конца улицы, вот-вот уже вылезу на перекресток, — а он молчит, не говорит, куда дальше. Оказывается, все очень просто: выезжаем на улицу с односторонним движением, а я опять знак проглядел! '•— Знаки, — сказал как-то мастер после очередного моего промаха, — вешают вовсе не для того, чтобы улица стала красивее, а для того, чтобы каждый водитель знал, что он может или обязан делать, а чего не может и не должен. Я тебе так посоветую. Ты попробуй, когда идешь по улице по своим делам, обращай внимание на знаки. Увидишь какой — и сразу про себя: «называется так-то, действует на...» — Буквально через неделю уже ни одного не пропустишь, сами будут в глаза лезть. Я сначала посмеялся — чудно это показалось. А потом попробовал — и сам удивился! Действительно, недели не прошло — и эти самые знаки я стал за квартал замечать. Даже интересно. Суворов только заикнется: «Внимательнее...» — а я уже: «Вижу, предписывающий знак 3.1, обязаны повернуть направо». Еще в тех первых выездах Иван Георгиевич любил гонять меня по узким переулкам. Вроде, и движение небольшое, и пешеходов мало, — а уж наработаешься до пота. Руль вправо, руль влево, третья передача, руль... тормоз... газ — и так без конца. И при этом Суворов очень следил за тем, как я проходил повороты. Не дай бог наехать правым колесом на бордюрный камень! Иван Георгиевич это квалифицировал однозначно: «Ты задавил человека». Спорить бесполезно — задавил и все. — При повороте направо надо держаться не ближе метра от бордюра, — учил Иван Георгиевич. — А начинать поворот нужно, когда правая стойка кабины будет на уровне бордюра. Тогда колеса пройдут чисто. А при левом повороте никогда не «режь углы» — обязательно выезжай на середину перекрестка, и только после этого поворачивай. Гарантирую, что на встречной полосе не окажешься... И еще очень строго требовал дядя Ваня (а мы между собой иначе его и не называли), чтобы я соблюдал «рядность» и вообще держался на дороге как можно правее. — Твое место — в правом ряду! Левее можно выезжать только для обгона или объезда. В городе скорость ограничена, значит обгонять вряд ли кого придется. А вот объезжать автобус, троллейбус, или какой другой автомобиль, стоящий у тротуара, придется довольно часто. Это нужно уметь делать... Вот опять ты чересчур увлекся, прими в сторонку! Пока ты не чувствуешь габаритов машины, ориентируйся по ребру на капоте. Со своего места смотри на его переднюю кромку и «держи» ее примерно в полуметре от края дороги — как раз получится то что надо. А захочешь остановиться — и тут это ребро поможет. Если оно «совместится» с линией бордюра или обочины — значит, машина встала хорошо. Что ж, наверное, правильно он учит меня. Совсем недавно казалось, что не постигну эту науку. А сейчас езжу. И чувствую, как с каждым днем прибавляется уверенности и крепнет привязанность к нашему «газику». Б. ФЕДОРОВСПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАКАК БЫТЬ СО СТАРЫМИ МАШИНАМИВ редакционной почте есть письма от начальников автошкол ДОСААФ, в которых ставится вопрос о том, как поступить с легковыми учебными автомобилями устаревших, снятых с производства и снабжения моделей. «Многие из них,— читаем в одном письме,— выработали установленные межремонтные нормы пробега, ремонтные же заводы эти автомобили не принимают. Что с ними делать?» Бюро президиума ЦК ДОСААФ СССР 23 мая 1975 года приняло постановление, в котором указывается, что легковые автомобили «Москвич» моделей «400», «401», «402», «403», «407», ГАЗ —20, ГАЗ — 72. ГАЗ —12, ЗАЗ —965. «Шкода-1201» и их модификации, а также другие устаревшие и снятые с производства машины, в том числе «Москвич — 408», ГАЗ — 21 «Волга». находившиеся в эксплуатации до поступления в организации ДОСААФ, могут быть списаны. Порядок списания определен приказом председателя ЦК ДОСААФ СССР № 39 от 18.6.1972 г. Агрегаты, узлы, механизмы и детали списанных автомобилей «Москвич —408», ГАЗ —21 «Волга» рекомендуется использовать для оборудования учебных классов штатных организаций ДОСААФ. Узлы, детали, механизмы от других, перечисленных выше автомобилей должны быть переданы безвозмездно первичным организациям оборонного Общества и спортивно-техническим клубам при них для укрепления учебной базы.ЕСЛИ ЛОПНУЛ ТОРМОЗНОЙ ШЛАНГНа всех «жигулях» тормоза имеют раздельный привод. Но вот лопнул один из тормозных шлангов, и кажется, будто тормоза вообще не работают. Так ли это? — спрашивают киевлянин Г. Тураев, Ю. Бергер из Тулы и другие автолюбители. Отвечают специалисты Волжского автозавода. Раздельная тормозная система автомобилей ВАЗ обеспечивает независимую работу передних и задних тормозов. В описанном выше случае отказывает лишь один из контуров системы. Но при этом свободный ход педали тормоза увеличивается. а эффективность тормозов несколько ухудшается. Все это и создает у водителя иллюзию полного отказа тормозов. По проведенным заводом испытаниям в случае отказа передних тормозов на ровной сухой дороге при скорости 80 км/час и усилии на педаль 50 кг тормозной путь автомобиля — не более 93 м (при исправных тормозах — не более 38 м). Поэтому, если у вашей машины вышел из строя один из тормозных контуров. рекомендуем не «подкачивать» педаль тормоза, как делают некоторые водители, а нажимать на нее ногой с максимально возможным усилием, чтобы эффективность тормозов была наибольшей.«ВОЗРАСТНАЯ» КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙРижанин В. Спрогис интересуется, как официально подразделяются в зависимости от года выпусна старинные автомобили. Международная федерация старинных автомобилей (ФНВА). недавно вошедшая в состав ФИА (Международной автомобильной федерации), в свое время ввела «возрастную» классификацию для машин постройки прежних лет. Она широко распространена во многих странах и предусматривает пять следующих классов: А — античные (здесь и далее — термины. применяемые официально ФИА). то есть постройки по 31 декабря 1904 года; В — ветераны, изготовленные в период с1 января 1905 года по 31 декабря 1918 года; С — давние, выпущенные с1 января 1919 по 31 декабря 1930 года. D — классические, построенные с1января 1931 года по 31 декабря 1940 года; Е — послевоенные, то есть выпуска с1 января 1941 года, но не моложе чем двадцатилетней давности. С 1976 года к этому классу будут относиться все автомобили. построенные по 31 декабря 1956 года. Остальные автомобили ФИА относит к современным.О РЕГИСТРАЦИИ БОКОВЫХ ПРИЦЕПОВ К МОТОЦИКЛАМЧитатель Ю. П. Логинов из Астрахани спрашивает, правильно ли поступает местная ГАИ, отказывая в регистрации купленного им бокового прицепа к «ИЖ — Планете-3». Отвечает сотрудник Управления ГАИ МВД СССР А. В. Маленин. В соответствии с общепринятой классификацией для удобства сравнения технико-экономических показателей все мотоциклы в зависимости от рабочего объема двигателя делятся на классы — 50, 125. 175, 250. 350. 500 750 см 3 . Цифры здесь обозначают предельный рабочий объем двигателя. Мотоциклы промежуточных3 кубатур, например 150 см-1 или 340 см , относятся к соседним, более высоким классам — в нашем примере «175» и «350». Таким образом, хотя у мотоциклов ИЖ —49. ИЖ —56 и «ИЖ —Планета» (всех модификаций) рабочий объем двигателя составляет только 346 см 3 , у «юпитеров» всех «поколений» на 1 «кубик» больше, 3 у ЯВЫ-350 всех выпусков только 344 см , а у 3модели 634-01 и того меньше — 343.47 см , все они входят в один класс — «350». С учетом этого новые Правила регистрации и учета автомототоанспортных средств (см. «За рулем». 1975. № 5, «Прошу поставить на учет») р азрешают регистрацию боковых прицепов к мотоциклам. относящимся к классу 350 см 3 . Это распространяется и на боковые прицепы, изготовленные самостоятельно, с выполнением всех технических требований. Не разрешается регистрировать боковой прицеп только к мотоциклу «ИЖ — Планета-спорт». Хотя рабочий объем его двигателя составляет 340 см 3 , а развиваемая мощность достигает 30 л. с , завод-изготовитель в инструкции по эксплуатации специально оговаривает это, у казывая , что рама мотоцикла не рассчитана на эксплуатацию с коляской.ЗАМЕНИТЕ ПРОКЛАДКУА. Вертепов из Московской области спрашивает, в чем может быть причина течи масла по болтам, стягивающим половины картера двигателя мотороллера «Вятка», и можно ли соединить катушки освещения генератора последовательно, чтобы получить напряжение 12 вольт для лучшего освещения. Отвечают специалисты завода — изготовителя мотороллеров. Течь масла по болтам может происходить из-за слабой затяжки гаек болтов, соединяющих кривошипную камеру, или повреждения прокладки картера возле них. При последовательном соединении катушек освещения (вместо параллельного) мощность цепи, несмотря на повышение напряжения, снижается. 29