стили моторы и самосвалы один за другим отправились на линию — возить на городские новостройки бетон и раствор. С той поры, как превратились Черкассы в неоглядную стройплощадку, главное дело этой специализированной бригады — четко обеспечивать возводимые в городе объекты строительными материалами. — Не прискучило ли заниматься од- , ним и тем же? — осторожно полюбопытствовал яу бригадира. Горбонос не обиделся. Он славно так улыбнулся и сказал: — Где там скучать! Наша работа скорее веселая, замечательная работа. Мы ведь своими глазами видим, как создается, от начала до конца, все новое в нашем городе. Знаете что, давайте я все-таки провезу вас по Черкассам на своей «ласточке»! Много прекрасных сооружений встретилось на пути: здания обкома партии, Дома связи (там, кстати, работает начальником почтовой службы областного управления связи жена Горбоноса —Валентина Ивановна, а инженером на телеграфе — сын Валерий), драматического театра, областной филармонии, нескольких гостиниц, городской больницы, не менее десятка школ — все это воздвигалось при неутомимом участии бригады водителей во главе с коммунистом Горбоносом. Приплюсуем сюда новые жилые дома, новые промышленные предприятия. Возле огромных светлых корпусов на окраине Черкасс Горбонос ненадолго остановил машину: — Это шелковый комбинат, его мы тоже строили. Знаете, как называют его? Молодым, да ранним. Каких-то семь лет назад он выдал первую продукцию, а сегодня она известна далеко за пределами республики. Если когда услышите названия набивных шелковых тканей «Виринея», «Черкащанка», то знайте — наши. Между прочим, завершилось строительство комбината в этой пятилетке,— закончил короткий рассказ Горбонос. И в дальнейшем о преображении Черкасс Зиновий Викторович говорил увлеченно, подробно и горделиво — вот, мол, размах у нас! Его чувства были хорошо понятны: два созыва подряд Горбонос избирался депутатом городского Совета, входил в постоянную комиссию по благоустройству. Отсюда — его крепкая любовь к городу, большое беспокойство. Эту любовь, это беспокойство Зиновий Викторович особенно проявлял, конечно, к району, где жили его избиратели. Улицы Чайковского, Громова, Пастеровская — Горбонос там в каждом доме, чуть ли не в каждой квартире свой человек. Все видел депутат, во все вникал, использовал полномочия, чтобы провести в жизнь наказы избирателей, помочь людям решить большую ли, малую ли проблему. Поэтому и появились в последние годы на окраинных улицах и тротуары, и освещение, и магазины стали лучше работать... Ну, а поскольку Зиновий Викторович достойно служил людям на посту депутата горсовета, он был ив нынешнем году избран, только теперь уже — в Черкасский областной Совет. Люди, они ведь зоркие — все видят! ...Да, из бессчетного множества рейсов — военных и мирных, коротких и долгих — сплетена судьба Зиновия Викторовича Горбоноса. Судьба, которой не грех позавидовать! А. КОРОЛЕВДва письма об одном человеке...Случаются же такие совпадения! Когда письмо было уже подготовлено к печати, в редакцию пришло еще однои в нем речь шла о том же человеке — о Надежде Михайловне Дерюшевой. Мы с удовольствием печатаем оба письма о представительнице многотысячного племени женщин-водителей в завершающем месяце Международного года женщины.Письмо первоеО МОЕЙ МАМЕУважаемые товарищи! В год тридцатилетия Победы мы еще и еще раз отдаем дань великого уважения тем, нто сражался, кто пролил свою кровь на полях войны. Не забываем ио тружениках тыла. Это они днем и ночью ковали оружие, кормили фронт. Основной своей тяжестью этот труд лег на женские плечи. Я хочу рассказать о своей маме. Тогда мне, старшему, исполнилось семь лет. До сих пор помню стук в дверь, потом ее пронзительный вскрик. Я подбежал: «Что с тобой, мама?!» Она долго смотрела на меня застывшими глазами, потом сказала: «Ничего, просто сердце кольнуло. Иди, поиграй с сестренками». И только много позже я узнал, что в тот час она получила извещение о гибели отца. Остались мы вчетвером. Перед войной мама окончила курсы шоферов. В войну стала водителе^. Сейчас не могу даже представить себе, как успевала она, отработав 10 — 12 часов за рулем, подготовив машину к следующему дню, накормить нас, помыть, обстирать. А ночью, когда мы уже спали, умудрялась еще шить нам из старых вещей. Однажды после смены она узнала, что формируется колонна — нужно срочно перебросить боеприпасы. Ее не упрашивали — сама сказала: поеду, только забегу за детьми, они одни. И потом эта ночная дорога с нами тремя в кабине. Когда доехали, она уже не слышала, кан солдаты тихо разгружали машину, — она спала, склонившись на руль. Но кан бы трудно ни приходилось — мама никогда не унывала, всегда была от.-ывчивой, всегда была среди людей. Кончилась война — она добровольно поехала на строительство газопровода Дашава — Киев. В тоуде находила и радость и утешение. Потом, через много лет, когда улеглась боль, вышла замуж. Но снова не посчастливилось — осталась одна. И теперь нас у мамы шестеро: четыре брата и две сестры. Мы уже взрослые. Люда и Валя вышли замуж. Вернулся со службы Юра. Я стал офицером Советской Армии. А мама будто и не стареет. По-прежнему полна энергии, жизнерадостна, добра к людям. Она депутат райсовета. О пенсии и слышать не хочет. «Я проработала тридцать лет на грузовике, десять лет за рулем такси — ведь не насильно меня заставляли! Я люблю свое дело и не могу без него!» — так говорила она, выступая на втором совещании женщин-водителей Украины. И если сейчас в республине все больше и больше девушек смело берется за руль — в этом я вижу и заслугу моей мамы, которая не жалеет ни сил, ни времени, выступает в школах, по радио, по телевидению, агитирует за свою профессию. Капитан В. ХАМЛЫК г. Киев— Вы, случайно, не в Дарницу? — Что за вопрос? Это же не маршрутное такси. Куда вам, туда и мне,— слышу в ответ.— Пожалуйста, садитесь. Обрадованного такой удачей, меня потянуло на разговор. Хозяйка таксомотора охотно его поддержала. — Простите, вы давно работаете за рулем? — спросил я. — А как вы думаете? — По мастерству видно, что не пер. вый десяток лет. — Четыре. Да еще и год. У меня сегодня двойной праздник. Первое — ровно сорок один год за рулем. А второе — вот только сейчас отослала телеграмму министру автомобильного транспорта Украины о досрочном выполнении личного пятилетнего плана. Сдано в государственную кассу 24 373 рубля. — Ого! — не удержался я.— Да ведь вам не дашь больше сорока! Сколько же было, когда сели за руль? Женщина рассмеялась. — Спасибо за комплимент. Но мне куда больше, чем вы думаете. Я ровесница Октября. Имею шестерых детей и уже пять раз бабушка. — А почему же не отдыхаете? — спрашиваю. — Да вот... Нинак не могу разлучиться с подружкой,— и она ласково провела рукой по «баранке». Здесь наш разговор закончился, потому что мы приехали. На прощание я спросил женщину, как ее зовут. — Надежда Михайловна,— сказала она.Надежда Михайловна Дерюшева выступает на республиканском совещании женщин-водите л ей. Вскоре после этой поездки мне пришлось побывать в городском управлении пассажирского автотранспорта, и я завел разговор о моем знакомстве с Надеждой Михайловной. — О! Так вас везла сама Дерюшева! — ответили мне.— Это наш маяк. Да еще какой! Некоторые думали — дослужит до пенсии и «потухнет». Бывает такое. Человек перед уходом изо всех сил выкладывается, старается, чтобы пенсии насчитали побольше, а потом опускает руки. Хотя и остается работать, но уже без прежнего огоньна. С Надеждой Михайловной этого не произошло. Работает с таким же энтузиазмом. — Если бы все так ездили,— заметил заместитель начальника управления по безопасности движения Виктор Степанович Бржевский,— нам бы не о чем было беспокоиться. Умело ездит. Мастерство — высший класс. За 41 год ни единого происшествия, ни единой аварии. Одним словом, молодец! По труду и почет. Она — ударник коммунистического труда, отличник социалистического соревнования республики. Отмечена ленинской юбилейной медалью, нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года», кавалер ордена «Знак почета». Недавно получила отличную трехкомнатную квартиру. Заслужила. Дружно живет со своими тремя сыновьями, которые пока еще не вылетели из гнезда. Три свадьбы и много внуков еще впереди. Вот с таким человеком столкнула меня судьба! Таксистов иногда называют полпредами города. В лице Надежды Михайловны Дерюшевой Киев имеет самого достойного своего представителя. Г. ШУПИК, Герой Советского Союза г. Киев 13Письмо второеПО ТРУДУ И ПОЧЕТДорогая редакция! Как-то поздним вечером я ждал на стояние такси в районе Борщаговки. Мимо проносились «волги» с шашечками. Некоторые — и с зелеными огоньками. Иная даже притормаживала, но шофер, услышав, что мне нужно в Дарницу, качал головой: не по дороге. Но вот одна «Волга» остановилась возле меня. Заглядываю в салон. За рулем женщина с пышной прической. Неуверенно спрашиваю:I