Кто виноват?Без права на рискВодитель 6-го автобусного парка Москвы В. Пискарев предстал перед судом. Нет, он не совершил аварии, был абсолютно трезв. Он «всего лишь» был невнимателен при посадке пассажиров. Трогаясь от остановки в Огородном проезде, не заметил, что прищемил дверью ногу одного из пассажиров и, проволочив его порядочно по асфальту, причинил человеку, выражаясь языком протокола, телесные повреждения. Причина случившегося одна — невыполнение требований основополагающего правила перевозки людей, которое обязывает водителя «перед началом движения... убедиться в том, что обеспечены условия безопасной перевозки пассажиров» (пункт 147 Правил дорожного движения). Пришлось Пискареву держать ответ перед судом, а также возмещать нанесенный потерпевшему ущерб. Думаете, мы взяли на этот раз нетипичный случай? Ничего подобного, таких фактов достаточно, и они вызывают, конечно, тревогу. Поэтому нага разговор сегодня — с ""теми, кто трудится на пассажирских маршрутах. Спору нет, условия работы у этих водителей сложные, а потому и спрос" больше. И класс у них выше. Они же порой ведут себя так, как будто характер их работы дает какие-то преимущества перед остальными. То лихо отъезжают от тротуара или обочины, преграждая дорогу другим транспортным средствам и заставляя их водителей экстренно тормозить и маневрировать, то, сворачивая к остановке, даже не включают световые сигналы, словно все должны знать, что именно здесь посадочная площадка, и т. д., и т. п. Поговоришь с таким нарушителем Правил и нередко слышишь в ответ: «Мне должны уступать дорогу: у меня в машине люди!» Конечно, раз в машине люди, другие водители должны это принимать во внимание. Разумеется, по возможности. Но давайте подойдем к проблеме ис другой стороны. Именно потому, что в автобусах и троллейбусах перевозят, извините, не дрова, не металлолом, а десятки людей, водители их как никто другой должны быть внимательны и осторожны. Они не имеют права подвергать их жизнь опасности, не имеют права на риск. Вот об этом порой, увы, забывают. 24Показательно в этом смысле письмо, которое прислала в редакцию водитель троллейбуса из Стерлитамака М. Мерзлякова. С ней такая же история: начала движение, не увидев, что задней дверью зажата нога пассажира, пытавшегося в последний момент сесть в троллейбус. Так и протащила- его до следующей остановки. Теперь она сетует на то, что дорога была темная, на необходимость смотреть ив левое зеркало заднего вида, следить за штангами и проводами, а главным образом пытается обвинить в случившемся других. Во-первых, кондуктора: она, мол, дала уже сигнал к отправлению. Во-вторых, сами Правила дорожного движения, которые «не указывают, сколько раз я должна смотреть в правое зеркало заднего вида, прежде чем начать движение». Такое, на наш взгляд, можно написать только от безответственности. Сколько бы сигналов ни подавал кондуктор, управляет-то машиной водитель, ему и решать, можно трогатьсяили нет. Кнопку ведь нажать могут и случайно. Если же водитель лично не убедился в безопасности, значит он рискует, едет на авось, что, повторяем, недопустимо. Упреки в несовершенстве Правил просто несерьезны. Не хватало еще предписывать водителю, сколько раз надо взглянуть в зеркало, чтобы оценить ситуацию. Сколько надо — столько и смотри1 Но не действуй наобум, не полагайся на везение, на случай. Ты в машине не один, тебе доверили жизнь десятки людей. Они верят в тебя, в твое мастерство и благоразумие. В мастерстве водителей у нас нет оснований сомневаться, а вот благоразумия некоторым не хватает. Прошлой зимой, например, московский водитель М. Кравцов в простой сравнительно ситуации, поворачивая направо с улицы Руставели, не снизил до необходимых пределов скорость. А был гололед. Автобус, естественно, занесло на левую сторону, по которой навстречу ему двигался огромный КрАЗ.