Пятилетке — победный финиш» XXV съезду — достойную*»*.titИЖ-авто, ИЖ-мото-год 1975-йКажется, совсем недавно — в апреле 1971 года XXIV съезд КПСС принял развернутую программу экономического и культурного строительства, программу повышения благосостояния народа. И вот уже не месяцы, а недели и дни отделяют нас от финиша девятой пятилетки. Скоро будут подведены итоги выполнения Государственного плана развития народного хозяйства на 1971—1975 годы, но уже сейчас, даже без заключительной сводки ЦСУ СССР мы знаем, как последовательно и энергично выполняются исторические предначертания Коммунистической партии, как высока политическая и трудовая активность советских людей, соревнующихся за досрочное осуществление плановых заданий, за достойную встречу XXV съезда КПСС. пятилетке бурного развития автомобилизации. Приведенная здесь таблица дает наглядное представление о том, как за эти годы увеличивался выпуск автомобильной продукции и как изменялся ее ассортимент. Более чем в два раза выросло на заводе производство автомобилей. Ныне с его конвейеров ежедневно сходит 600 седанов, фургонов, пикапов. Наряду с базовым «Москвичом—412», появились его модификации, созданные в Ижевске, носящие марку «ИЖ». Возм ожно , для большинства читателей показатели этого роста воспринимаются как сами собой разумеющиеся — повсюду, на всех предприятиях страны за годы пятилетки многое изменилось. Но здесь за этими колонками цифр стоят совершенно конкретные вещи: напрядальше называть цифры, характеризующие техническую вооруженность завода, разве кроме двух: из 13 000 деталей, составляющих в совокупности выпускаемый автомобиль, на заводе делается только 4000. В этом кажущемся несоответствии отражается та линия технического прогресса в автомобилестроении, которая закреплена в технологической схеме завода. Суть ее — в специализации и широкой кооперации. На завод поступает традиционная для всех автомобильных предприятий продукция «смежников» — покрышки, техническое стекло, электрооборудование, резино-технические изделия. И, наряду с ними, идут на сборочные конвейеры из Уфы, Воткинска, Перми и других городов готовые агрегаты — двигатели, к оробки передач, передние подвески, радиаторы. Правда, при такой схеме крайне важно, чтобы все получаемые по кооперации изделия поступали точно в обусловленные сроки и чтобы качество их отвечало высоким требованиям. А это, к сожалению, бывает не всегда. Вообще борьба за качество — одна из главнейших проблем дальнейшего совершенствования производства ижевских автомобилей. Уже немало сделано в этом отношении. Сейчас 92 процента продукции сдается с первого предъявления. Каждый двадцатый рабочий заслужил личное клеймо. Завершается подготовка автомобилей «ИЖ—2715-фургон» к государственной аттестации на Знак качества. Все это — результат многочисленных мероприятий, осуществляемых по плану новой техники, результат широкого движения рационализаторов (в нем участвует свыше 1500 человек), результат ежегодных конференций по качеству, на которые приглашаются представители смежных предприятий. И конечно же, это — результат широко развернувшегося на заводе индивидуального соревнования за коммунистическое отношение к труду — в нем участвует 87 процентов работающих. Финиш пятилетки — время подведения итогов. Сейчас можно сказать о том, что авторитет автомобильной марки «ИЖ» заметно вырос. Завод начал свою деятельность с выпуска «Москвича—412» по документации АЗЛКи одновременно стал работать над собственными конструкциями. Первой из них явился фургон ИЖ—2715 с большим по объему и высоте грузовым помещением, чем у ранее выпускавшихся. Недавно освоена еще одна модификация автомобилей этого типа — пикап ИЖ—27151. Другой разработкой стала модель ИЖ—2125 с комбинированным кузовом, позволяющим значительно расширить область применения автомобиляГодВсего выпущено автомобилей 71154 105200 122100 153200 165000Рост объема к предыдущ ему ГОДУ. % 81.3 48,5 16.2 25,6 8.3«Москвич412» 56150 86600 86530 101698 105000«Москвич434»фургон 15004 17721 1729ИЖ — 2715фургонИЖ — 2125комбиИЖ — 27151пикап1971 1972 1973 1974 1975829 33271 45800 45000570 1502 100004200 5000В годы пятилетки достигнуты устойчиво высокие темпы развития отраслей, обеспечивающих технический прогресс народного хозяйства и удовлетворение материальных и культурных потребностей трудящихся. Особенно быстрыми темпами рос потенциал автомобильной индустрии. Достаточно сказать, что сегодня в масштабах страны за одну минуту выпускается три автомобиля. Расширилось и производство мотоциклов. Ко всему этому самое прямое отношение имеют ижевские машиностроители. Их продукция — автомобили и мотоциклы марки «ИЖ» хорошо известны у нас в стране. Год от года растет продажа населению ижевских легковых автомобилей и мотоциклов, увеличивается число ижевских фургонов на предприятиях сферы обслуживания и торговли. Если мотоциклетное производство в столице Удмуртии — кстати крупнейшее в стране — имеет многолетнюю историю, то автомобильное с полным правом можно назвать детищем девятой пятилетки. Большой современный ижевский автомобильный завод, занимающий территорию свыше 120 гектаров и равный по производительности московскому имени Ленинского комсомола, встал на ноги, набрал силы в нынешней пятилетке —женныи труд многотысячного коллектива, который одновременно строил завод, осваивал проектные мощности, добивался повышения технического уровня продукции. Говорят, что цифры, в отличие от слов, не имеют эмоциональной окраски, но, как бы ни были они сухи, без них просто невозможно представить себе масштабы того, что сделано. Сегодня ижевский автомобильный — это современное предприятие с производственной площадью в 539,8 тысячи квадратных метров. Длина одних только конвейерных линий составляет 33,5 километра. Здесь широко применяется автоматизация: автоматизированные линии вырубки заготовок, автоматизированные линии изготовления ободьев колес и бамперов, сварочные автоматизированные линии. Из более чем 1900 операций мелкой штамповки автоматизировано почти пятьсот. Гордость завода — кузнечнопрессовый цех, где действует 40 крупных прессовых линий, в том числе три автоматизированных. Кузов автомобиля «Москвич» имеет 7500 сварочных точек, и 3500 из них (без малого половина) выполняются на многоточечных сварочных машинах — их на производстве 68. Наверно, нет нужды и («ИЖ-комби»), В нем объединены достоинства обычного седана и универсала. Свидетельством авторитета марки «ИЖ» стала не только постоянная модернизация выпускаемых машин, не только создание новых моделей на базе «четыреста двенадцатой», но и успехи, достигнутые автомобилями и гонщиками завода на всесоюзных и международных соревнованиях. В коллекции призов и наград, завоеванных на автомобилях «ИЖ-ралли», кубки за победы в командных первенствах страны, в «Рейде польском», за призовые места в ралли «Вартбург», «Золотые пески». Среди испытателей есть чемпионы и призеры первенств страны по авторалли. К положительным итогам пятилетки завода следует отнести и создание в первом приближении сети фирменных гарантийных мастерских, постройку специализированной станции техобслуживания в Ижевске. За минувшие годы вырос не только завод и его службы, выросли его люди. 12 тысяч человек учится сегодня в вечерних вузах и техникумах, в школах рабочей молодежи, в школах коммунистического труда. Здесь хорошо понимают, что, несмотря на обилие новой техники и современных механизмов, решающее слово остается всегда за людьми. Их квалификация, сознательность, трудовые навыки играют решающую роль в производстве. Творчески, с большим подъемом трудится коллектив завода на финише пятилетки. Об этом лучше всего говорит размах социалистического соревнования. Оно охватило 50 цехов и отделов, 148 участков, 163 бригады и 97 смен. Уже к середине года 3500 рабочих завоевали звание ударников коммунистического труда, два цеха, 4 участка, 29 бригад и2бюро стали коллективами коммунистического труда. За достигнутые успехи 1700 человек в 1973 и 1150 человеке 1974 году были награждены знаком «Победитель социалистического соревнования», 120 человек удостоены орденов и медалей. Немало перемен произошло и на мотоциклетном производстве — ведущем в нашей мотоциклетной промышленности. Правда, здесь рост выпуска шел не столь бурными темпами, но качественные изменения в производстве, в конструкции машин за пятилетие весьма значительны. Здесь, прежде всего, надо назвать ввод в строй нового цеха мотоциклетных двигателей, разработку и освоение производства принципиально новой модели «ИЖ—Планета-спорт», сделанной на уровне современных стандартов по мощностным, эстетическим и другим показателям. Выпускаемые ныне массовые модели мотоциклов «ИЖ-Планета-3», «ИЖ-Юпитер-3», как и их предшественники, пользуются заслуженной популярностью у мотолюбителей. Их Высокие надежность и долговечность сочетаются с достаточно высокими мощностными и скоростными параметрами,удовлетворяющими в первую очередь жителей сельской местности. Стремясь успешно закончить девятую пятилетку, ижевские машиностроители за четыре истекших года уже дали Родине сверх утвержденных планов 6664 автомобиля и 7804 мотоцикла. В предсъездовских обязательствах коллектива автозавода также назван сверхплановый выпуск продукции — 500 автомобилей. Трудовая вахта в честь съезда партии — а разгаре. Коллективы заводов полны решимости успешно завершить текущий, 1975 год и тем самым достойно встретить XXV съезд партии, десятую пятилетку, которая наметит новые рубежи в автомобилестроении и мотоциклостроении. М. ГРИГОРЬЕВ, спецкор «За рулем» г. ИжевскИжевск давно был известен как город мотоциклостроителей. Теперь он стал и городом автомобилестроителей . Фейерверком искр отмечает сварочныйавтомат каждую подсобранную крышу ижевского «Москвича». Готовые мотоциклетныедвигатели — тысячи итысячилошадиных сил. Один за одним выстроились на конвейере кузова седанов, пикапов, комби. фургонов. Автомобили ижевскоймаркив ожидании отгрузки. Фото В. Ширшова"3***^: