СТАТИСТИКА ДОРОЖНЫХ ТРОИСШЕСТВИЙИнформирует ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССРКомплекс причин и условий возникновения аварийных ситуаций на дорогах многообразен, и, чтобы успешно бороться с ними, надо отчетливо представлять себе, где, когда ив чем проявляются эти отрицательные факторы, каков их характер и степень опасности. Оценивая ее, мы часто спрашиваем: а что говорит на этот счет статистика дорожных происшествий? Язык цифр бесстрастен и объективен. Статистический анализ показывает истинное положение дел. Вместе с тем статистика дает богатую пищу для размышлений, для профилактической работы. Основываясь на статистических материалах, принимает решения по организации движения Госавтоинспекция, свои меры ищут дорожники, руководители транспортных организаций. Но сейчас этого мало. При нынешних масштабах автомобилизации борьба с аварийностью становится делом широкой общественности, каждого, кто связан с автомобилем, с мотоциклом, то есть каждого водителя. Исходя из этого, редакция решила открыть в журнале новую рубрику — «Статистика дорожных происшествий». Вести ее на наших страницах будет аналитический отдел ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССР.Печально, но факт: в Казахской и Латвийской ССР, Краснодарском крае, Иркутской области и во многих других местах причиной примерно половины всех аварий по вине индивидуальных владельцев транспортных средств является опьянение. Более того, эти водители, управляя автомобилем или мотоциклом нетрезвыми, становятся виновниками дорожных происшествий чаще, чем все другие. Не улучшилось положение дел ив минувшем году. Если принять весь прирост дорожных происшествий по вине нетрезвых водителей в первом его полугодии в тех местах, где количество таких ДТП увеличилось, за 100%, то 73 % придется на долю индивидуальных владельцев автомобилей и мотоциклов. В автотранспортных предприятиях многих министерств и ведомств работа по предупреждению случаев управления автомобилями в состоянии опьянения дала свои плоды: аварийность по этой причине здесь заметно сократилась. Однако среди индивидуальных владельцев алкоголь и сегодня основной фактор, вызывающий аварии. Доля ДТП по вине пьяных водителей индивидуальных транспортных средств в 1974 годув % от всех ДТП по вине индивидуа льных владельцев 42.0 42,8 47,7 45.6 55,2 38,7 в % от всех ДТП по вине пьяных водителей 70,1 66.9 64,9 64.7 56,3 50,6Водитель грузовика принял меры к предотвращению столкновения, но не все от него зависело. В аварии один пассажир автобуса погиб, двенадцать получили разной степени телесные повреждения. А вот летний случай. В. Коноваленко, подъезжая на автобусе к нерегулируемому железнодорожному переезду, увидел приближающийся маневровый тепловоз. Водитель имел полную возможность остановиться, но решил проскочить. Рискнул! В результате несколько пассажиров оказались в больнице. Так ездить никому нельзя, и водителям общественного транспорта прежде всего. Их просчеты несравнимо опаснее, чем возможные ошибки других водителей. Народная мудрость гласит: «Семь раз отмерь — один отрежь». Эти слова как нельзя лучше подходят в качестве вывода из наших примеров. В. ПЕЧЕРСКИИ, старший научный сотрудник ВНИИ судебных экспертизПо-прежнему одним из основных факторов, отрицательно влияющих на уровень безопасности дорожного движения, является управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. При этом низкую дисциплину, безответственность чаще демонстрируют автолюбители. Даже в тех республиках, краях и областях страны, где в целом отмечено снижение или стабилизация такого рода происшествий, эта тенденция не проявляется, к сожалению, в динамике аварийности по вине пьяных владельцев индивидуальных автомобилей. Вот каково положение в регионах, особенно неблагополучных в этом отношении. Динамика ДТП по вине пьяных водителей индивидуальных автомобилей в % к 1971 годуРегион Казахская ССР Челябинская область Латвийская ССР Краснодарский край Свердловская область Горьковская область 1972 г. 1973 г. 1974 г. 121,0 120,0 140,9 113,6 88,6 91,7 154,8 101,7 129.5 128,8 103.8 106,3 204,5 186,7 175.0 172,8 143,0 133,3РегионКраснодарский край Латвийская ССР Челябинская область Свердловская область Иркутская область Казахская ССРВидимо, находятся еще водители, полагающие, будто спиртное в малых дозах не сказывается на безопасности дорожного движения. Это ошибочная и вредная точка зрения. Статистические данные и специальные исследования с участием медиков говорят о том, что водители даже в легкой степени опьянения совершают дорожно-транспортные преступления в 2,5—3 раза чаще остальных. Вот почему этому самому опасному по своим последствиям нарушению Правил дорожного движения не только органы ГАИ, но и вся общественность, и прежде всего общества авто- и мотолюбителей, каждый водитель, должны объявить непримиримую, не знающую никаких исключений борьбу. 2S