов рублей и более (при строительстве в сложных условиях). Сложна и реконст-ПоказателиIКатегория дорогиIt' III IV VИнтенсивность движения, авт. /суткиболее 3000 — 1000 — 200 — 7000 7000 3000 1000менее200рукция существующих дорог. Поэтому приходится пользоваться дорогами, построенными 30—40 лет назад и рассчитанными на невысокие скоростные возможности автомобилей тех времен. Заменить сразу старые дороги, новейшими автострадами — экономически невыполнимая задача. Вот почему, хотя и строится много новых дорог, большую часть у нас составляют двухполосные дороги II—IV категорий, допустимая скорость движения на которых может колебаться в пределах от 30 до 100 км/час. Какие же элементы автомобильной до ­ роги оказывают решающее влияние на допустимую скорость, на что необходимо обращать внимание водителю? Одним из важных признаков, характеризующих техническое совершенство автомобильной дороги, является ширина ее проезжей части. Согласно строительным нормам и правилам на дорогах II—IV категорий она может составлять от 4,5 до 7,5 метра. От нее зависит ко ­ личество возможных рядов движения и скорость. Ширина каждой полосы движения, которая предназначена для одного ряда автомобилей, тесно связана с габаритной шириной подвижного состава. К роме того, чем с большей ско ­ ростью автомобили движутся навстречу или в параллельных рядах, тем больший интервал должен быть между ними. В зависимости от размеров автомобилей и необходимых интервалов и назначается ширина проезжей части. Чем больше расчетная скорость движения на доро ­ ге, тем шире должна быть проезжая часть. В последнее время все большее распространение получает разметка краевых полос, определяющих границу меж ­ ду проезжей частью и обочиной. Такие полосы позволяют лучше использовать ширину проезжей части; являясь хорошим ориентиром, они дают водителю возможность вести правое колесо машины у края покрытия без риска попасть на размокшую грунтовую обочину. Однако краевая полоса должна быть четко обозначена. Иногда она представляет собой уширение проезжей части и ничем от нее не отличается. При отсутствии разметки водители используют ее для движения и часто не учитывают, что образовавшееся за счет устройства краевой полосы уширение проезжей части обрывается перед мостами, путепроводами идругими сооружениями, в ре ­ зультате чего эти узкие места таят определенную опасность. Автомобильная дорога в плане представляет собой сочетание прямых участков, которые сопрягаются между собой кривыми с различными по радиусу закруглениями. Если безопасная скорость на прямолинейных горизонтальных участках зависит в основном от состояния проезжей части, ее ширины и, к о ­ нечно, от плотности транспортного потока, то на криволинейных участках дело обстоит сложнее. При въезде на закругление на автомобиль начинает действовать центробежная сила, величина которой тем больше, чем тяжелее автомобиль, чем выше его скорость, чем меньше радиус закругления. Если скорость на повороте окажется больше допустимой при данных радиусе закругления и сцеплении шин с покрытием, то произойдет боковой занос автомобиля или опроки ­ дывание. Проектировщики и строители, разумеется, принимают рядмер для уменьшения центробежной силы. ВРасчетн ая скорость движения, км/час: а) основная150120 100100 8060 6060 40б) н а пе120 ресеченной местности 80 в) в горной местности 4 Число полос и более движения60 250 240 230 1Ширина проезжей части, м Ширина обочин,м157.57,0 2,56,0 2,0и более4,5 1,753,753.75 первую очередь это увеличение радиусов закруглений и устройство виражейучастков дорог, на которых имеется односторонний к центру закругления поперечный уклон проезжей части. В тех случаях, когда эти меры недостаточны, перед закруглением устанавливается знак «Опасный поворот». Опытные водители достаточно хорошо оценивают обстановку на закруглениях и правильно выбирают скорость. Новички же порой оказываются в затруднительном положении, не «вписываются» е кривую и могут стать виновниками аварии. Некоторые предлагают ставить перед такими закруглениями указатели с цифровыми значениями радиуса поворота и безопасной скорости. Однако универсальных рекомендаций на этот счет быть не может. Для разных марок машин допустимая скорость будет разной. Даже один и тот же самосвал, если он загружен и центр тяжести его повысился, должен проходить этот поворот с меньшей скоростью, чем порожний. Учитывать нужно погодные и иные условия. Поэтому, увидев знак «Опасный поворот», следует снизить скорость и осторожно проехать этот участок. Важным фактором, влияющим на безопасность движения, является расстояние видимости. Это просматриваемая водителем длина участка дороги, необходимая, чтобы своевременно увидеть препятствие и принять меры для предотвращения наезда. Чем с большей скоростью движется автомобиль, тем больший участок перед собой должен просматривать водитель. Для предотвращения наезда на неподвижные предметы такой участок должен быть равен длине остановочного пути, а для предупреждения столкновения со встречной машиной — вдвое больше. Максимальное расстояние видимости должно быть обеспечено и при обгоне. Если водителю машины, движущейся со скоростью 80 км/час, неподвижное препятствие на дороге необходимо увидеть на расстоянии около 100 метров, а движущийся навстречу автомобиль — «а 200 метров, то для обеспечения безопасного обгона расстояние видимости должно составлять не менее 500 метров, а при высокой скорости обгоняемого — и того больше. Следует помнить, что застройка, деревья и другие препятствия резко ограничивают расстояние видимости на закруглениях малого радиуса. Часто оно бывает недостаточным при движении на подъем. Автомобильная дорога изменяет свои качества и под влиянием погодных условий. Дождь, снегопад, гололед, туманзатрудняют движение и требуют от водителей повышенной внимательности. Прежде всего, в плохую погоду уменьшается сцепление шин с покрытием и ухудшается видимость. Коэффициент сцепления шины с асфальтобетонным покрытием при гололеде уменьшается примерно в шесть раз, поэтому двигаться в гололед нужно на скоростях не свыше 20 км/час, с увеличенной вдвое дистанцией между машинами. Одна из главных опасностей на скользкой дороге — занос автомобиля при торможении. Тормозить необходимо по возможности без блокировки колес, плавно, несколько раз кратковременно нажимая на педаль тормоза, не выключая сцепления. На поворотах торможения следует избегать. Дорога становится скользкой не только в гололед. С большими трудностями связано вождение автомобиля в весенне-осеннюю распутицу. Проезжая часть в этот период часто бывает мокрой, а местами покрывается слоем жидкой грязи. Дорога становится скользкой ив жаркие дни, когда на покрытии выступает битум, в утренние часы, когда проезжая часть увлажняется из-за тумана. Особенно опасным становится гладкое покрытие в самом начале дождя; на проезжей части образуется смесь из воды и пыли — отличная «смазка», резко снижающая сцепление шины с покрытием. Высокая скорость в таких условиях недопустима. Движение в дождь, туман, снегопад затрудняется и уменьшением видимости. В густом тумане она может сократиться до 20 и менее метров, что требует снизить скорость до 1520 км/час. В последние годы с ростом скоростных возможностей автомобилей все большее внимание стали обращать на явление аквапланинга, возникающее во время ливня. Что это такое? При быстром движении машины слой воды на дорожном покрытии сокращает зону контакта шины с дорогой до опасных пределов, вплоть до появления сплошной скользкой водяной подушки, на которой автомобиль становится неуправляемым. Исследования показали, что критическая скорость, при которой возникает эффект аквапланинга, тесно связана со степенью накачки шин. Чем они мягче, тем меньше их удельное давление на покрытие дороги, тем больше площадь контакта с ним, а следовательно, тем легче образоваться водяной прослойке под колесом. Если, например, нормальное давление в шинах «жигулей» равно 1,7 кГ/см 2 , то в ливень передние колеса машины могут быть полностью отделены от поверхности дороги водяной подушкой уже при скорости 84 км/час. Поэтому в ливень скорость следует снижать. Умение достаточно правильно выбирать безопасную скорость в зависимости от дорожных и погодных условий приобретает особенно важное значение при движении в темное время суток. Несмотря на то, что на наших дорогах ночью движение сокращается в 8—10 раз, половина всех дорожно-транспортных происшествий случается именно в эти часы из-за ухудшения условий видимости. Здесь сказываются и особенности работы зрительного аппарата человека в темноте. Исследования показали, что ночью пешеход в темной одежде различается водителем при дальнем свете фар на расстоянии 110 метров, а при ближнем — 70 метров. При уменьшении размера препятствия расстояние видимости снижается. Скажем, выбоина размером 40X40 см при скорости 60 км/час обнаруживается лишь на расстоянии 20—30 метров. Современное состояние световых приборов автомобилей не позволяет двигаться ночью со скоростью более 8090 км/час, да и то на прямолинейных участках наиболее технически совершенных дорог. На дорогах с интенсивным ночным движением водителям приходится часто пользоваться ближним светом фар, что сокращает расстояние видимости и требует снижения скорости до 4050 км/час. Итак, сев за руль, надо помнить, что скорость движения определяется чаще всего не мощностью двигателя, а качеством и особенностями дороги, которые все больше начинают сказываться на характере движения и его безопасности. Вот почему малоопытным водителям не следует обольщаться тем обстоятельством, что спидометр их «жигулей» рассчитан на максимальную скорость 160 км/час, а тем более не пытаться достичь ее во что бы то ни стало. Мощностные и скоростные возможности заложены в современный автомобиль не столько для того, чтобы ездить на нем, «выжимая» все, на что он способен, сколько для того, чтобы за счет его высоких динамических характеристик улучшить условия движения при разгоне, маневрировании, движении на подъем ив других случаях, где полезен резерв мощности двигателя. В. АСТАФЬЕВ, кандидат технических наук г. Львов Фото В. Ширшова