25
26
ОДИННАДЦАТЬ ФИНАЛОВАВТОКРОССДавно кросс не приносил автоспортсменам такого удовлетворения, к ак финал VI Спартакиадыи чемпионат страны , сос тоявшийсяв Ульяновске. И многие тысячи зрителей, выстроившиеся вдоль трассы, не ушли разочарованными. В отличие от прошлых лет она была подобрана удачно; давала возможность участн икам проявить все свое мастерство, п роверить умение готовить машинык серьезным испытаниям. К соревнованиям было допущено около 150 автоспортсменов. Причем треть из них приходилась на два класса (первый — ГАЗ —69 и УАЗ —469 и третий — ГАЗ — 53), а остальные почти поровну поделились между вторым и четвертым классами (ГАЗ —51 и ЗИЛ —130), где решено было провести полуфиналы. Результаты их не только определяли, кто будет бороться за личные призовые места, но и шли в командный зачет. Таким образом, спортсменам, выступавшим на ГАЗ — 51 и ЗИЛ —130, пришлось стартовать дважды. Это, естественно, еще больше накалило спортивные страсти. В двух других классах, где соревновались без полуфиналов, очки, з аработанные спортсменами, ш ливкомандныйи личный зачеты. Каждая команда включала трех гонщиков. Что и говорить, система довольно сложная, но кросс есть кросс, и зрелищная ценность его от этого не пострадала. В первом классе от московских спортсменов вкоманду был заявлен мастер спорта О. Соломасов. Он финишировал только четырнадцатым . Победителем стал кандидат в мастера спорта из Молдавии Л. Акименко — единственный представитель от республики в этом классе. Он быстро оторвался от соперникови не уступил лидерство до конца. Любопытно, что вминувшем году на чемпионате страны он тоже возглавил гонку, но поломка не дала ему возможности закончить дистанцию. Спартакиада еще больше раскрыла способности этого спортсмена. Как и предполагалось, о страя борьба развернулась во втором классе, где стартовали ГАЗ — 51. За команду Москвы выступал я . Почти со старта мне удалось уйти вперед и первым финишироватьвполуфинальном заезде, что дало команде сто очков. Успех сопутствовал мне ивфинале , к оторыйшелвличный зачет. В шестой разя выиграл звание чемпиона страны. Во втором полуфинале этого же класса победил молдавский гонщик перворазрядник Н. Сокорев. Потом, однако, выяснилось. что он проскочил габаритные ворота, и судейская коллегия аннулировала его результат. Эта ошибка стоила команде золотых медалей. Она была совсем близка к ним, ибо кандидат в мастера спорта С. Аксенов, с тартовавшийв четвертом классе (ЗИЛ —130), в своем полуф инале был первым . После осечки молдаван надежда на завоевание высокого места затеплиласьу спортсменов Латвии. Мастер спорта В. Михайлов и кандидат в мастера спорта X. Томасе заняли второе и третье места во втором классе. Но их товарищ П. Десятников на ЗИЛ —130 не оправдал. в озлагавшихся на него надежд , финишировал только пятнадцатым . Что же касается нашей команды, то здесь все зависело от выступления на ЗИЛ —130 известного кроссовика, мастера спорта Г. Краюхина. И хотя он показал результат ниже своих возможностей — в полуф иналеоказался третьим, этого было достаточно, чтобы обеспечить команде общ ее первое место. В числе лидеров были и гонщики Эстонии. Кандидат в мастера спорта Ю. Волков, после того как был аннулирован рез ультат Сокорева. вышел на первое место во втором полуфинале на ГАЗ — 51. Сто очков принес команде и перворазрядник Г. Эверт, в ыступавшийв одном из полуфиналов на ЗИЛ —130, но его товарища — кандидата в мастера спорта О. Пялль, с тартовавшегов другом полуфинале этого же класса, постигла неудача — он сошел с дистанции. В результате получилось, ч тоспортсмены Эстонии и Молдавии набрали одинаковое количество очков. Лишь на одно очко от них отстала команда Латвии. Москвичи успешно выступили не только в командном зачете. Золотую медаль чемпиона страны завоевал мастер спорта К. Житков, который шелв третьем классе (ГАЗ — 53). Своим успехом он во многом обязан сопернику, кандидату в мастера спорта Ю. Медникову из Узбекистана. Незадолго до старта Житков обнаружил, что не включается третья передача. Медников, не раздумывая , отдал тов арищу запасную коробку. Пример, достойный спартакиадных стартов. Один из ветеранов автокросса москвич Ю. Асалин на ЗИЛ —130 занял второе место вфинале . Он отлично подготовился к гонке, уверенно возглавил ее. но на предпоследнем круге уступил первенство. Финал Спартакиады вновь убедительно показал, к ак велик интерес к автомобильному кроссу, особенно если он проходит по умно выбранной трассе. И одно критическое замечание : слишком большое количество участников — это не всегда достоинство больших соревнований . Видимо, нужно вводить ограничения на число спортсменов, допускаемых к чемпионату страны . В. Я ЩЕНКО , шестикратный чемпион СССР г. Ульяновск тех местах, которые они занимали на спартакиадной финишной прямой. Но, пожалуй, лишь спортсмены Российской Федерации могли выступать на местном ипподроме совершенно спокойно — эта гонка, каким исходом она ни закончилась бы, у жене влияла на их победу в обще командном зачете по итогам всех 26 видов военно-технического спорта. Зато большой интерес представлял заключительный спор коллективов Москвы и Украины, соседей по турнирной таблице, главных претендентов на второе место. Да и другие команды рассматривали мотоциклетные гонки по ипподрому как последнюю возможность заработать драгоценные очки и поправить свое полож ениев общем зачете. Вот почему под спортивные знамена были привлечены не только самые сильные «ипподромщнки», но и опытные «кольцевики», мотокроссмены идаже «многодневщики». Формула этих соревнований довольно сложная. Сначала участники проходят через сито отборочных стартов — четвертьфиналов и полуфиналов (причем неудачникам предоставляется еще одна возможность продолжить борьбу за призовые места в заезде надежды), и только затем шестьсильнейших встречаются врешающемфинальном поединке. А в командный зачет идут результаты одного юноши (125 3см 3 ) и троих мужчин (125, 175 и 350 см ). Но сначала о выступлении женщин , которые боролись лишь за личные места врамках чемпионата Советского Союза. Их на старт вышло десять — кворум, достаточный для того, чтобы разыграть медали первенства. Особо острого спора здесь не было. Дело в том, ч то неполадки вмашинахсразуже вычеркнули из числа претенденток на победу таких сильных спортсменок, к ак А. Федоренкова. В. Коновалова (РСФСР) и X. Коллом (Эстония). Но, вероятно, даже их компания врядли помешала бы эстонской гонщице Л. Тулл выиграть золотую медаль чемпионки — настолько явным было ее преимущество над соперницами. Кстати, Лууле стала одной из героинь нынешнего спортивного сезона: ведь на ипподроме она выступала ужев ранге чемпионки страныиСпартакиады по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Счет командным очкам начался после заездов юношей. Двум призерам Спартакиады по шоссейно-кольцевым гонкам A. Фатееву (РСФСР) и А. Тилецкому (Белоруссия) пришлось завоевывать право на финальный поединок взаезде надежды. Что ж, представитель России своей уверенной победой доказал, что его неудачи в отборочных стартах были чистой случайностью. А вот Тилецкнй упал, и вторым вфинале был московский гонщик О. Р акчеев . Итак, команды РСФСР и Москвы вышли в лидеры. После окончания заездов мужчин на машинах 125 см3 счет сравнялся: ветеран мотоциклетных гонок, многократный чемпион страны досаафовец В. Чупин из Каменска-Уральского уступил победу москвичу А. Кириллову. Спор между ними был интересен тем. что оба спортсмена считаются специалистами в подготовке 125-кубовых двигателей. Чашу весов в пользу москвича склонило, видимо. то обстоятельство, ч то ему помогал его армейский одноклубник А. Олейников, в недавнем прошлом признанный лидер ипподромных гонок. Третьим призером здесь стал А. Московка (Белоруссия). Третий раунд — заезды мужчин на маш инах 175 см 3 . После них обстановка в командном зачете практически прояснилась. Прошлогодний чемпион страны B. П ржевальский (РСФСР) и н& этот раз был вне конкуренции. А вторым финишировал золотой и бронзовый призер первенства СССР нынешнего года по шоссейно-кольцевым гонкам Б. Юдин (Белоруссия);- третье место досталось неувяд аемому В. Л аврентьеву (Москва). Команды, в которые входили эти гонщики, стали главными претендентами на победу. Спортсменам же Украины оставалось 25Результаты финала VI Спартакиады народов СССР по автокроссу и чемпионата страны Гичный зачет: 1 класс (ГАЗ —69, УАЗ — 469): 1. Л. Акименко (Молдавская ССР); 2. В. Дунаев; 3. В. Р езниченко (оба — РСФСР); 4. В. Кулагин (Москва); 5. Э. Кедровский; 6. А. Ершов (оба — РСФСР). II класс. (ГАЗ —51): 1. В. Ященко (Москва); 2. Ю. Волков (Эстонская ССР); 3. Я. Янсон (Латвийская ССР); 4. В. Чнжов (РСФСР); 5. Т. Харольд (Латвийская ССР); 6. Р. Куу емнк (Эстонская ССР). Ill класс (ГАЗ — 53): 1. К. Ж итков (Москва); 2. С. Толстол уцкий (РСФСР); 3. В. Савченко (Азерб айджанская ССР); 4. С. Колпиков; 5. Ф. Олейников (оба — РСФСР); 6. С. Лавр иненко (Украинская ССР). IV класс (ЗИЛ —130): 1. С. Аксенов (Молдавская ССР); 2. Ю. Асалин (Москва); 3. В. Ефимов; 4. Е. Свечников (оба — РСФСР); Ю. Треймутх (Эстонская ССР); 6. Г. Краюхин (Москва). Командный зачет: 1. Москва; 2. Эстонс кая ССР; 3. Молдавская ССР; 4. Латвийс кая ССР; 5. РСФСР; 6. Грузинская ССР.МОТОГОНКИ ПО ИППОДРОМУИпподром в столице Киргизии — городе Фрунзе был последним пунктом сбора финалистов VI летней Спартакиады народов СССР. Соревнования здесь зав ершали программу из 26 видов военнотехнического спорта, в том числе один. надцати автомобильныхи мотоциклет ных, включенных в Спартакиаду. Итак, последний старт, последний комплект неразыгранных медалей и других наград. Сборные коллективы союзных республик (кроме Армении и Литвы), а также городов Москвы и Ленинграда, п рибывшие во Фрунзе, конечно, знали о лишь бороться за место в первой шестерке. Когда на старт вышли последние участники 3 — мужчины на машинах класса 350 см , то всеобщее внимание было приковано к Л. Ерохину (РСФСР), чемпиону предыдущей, V Спартакиады, А. Тарарину (Москва) и М. Кравченко (Белоруссия). Нет, они не были безоговорочными лидерами в этом классе мотоциклов, просто от их выступления зависело, какой из трех команд достанется победа в заключительном финальном соревновании Спартакиады. Как и ожидалось, «золото» в личном зачете здесь без труда досталось эстонскому гонщику Я. Игарку. Москвич финишировал вторым. А что Ерохин? Он пятый, а это значит, что команда РСФСР все-таки сумела на пять очков опередить гонщиков столицы. Итак, ипподромные гонки подвели черту финальным соревнованиям VI Спартакиады народов СССР. Любопытно, что. добившись победы на первом из одиннадцати финальных стартов по автомотоспорту — мотокроссе в Кишиневе, сборная команда РСФСР первенствовала ив заключительном состязании. Остается добавить, что город Фрунзе исключительно тепло встретил участников ипподромных гонок. А. МАЛЬЦЕВ, ответственный сенретарь ФМС СССР г. Фрунзе Результаты финала VI Спартакиады народов СССР по мотогонкам на ипподроме Личный зачет. Класс 175 см3. Женщины: 1. Л. Тулл (Эстонская ССР); 2. Н. Краснокутская (РСФСР); 3. Н. Петрова (Казахская ССР); 4. В. Кащеева; 5. А. Федоренкова (обе — РСФСР); 6. О. Кухта (Украинская ССР). Класс 125 см 3 . Юноши: 1. А. Фатеев (РСФСР); 2. О. Ракчеев (Москва); 3. Н. Чванов (Грузинская ССР); 4. Г. Бирзакс (Латвийская ССР); 5. А. Щербаков (Казахская ССР); 6. Н. Калачин (Таджикская ССР). Мужчины: 1. А. Кириллов (Москва); 2. В. Чупин (РСФСР); 3. А. Московка (Белорусская ССР); 4. К. Ошиньш (Латвийская ССР); 5. А. Максимец (РСФСР); 6. С. 3 Беликов (Казахская ССР). Класс 175 см : 1. В. Пржевальский (РСФСР); 2. Б. Юдин (Белорусская ССР); 3. В. Лаврентьев (Москва); 4. Л. Соловьев (Украинская ССР); 5. Г. Севастьянов (Ленинград); 6. В. Шарабарин (Казахская ССР). Класс 350 см 3 : 1. Я. Мюрк (Эстонская ССР); 2. А. Тарарин (Москва); 3. А. Акименко (РСФСР); 4. Б. Лебедев (Казахская ССР); 5. Л. Ерохин (РСФСР); 6. В. Строкань (Украинская ССР). Командный зачет: 1. РСФСР — 296 очков; 2. Москва — 291; 3. Белорусская ССР — 262; 4. Эстонская ССР — 240; 5. Казахская ССР — 229; 6. Украинская ССР — 218 очков.личеству начисляемых очков, решающие этапы предстояли в следующие два дня, причем один день отводился для соревнований на грузовиках, а другой — на легковых машинах. Один за другим выходят спортсмены на старт скоростного маневрирования и экономичного вождения грузового автомобиля. Наибольший интерес вызывает выступление спортсменов Российской Федерации, Украины, Латвии, Эстонии, которые на первенствах страны неоднократно демонстрировали высокое мастерство. Однако на этот раз у команды Украины создалось сложное положение. Оба спортсмена потерпели неудачу на соревнованиях по гранатометанию, заняв лишь 11-е и 12-е места. Теперь, чтобы вырваться в число лидеров, им требовалась только победа. Но мастер спорта А. Лось и на скоростном маневрировании допустил немало огрехов. Наибольшего успеха здесь добились спортсмены Российской Федерации и Латвии. Наступил завершающий этап соревнований — на легковых автомобилях. На трассе кандидат в мастера спорта А. Павлов из Латвии. Он показывает высокий результат. Если учесть к тому же, что его товарищ по команде накануне занял третье место — значит. можно рассчитывать на успех. Хорошо выступил и представитель Российской Федерации. Шансы обеих команд становятся равными. Прошли трассу почти все сильнейнейшие многоборцы — и вдруг сенсация! Перворазрядник В. Юзбашьян из Узбекистана не получает ни одного штрафного очка и показывает хорошее время, израсходовав горючего меньше, чем другие. Однако это не повлияло на лидирующее положение команд РСФСР и Латвии. Теперь, вероятно, спор решен. И все же... Под занавес кандидат в мастера спорта В. Гогадзе безупречно проходит всю дистанцию и занимает первое место среди стартовавших на легковых автомобилях. Команда Грузинской ССР по числу очков догоняет спортсменов РСФСР и Латвии. В этих случаях по положению преимущество получает та команда, которая имеет лучший личный результат, а при равенстве этого условия решает преимущество в скоростном маневрировании. Так победили грузинские спортсмены. Финал Спартакиады по автомногоборыо прошел хорошо, без срывов. И все же в заключение хотелось бы сказать, что в зрелищном отношении эти соревнования очень проигрывают по сравнению с другими. Об этом уже говорилось не раз, в том числе и на пленумах ФАС СССР. Пора, видимо, пересмотреть программу многоборья, позаботиться о большей динамичности, привлекательности соревнований и для зрителей, и для самих спортсменов. 3. КОЛЯСИНСКИЙ, главный судья соревнований г. Ташкент Результаты финала VI Спартакиады народов СССР по автомногоборью и чемпионата страны Личный зачет. ГАЗ —24. 1. В. Гогадзе (Грузинская ССР); 2. А. Павлов (Латвийская ССР); 3. В. Юзбашьян (Узбекская ССР); 4. Н. Любимов (Украинская ССР); 5. У. Армей (Эстонская ССР); 6. В. Сергеев (РСФСР). ГАЗ —51: 1. В. Сенин (РСФСР); 2. Р. Авагян (Армянская ССР); 3. X. Яновские (Латвийская ССР); 4. К. Вирк (Эстонская ССР); 4. А. Лось (Украинская ССР); 6. Р. Майсурадзе (Грузинская ССР). Командный зачет: 1. Грузинская ССР; 2. РСФСР; 3. Латвийская ССР; 4. Армянская ССР; 5. Украинская ССР; 6 .Эстонская ССР.АВТОМНОГОБОРЬЕСпортсмены, представляющие, бесспорно, самый массовый вид автоспорта — многоборье, собрались на финал VI Спартакиады и чемпионат страны в столице Узбекистана — Ташкенте. Сюда прибыли команды всех союзных республик. гг. Москвы и Ленинграда. И хотя в каждую из них входило всего два спортсмена (один стартует на грузовом автомобиле, другой — на легковом). состав финалистов неоднороден: чемпионы и призеры прошлых лет и тут же молодые водители, участвующие в соревнованиях такого ранга впервые. Три дня продолжались соревнования. Первый из них включал стрельбу и гранатометание. Среди тех, кто показал на старте высокие результаты. был один лишь из фаворитов — представитель команды Эстонии мастер спорта К. Вирк. Он выбил 93 очка из 100 возможных. Такой же результат у кандидата в мастера спорта В. Острикова из Казахстана. В гранатометании лидировали перворазрядник Ю. Шапошников (Казахская ССР) и член сборной Латвии, кандидат в мастера спорта Я. Межецкис. Но при всей значимости первых двух элементов многоборья результаты, показанные здесь, можно было рассматривать только как .заявку. Наиболее весомые по ко26ВАЗ —2103) и X («Волга» ГАЗ —24) первой группы. Спортсмены, выступавшие в седьмом классе, вышли на старт последними, но наш короткий отчет мы начнем с них, потому что этот заезд принес самую большую неожиданность. Он закончился подлинным триумфом мастера спорта из Литвы В. Вайшвилы, который с первого же круга оторвался от своих соперников и никому не дал себя обойти. Ближе всего к этой цели был москвич мастер спорта международного класса Ю. Козлов, но все его попытки оказались безуспешны. ми. Поначалу многие надеялись, что первая скрипка в этой гонке будет принадлежать спортсменам-тольяттинцам, среди которых были члены сборной страны, однако они выступили явно ниже своих возможностей. В. Вайшвила в этом классе стал чемпионом Спартакиады. Нетрудно себе представить, как радовался гонщик своему успеху. Это его первая золотая медаль, к тому же на таких ответственных соревнованиях. А вот его земляки испытывали двойное чувство. Им было приятно, что Вайшвила показал высокий результат, и вместе с тем обидно — новоиспеченный чемпион не входил в состав команды Литвы. Тот же, на кого возлагались надежды, принес ей почти в три раза меньше очков. Еще больший просчет допустили тренеры при комплектовании сборной Москвы. Один из сильнейших кольцевиков, чемпион нынешнего года на специально подготовленных стандартных автомобилях Ю. Теренецкий выступал на «Москвиче412». Между тем опыт показал, чтц на соревнованиях в восьмом классе преимущество имеют волжские машины. У Теренецкого поэтому было мало шансов попасть в число призеров на стандартном «Москвиче». Но ему и без того не повезло — машина перевернулась, и он оставил трассу. Как выяснилось, если бы Теренецкий финишировал хотя бы и не в числе лидеров, то команда Москвы получала право занять высшую ступень пьедестала почета. Тщательно подбирали состав сборной тренеры Латвии и не ошиблись в расстановке сил. Мастера спорта А. Дамбис, В. Мелнбардзис и В. Белмерс вывели команду на первое место. Неожиданными для многих оказались результаты заводских спортсменов. Они не смогли сохранить прошлогодние позиции. Ни один из них не стал чемпионом страны на стандартных автомобилях. Вазовец Ю. Крюков был лишь шестым в седьмом классе. В восьмом гонщики того же завода, мастера спорта Э. Пистунович и С. Аникин заняли второе и третье места, пропустив известного литовского гонщика В. Олека. Интересно проходила борьба между ним и Э. Пистуновичем. Двенадцать кругов лидировал Пистунович. Литовский спортсмен шел вслед за ним, словно присматривался, а на тринадцатом круге обошел и финишировал первым. В десятом классе горьковчанин Н. Елизаров был третьим. Более высокие результаты показали братья Ю. и В, Белмерс из Латвии. Среди спортсменов, выступавших на «волгах», им не было равных. Соревнования показали возросшее мастерство молодых гонщиков. г. Киев спецкор «За рулем»В. симонян,Результаты финала VI Спартакиады народов СССР по кольцевым автогонкам и чемпионата страны Личный зачет. VII класс (ВАЗ —2101): 1. В. Вайшвила (Литовская ССР); 2. Ю. Козлов (Москва); 3. И. Кобылянский (Белорусская ССР); 4. Ю. Серов (Украинская ССР); 5. Н. Кирпичников (Москва); 6. Ю. Крюков (РСФСР). VIII класс («Москвич — 412», ВАЗ —2103): 1. В. Олека (Литовская ССР); 2. Э. Пистунович (РСФСР); 3. С. Аникин (РСФСР); 4. А. Коовит (Эстонская ССР); 5. В. Мелнбардзис (Латвийская ССР); 6. В. Анкуда (Белорусская ССР). X. Класс («Волга»): 1. Ю. Белмерс; 2. В. Белмерс (оба — Латвийская ССР); 3. Н. Елизаров (РСФСР); 4. А. Замыслов (Москва); 5. С. Швечков (РСФСР); 6. В. Стариков (Ленинград). Командный зачет: 1. Латвийская ССР; 2. Литовская ССР; 3. Москва; 4. Украинская ССР; 5. Белорусская ССР; 6. РСФСР.КОЛЬЦЕВЫЕ АВТОГОНКИФинал VI Спартакиады народов СССР по кольцевым автогонкам состоялся на новой киевской трассе и разыгрывался на стандартных автомобилях классов VII (ВАЗ —2101), VIII («Москвич — 412» и