В гостях у профессионаловВ редакционной почте немало писем, в которых читатели (И. Юконис из Вильнюса, В. Сергиенко из Ленинграда и другие) просят рассназать о зарубежном автомотоспорте, ведущих гонщиках, методах их подготовки к соревнованиям. Думается, что в этой связи представят интерес заметки участника ралли «Лондон — Сидней» и «Лондон — Мехико» заслуженного мастера спорта, ныне тренера В. ЩАВЕЛЕВА, познакомившегося в минувшем году с деятельностью школы гонщиков в Англии и опытом ведущих раллистов в Финляндии, где он побывал в составе делегации советских спортсменов. Нам не делали скидок на наш опыт и тоже предложили обуздать автомобиль на этой площадке. И знаете, вначале чувствовали некоторую неуверенность. И только со второй-третьей попытки действовали вполне четко. Кстати, через несколько дней, наблюдая соревнования на «кольце», мы увидели, насколько ценны те навыки преодоления неожиданного заноса, которые прививают в школе. В группе мчавшихся автомобилей один вдруг потерял управление и, казалось, вот-вот должен был вылететь с трассы. В какие-то мгновения гонщик вывернул автомобиль и остановился прямо по движению. Школа дала себя знать. Дальнейшее знакомство с подготовкой гонщиков проходило на «кольце» «Бренде Хэтч». Здесь имеются несколько серийных «фордов-эскорт-1600» и «формул» (гоночных машин). Занятия ведут действующие гонщики, имеющие большой опыт выступлений в соревнованиях различного ранга. С нами занимался один из них — Д жон Стивенсон, считающийся в школе лучшим инструктором. Нас познакомили с особенностями трассы, сигнализацией, способами прохождения поворотов. Интересно, что при движении на «кольце» нужно всегда идти прямо на ориентир — рекламу, будку и т. д., — расположенный, как правило, в начале поворота. Достигнув одного из них, сразу же направляешься к следующему ориентиру. По всей трассе инструкторы внимательно следят за каждой машиной. Их указаниям полагается подчиняться беспрекословно. Теоретические занятия включали способы прохождения поворотов. В школе исповедуют два способа: быстрое вхождение и медленный выход; медленное вхождение и быстрый выход. В любом случае автомобиль перед поворотом должен быть с незаблокированными колесами, то есть торможение уже завершено. Очень важно даже на поворотах находить прямые участки — это наиболее быстрый способ прохождения. Тормозить надо ритмично и импульсивно: нажал — отпустил. Причем один из основных методов торможения таков: одна нога носком нажимает на педаль «газа», а пяткой •.— на педаль тормоза. Инструкторы рассказали нам, что особое внимание они уделяют положению рук на руле (ни в коем случае нельзя перебирать ими «баранку») и плавности выполнения всех операций. Не должно быть ни рывков, ни резких торможений, сопровождаемых визгом колес. Признак мастерства гонщика — это способность печатать круги секунда в секунду. Потом начались практические занятия. Д. Стивенсон с каждым из нас проехал по нескольку кругов и показал все то, о чем рассказывалось раньше. Наступила наша очередь сесть за руль. Прежде всего мы прошли специальныйТам, где готовят гонщиковЗа многие годы выступлений в автомобильных соревнованиях мне довелось повидать свет, познакомиться с ведущими зарубежными гонщиками, наблюдать их в деле — на трассах ралли. Но вот о том, как они готовятся к стартам, о системе воспитания мастеров высшего класса — об этом приходилось только слышать. Поездка в Англию и Финляндию во многом восполнила пробел. В Англии несколько частных школ по подготовке гонщиков. Нам предстояло познакомиться с одной из них — базирующейся на кольцевой трассе «Бренде Хэтч» примерно в 37 милях от Лондона. На этой трассе, имеющей два варианта «кольца», ежегодно проходит до 60 различных соревнований, в том числе этап чемпионата мира на машинах формулы 1. Малое кольцо протяженностью около двух километров ежедневно используется для обучения и тренировок начинающих гонщиков. Сразу отмечу: тем, кто желает приобщиться к секретам скоростного вождения машины, приходится платить владельцу школы солидные суммы, так что удовольствие это весьма дорогое и далеко не всем по карману. Первоначальный курс обучения проходит неподалеку от стадиона «КристаллПалас», где давался старт ралли-марафону «Лондон—Сидней». Рядом находится осушенный водоем, на дне которого указателями и ориентирами образованы улицы и перекрестки, оборудована трасса для различных упражнений, схожих с нашей «фигуркой». Впрочем, очень скоро, здесь же, мы увидели существенные отличия в требованиях, которые предъявляются к водителю-новичку. Речь идет о немедленном знакомстве каждого с управляемым заносом. Для этого на дне водоема отведена специальная площадка, покрытая жидкостью типа эмульсии, которая уменьшает сцепление колес с асфальтом. Посадив за руль очередного начинающего водителя, инструктор разгоняет автомобиль и, въехав на площадку, резко осаживает его ручным тормозом. Машина начинает вертеться волчком. Вот тут и надо уловить момент, чтобы не только выправить потерявший управление автомобиль, но и остановить его строго по ходу движения или развернуть на 180 градусов. И ни в коем случае не поперек. Смысл очевидный: при такой остановке после заноса водитель, во-первых, не так мешает идущим сзади машинам и, во-вторых, видя возможную опасность, может быстро, без маневра съехать на обочину. Важно то, что с самым опасным врагом любого сидящего за рулем — неожиданным заносом здесь знакомят (и не только знакомят, а учат борьбе против него) с первых же часов самостоятельной езды. 36тест. Во время движения по трассе на серийном «Эскорте» инструктор на листе бумаги, где был перечень всех возможных неправильных действий со шкалой пенализации, отмечал наши ошибки. Причем фиксировались даже незначительные огрехи. Отсчет шел от 100 очков. К финишу каждый из нас потерял по 20—30 очков. Правда, нужно учесть, что многие ошибки мы допустили из-за того, что вели автомобиль с непривычным для нас правым расположением руля. Немного пообвыкнув, проходили трассу значительно чище. Испытаний было много. Особенно запомнилось то, в котором проверялась способность выдерживать на каждой из передач заранее заданные обороты двигателя. Для этого на тахометре устанавливалась специальная стрелка-фиксатор, выполнявшая роль «доносчика». Чуть перекрутил двигатель — она тут же смещалась с нужного деления. В этом случае приходилось добровольно останавливаться, чтобы инструктор, пожурив тебя, передвинул ее на прежнее место. Грубейшей ошибкой считается, если сдвиг стрелки обнаружен на финише,— значит, водитель не следит ни за оборотами, ни за показаниями тахометра. На этой трассе мы ездили на серийных и гоночных автомобилях с засечкой времени и свободным режимом движения. А затем был устроен заключительный заезд, в котором мы стартовали вместе. По окончании этого короткого курса каждому из нас выдали свидетельство, подтверждающее обучение в школе. В нем же сказано о присвоении звания гонщика. В конце пребывания в Англии мы присутствовали на международных соревнованиях на «кольце» «Сильверстон», где разыгрывались призы одной из английских газет. В программе были заезды для автомобилей разных групп и кубатур, а гвоздем ее явилась гонка в формуле 1. Организаторы пригласили многих известных спортсменов, в том числе Н. Лауду, Э. Фиттипальди и других претендентов на титул чемпиона мира. Это, конечно, эффектное зрелище. На повороте перед финишем, где мы стояли, автомобили развивали скорость до 260 км/час. Сорок кругов быстрее всех закончил Лауда, всего около пяти метров проиграл ему Фиттипальди. Кстати, в этих гонках мне понравилась одна деталь. После того, как все машины выстроились на старте, гонщикам давалось право пройти один прогревочный круг. Судейская машина следует при этом позади участников, предоставляя им полную свободу в выборе скорости. На наших же автомобильных и мотоциклетных соревнованиях начальник дистанции возглавляет гонщиков. Неизбежный при этом невысокий темп приводит только к забрызгиванию свечей зажигания. Для меня, инженера московского автозавода имени Ленинского комсомола, особый интерес представило посещение фирмы «Пайпер», занимающейся подготовкой гоночных и спортивных автомобилей второй группы к соревнованиям и выпуском запасных деталей к форсированным двигателям. В этом деле специалисты фирмы добились значительных достижений. Улучшая процессы впуска и выпуска, применяя детали из' особых сплавов и многое другое (это уже отдельная тема), они в итоге снимают с литра рабочего объема 100 л. с. Если суммировать впечатления, полу-