18
19
«Руки должны свободно лежать на рулевом колесе, пальцы охватывать его обод...» Из пособия по подготовке шоферов Это правило в учебниках для водителей появилось еще в те годы, когда они чувствовали себя на дорогах довольно вольготно. Но с тех пор несравнимо вырос парк автомобилей в наших городах. Все теснее на их улицах, все труднее ездить. В часы «пик» плотно, буквально бок о бок проносятся водители. Интервалы минимальны — какой-нибудь метрполтора. Так что все время надо быть начеку, а в маневрах предельно осторожным. Тут, как в соревнованиях по фигурному вождению, каждый «посыл» руля должен быть точен и строго отмерен. Иначе — искореженные крылья, смятые двери, а может, и более серьезные аварии. Но приглядитесь: нет-нет да и мелькнет в окне пронесшейся мимо машины развалившийся на сиденье водитель, этак небрежно, одной рукой придерживающий руль, а другой... Другая то подпирает крышу, то лежит на поворотном стекле, то просто болтается за дверцей. Вот, мол, какой я мастер, вот как овладел машиной — одной рукой правлю! Что это — детская болезнь тех мальчишек-велосипедистов, которые, осваивая первую в своей жизни машину, полагали, что высшее искусство вождения — крутить педали, не держась за руль? В ребячью пору кто из нас не переболел этим. Но откуда это бахвальство у великовозрастных дядей? Когда мы именно так поставили вопрос перед одним из «удальцов» — водителем из Люберец В. Марковым (80-45 ЮБЦ), он даже обиделся: — Да что я, мальчик, что ли. Мне уже под пятьдесят, когда-то сам курсантов вождению обучал... — И тоже водить одной рукой? — Нет, конечно. — Тогда в чем же дело? — Не знаю. Привычка, наверное... Что привычка, это ясно. Но привычкато вредная. И потому, что на лицах десятков водителей, с которыми пришлось беседовать на эту тему, мы видели иронические улыбки, а в их глазах читали «Да бросьте, неужели вы верите, что от таких пустяков может случиться авария?», мы хотим поговорить на этот счет подробнее. Что спорить, рулевое управление сейчас даже у грузовиков необычайно легкое. Специальным образом подобранные пары и передаточные числа рулевых механизмов, гидроусилители и другие приспособления позволяют без труда поворачивать руль и одной рукой. Но безопасно водить автомобиль таким образом, конечно, нельзя. И то, что с вами скажем, никаких бед пока не случалось, ничего еще не доказывает. Это не послужит утешением, когда, что называется, гром грянет. В сутолоке и тесноте городских магистралей лавировать приходится довольно часто, правда? Но ведь маневрирование на дороге это не просто движение влево—вправо, это нередко быстрое перестроение в строго ограниченном пространстве, у зком коридоре, оставленном на проезжей части другими водителями. Просто свернуть в сторону мож ­но, рванув руль и одной рукой. Но таким способом обеспечить безопасность на практике мало когда удается. Ограниченная ширина дороги, деревья, столбы, различные придорожные сооружения и случайные препятствия, наконец, рядом движущиеся автомобили исключают такие размашистые действия. Езда на высоких скоростях в плотном потоке, а нынешние условия движения именно таковы, требует сплошь и рядом ювелирной точности, филигранной техники при объезде неожиданных помех на пути. Переложить же руль туда и обратно с определенной амплитудой одной рукой невозможно. Кто не верит, может на досуге попробовать, скажем, выполнить «змейку» между габаритными ограничителями на свободной площадке. К тому же резкие маневры рулем — верный путь к заносу и опрокидыванию. М ы не располагаем, конечно, статистикой (кто же признается в том, что сам виноват в случившемся!), но уверены, что за фразой «водитель не справился с управлением» в протоколах дорожных происшествий очень часто скрываются и такие ситуации. Запомним, что в легкости руля есть и отрицательная сторона — м ожно не рассчитать, и усилие окажется много больше того, что требовалось, и автомобиль, по выражению спортсменов, улетит с дороги. Такая опасность угрожает меньше, если обе руки водителя всегда на руле. Двумя руками проще отмерить его поворот. Д ругое соображение. Известно, какое большое значение в безопасности движения имеет оперативность водителя, скорость его реакции. Допустим, вы настоящий ас и ездите безукоризненно. НоНАВЕНГРИЯ. С этого года скорость на всех шоссеограничена до 100 километровв час, а при проезде черезнаселенныепункты — 60 километровв час. ЧССР. Здесь сконструировали электронное устройство, р егулирующее давление в тормозной системе взависимости от дорожных условии. На скользкой дороге оно уменьшается , что обеспечивает сцепление шинспокрытиемиуправление автомобилем. р укторы недавно создали стоп-сигналы, в которых свет гаснет только после нажатия на педаль «газа». БЕЛЬГИЯ. Рост числа дорожно-транспортных происшествийпривлекает все больше внимания . Р адиостанциии телестудии увеличиваютколичество часов передач , п освященныхбезопасностидвижения . Так иерадиопередачи , к акпоказали обследования, с лушает половина населениястраны , а телепрограммы — с выше 70 процентов. Более детальнаяклассифика ­ ц ияпоказала , что самымиактивными радиослушателями ителезрителями этих программ являютсяавтомобилисты со стажем менее десяти лет. ПОЛЬША. Введены правила , устанавливаю щиеновыемаксимальныескорости движ ения . Вне населенных пунктов легков ые автомобили могут ехать со скоростью, не превышающей 100 километровв час, г рузовикигрузоподъемностью до 2,5 тонны — 80 километровв час, с выше 2,5 тонны и мотоциклы — 70 километровв час. 18АНГЛИЯ. При теперешнихэлектрическихсистемах автомобилей огни остановки гаснут немедленно после того, к ак нога будет снята с тормозной педали. В этот момент водители позади не могут определить — у величивает или уменьшаетскоростьавтомобильпередними . Конст ... . J&eegразве можно исключить возможность ошибок со стороны других водителей и пешеходов. Стало быть, за рулем надо всегда быть собранным, внимательным. Не ясно ли, что расслабившийся, с опущенной из окна рукой водитель отреагирует на опасность с некоторым опозданием. И это «чуть-чуть позже» может привести к большой беде. Когда мы в рейде говорили об этом с водителями, то слышали такие приблизительно возражения: «Ну что вы, при случае схвачу руль мгновенно!» Поверьте, что это — пустые слова. В экспериментах и на практике давно установлено: когда водитель, что называется, отмобилизован, готов к немедленным действиям, его реакция на 0,2—0,5 секунды меньше. А что такое несколько десятых секунды? Это выигранных 10—15 метров пути, это свобода маневра, а в критической обстановке — спасение. Ведь на поворот руля всего-то требуется 0,15—0,30 секунды. Человек, управляющий автомобилем одной рукой, просто крадет их у себя сам. На что же он рассчитывает? На авось? Только так. С этой постановкой вопроса наши собеседники, понятное дело, не соглашались. А «особый» стиль езды объясняли по-разному. Таксист И. Ломов (54-03 ММЛ ) , например, тем, что надо рассказывать пассаж ируо достопримечательностях столицы. Что ж, рассказывать можно, но зачем же жестикулировать, бросая руль. Да еще на приличной скорости. Между прочим, в его талоне уже два предупреждения за превышение скорости. Владелец собственных «Жигулей» (76-40 МКЦ) Г. Снегирев тем, что он водитель первого класса, профессионал. Но какой же это, извините, профессионализм, если ему недостает таких необходимых для любого водителя качеств, как чувство ответственности за безопасность окружающих его людей, собранность, внимательность. Водитель автобуса (80-22 ММА) И. Медведев сослался на то, что едет, мол, тихо, не больше 30 км/час. На это можно лишь заметить, что по статистике дорожных происшествий большинство всяких ЧП на городских автобусных маршрутах как раз и происходит в диапазоне скоростей от 10 до 30. Целую «аэродинамическую» теорию развил перед нами водитель «Волги» (26-92 МКО) В. Селиверстов. По его мнению, когда левая рука за окном, струя воздуха проходит по машине как-то иначе и лучше обдувает его всего. У И. Анчиполовского (85-53 МКФ ) своя философия: «А мне так удобнее!» На то, что его манера езды неудобна, просто опасна для окружающих, ему, видимо, наплевать. В его водительских правах уже шестой по счету талон предупреждений. Такое, как вы понимаете, за пустяки не бывает. Сколько же грубейших нарушений правил на его совести! Кстати, на передних шинах его «Запорожца» рисунка протектора уже нет. Стало быть, прокола жди в любой момент. И все-таки хозяин автомобиля попрежнему поразительно беспечен — одна рука на руле. В этой связи стоит напомнить один случай из водительской практики. Вероятно, многим читателям он известен, заметка эта в одной из центральных газет была напечатана года два-три назад. Произошло вот что. По магистрали Москва—Симферополь шел междуго ­ родный автобус. На хорошей скорости, ибо дорога была пустынна и ровна. Опасность возникла внезапно: на полном ходу лопнуло переднее колесо. Автобус мгновенно вильнул к кювету. Казалось, еще миг — и он опрокинется. Но водитель изо всех сил удерживал тяжелую машину на курсе. Руль рвало из рук, от страшного напряжения сводило мышцы, темнело в глазах, но водитель победил. Пройдя около 200 метров, автобус остановился, не лег на бок, не перевернулся. Жизнь многих людей была спасена. Представьте, какой бы был финал этой истории, управляй водитель одной рукой. Вот, пожалуй, и все, что мы хотели сказать на эту тему. Впрочем, еще несколько слов в заключение. В нас всегда живет восхищение людьми, которые могут и тяжелую работу делать легко, весело, играючи. Хорошо, когда, как говорится, бог силой и смекалкой не обделил. На такую работу приятно смотреть. Но никому, согласитесь, в голову не придет считать мастерами тех, кто легкость подменяет легкомыслием, умение — ухарством, а уверенность — самоуверенностью. Наши «герои» оказались, к сожалению, именно такими. Однако дорога — не место для бравады и рисовки. Бригада «За рулем» Г. ЗИНГЕР, А. КОШЕЛЕВ, инструктор Управления ГАИ Мосгорисполкома, С. ВЕТРОВИТАЛИЯ. Р им . согласно последним исследованиям. я вляется самым шумным городом Европы. С восьми утра до полуночи на его центральных магистралях общий уровеньшума достигает 100 децибел. что соответствует звуку, издаваемому едущим мотоциклом при замересрасстоянияв один метр. КАНАДА. Все большее применение получают здесь снегоходы (мотонарты), е щебыстреерастет число несчастных случаев, с вязанныхс этим видом транспорта , Самая распространенная причина — с толкновениясавтомобилями на дорогах, а на замерзшихреках снегоходы довольно часто проваливаются под лед. 3'США. С 1976 года все выпускаемые автомобили должны будут иметь новое оборудование — систему зеркал , напоминающую перископ, чтобы прямо над лобовым стеклом водитель видел панорамное изображениепроисходящего на дороге за своей машиной . ТУРЦИЯ. На дорогах страныв 1974 году произошло 39 608 дорожных происшествий. в результатекоторых погиб 521 человек иранены 28 192 человека. Анкара занимает первое место по количеству катастроф , а по числу погибших печальный рекордпринадлежит Измиру и Стамбулу.ФРАНЦИЯ. Анкетным опросом установлено. что примерно 30 процентов поездок, с овершаемыхв городах, с вязанос исп ользованием велосипедов и мопедов. Водители этих транспортных средств сос тавляют 32 процента от всех пострадавш ихвдорожныхпроисшествиях . В этом году Управление дорог выделило миллион франков на строительство велодорожек. ЯПОНИЯ. На острове Хонсю открылся для движения второй в мире по протяженности автомобильный туннель. Длина его — 8489 метров. Он уступает только автомобильному туннелю под Монбланом (11 600 метрос). 19