«Руки должны свободно лежать на рулевом колесе, пальцы охватывать его обод...» Из пособия по подготовке шоферов Это правило в учебниках для водителей появилось еще в те годы, когда они чувствовали себя на дорогах довольно вольготно. Но с тех пор несравнимо вырос парк автомобилей в наших городах. Все теснее на их улицах, все труднее ездить. В часы «пик» плотно, буквально бок о бок проносятся водители. Интервалы минимальны — какой-нибудь метрполтора. Так что все время надо быть начеку, а в маневрах предельно осторожным. Тут, как в соревнованиях по фигурному вождению, каждый «посыл» руля должен быть точен и строго отмерен. Иначе — искореженные крылья, смятые двери, а может, и более серьезные аварии. Но приглядитесь: нет-нет да и мелькнет в окне пронесшейся мимо машины развалившийся на сиденье водитель, этак небрежно, одной рукой придерживающий руль, а другой... Другая то подпирает крышу, то лежит на поворотном стекле, то просто болтается за дверцей. Вот, мол, какой я мастер, вот как овладел машиной — одной рукой правлю! Что это — детская болезнь тех мальчишек-велосипедистов, которые, осваивая первую в своей жизни машину, полагали, что высшее искусство вождения — крутить педали, не держась за руль? В ребячью пору кто из нас не переболел этим. Но откуда это бахвальство у великовозрастных дядей? Когда мы именно так поставили вопрос перед одним из «удальцов» — водителем из Люберец В. Марковым (80-45 ЮБЦ), он даже обиделся: — Да что я, мальчик, что ли. Мне уже под пятьдесят, когда-то сам курсантов вождению обучал... — И тоже водить одной рукой? — Нет, конечно. — Тогда в чем же дело? — Не знаю. Привычка, наверное... Что привычка, это ясно. Но привычкато вредная. И потому, что на лицах десятков водителей, с которыми пришлось беседовать на эту тему, мы видели иронические улыбки, а в их глазах читали «Да бросьте, неужели вы верите, что от таких пустяков может случиться авария?», мы хотим поговорить на этот счет подробнее. Что спорить, рулевое управление сейчас даже у грузовиков необычайно легкое. Специальным образом подобранные пары и передаточные числа рулевых механизмов, гидроусилители и другие приспособления позволяют без труда поворачивать руль и одной рукой. Но безопасно водить автомобиль таким образом, конечно, нельзя. И то, что с вами скажем, никаких бед пока не случалось, ничего еще не доказывает. Это не послужит утешением, когда, что называется, гром грянет. В сутолоке и тесноте городских магистралей лавировать приходится довольно часто, правда? Но ведь маневрирование на дороге это не просто движение влево—вправо, это нередко быстрое перестроение в строго ограниченном пространстве, у зком коридоре, оставленном на проезжей части другими водителями. Просто свернуть в сторону мож ­но, рванув руль и одной рукой. Но таким способом обеспечить безопасность на практике мало когда удается. Ограниченная ширина дороги, деревья, столбы, различные придорожные сооружения и случайные препятствия, наконец, рядом движущиеся автомобили исключают такие размашистые действия. Езда на высоких скоростях в плотном потоке, а нынешние условия движения именно таковы, требует сплошь и рядом ювелирной точности, филигранной техники при объезде неожиданных помех на пути. Переложить же руль туда и обратно с определенной амплитудой одной рукой невозможно. Кто не верит, может на досуге попробовать, скажем, выполнить «змейку» между габаритными ограничителями на свободной площадке. К тому же резкие маневры рулем — верный путь к заносу и опрокидыванию. М ы не располагаем, конечно, статистикой (кто же признается в том, что сам виноват в случившемся!), но уверены, что за фразой «водитель не справился с управлением» в протоколах дорожных происшествий очень часто скрываются и такие ситуации. Запомним, что в легкости руля есть и отрицательная сторона — м ожно не рассчитать, и усилие окажется много больше того, что требовалось, и автомобиль, по выражению спортсменов, улетит с дороги. Такая опасность угрожает меньше, если обе руки водителя всегда на руле. Двумя руками проще отмерить его поворот. Д ругое соображение. Известно, какое большое значение в безопасности движения имеет оперативность водителя, скорость его реакции. Допустим, вы настоящий ас и ездите безукоризненно. НоНАВЕНГРИЯ. С этого года скорость на всех шоссеограничена до 100 километровв час, а при проезде черезнаселенныепункты — 60 километровв час. ЧССР. Здесь сконструировали электронное устройство, р егулирующее давление в тормозной системе взависимости от дорожных условии. На скользкой дороге оно уменьшается , что обеспечивает сцепление шинспокрытиемиуправление автомобилем. р укторы недавно создали стоп-сигналы, в которых свет гаснет только после нажатия на педаль «газа». БЕЛЬГИЯ. Рост числа дорожно-транспортных происшествийпривлекает все больше внимания . Р адиостанциии телестудии увеличиваютколичество часов передач , п освященныхбезопасностидвижения . Так иерадиопередачи , к акпоказали обследования, с лушает половина населениястраны , а телепрограммы — с выше 70 процентов. Более детальнаяклассифика ­ ц ияпоказала , что самымиактивными радиослушателями ителезрителями этих программ являютсяавтомобилисты со стажем менее десяти лет. ПОЛЬША. Введены правила , устанавливаю щиеновыемаксимальныескорости движ ения . Вне населенных пунктов легков ые автомобили могут ехать со скоростью, не превышающей 100 километровв час, г рузовикигрузоподъемностью до 2,5 тонны — 80 километровв час, с выше 2,5 тонны и мотоциклы — 70 километровв час. 18АНГЛИЯ. При теперешнихэлектрическихсистемах автомобилей огни остановки гаснут немедленно после того, к ак нога будет снята с тормозной педали. В этот момент водители позади не могут определить — у величивает или уменьшаетскоростьавтомобильпередними . Конст