Четыре золотых, четыре серебряных и четыре бронзовых медали, два комплекта серебряных наград и один бронзовый а командных соревнованиях — т а ­ ков итог пятилетних выступлений советских мотоциклистов в чемпионатах ми ­ ра по гонкам на льду и спидвею. Много это или мало? Односложно ответить трудно. Много, если говорить только о мотогонках на льду. В спидвее же результаты наши куда снромнее. Наверное, надолго останется в памяти десятков тысяч зрителей, заполнявших трибуны московского стадиона «Динамо», и миллионов телезрителей триумф советских «ледовиков» в прошлогоднем чемпионате мира. Они завоевали первые шесть мест! Такого не бывало за всю десятилетнюю историю мировых первенств. Зарубежные специалисты потом единодушно отмечали, что советские гонщ ики показали великолепную технику езды на очень сложной, мягкой ледяной дорожке. Нам же , тренерам, было особенно приятно от сознания того, что всегда болезненный процесс — смена поколений — в нашей сборной закончился успешно. В самом деле, из ветеранов сейчас в большом спорте остался, пожалуй, лишь В. Цыбров. На смену Б. Самородову, Г. Кадырову и другим известным мастерам, принесшим славу советской мотоциклетной школе, пришли С. Тарабанько, С. Казаков, В. Чапало, В. Распопин, с именами которых любители спорта связывают будущие победы на ледовых треках. Мы уверены, что они будут, хотя перед молодыми гонщиками стоят трудныезадачи. В ближайшие годы главные события в мировых чемпионатах, видимо, пройдут на искусственных дорожках Голландии, Ф ранции , ФРГ. Во всяком случае, зимний спидвей стал настолько популярен, что федерации мотоспорта многих стран Европы уже сделали заявки на проведение отборочных и финальных соревнований. Опыта же выступлений на искусственных конькобежных дор ожкахс длинными прямыми икрутыми поворотами унаших ребят еще недостаточно. К сожалению, нет пока возможности использовать такие стадионы, к ак знаменитый «Медео», для тренировок советских «ледовиков». Вполне вероятно, что нас ждути другие сюрпризы. У же известно: голландский гонщик Р. Тайс, которого москвичи запомнили по успешному выступлению в прошлогоднем чемпионате, ныне будет стартовать на мотоцикле, оснащенном английским 58-сильным двигателем «Вейслейк». Подобные моторы могут появиться иу других наших соперников. Т ак обстоят дела у «ледовиков», которым предстоит удержать завоеванные позиции. Иные задачи у мастеров советского спидвея. Им ни разу не покорился мотоциклетный олимп. Правда, во времена Плеханова, Самородова, Куриленко было одержано немало ярких побед, но золотых среди них не было. К ак это ни печально, но до сих пор мы уступаем нашим главным соперникам — л учшим профессиональным гонщ икам Англии, Новой Зеландии, Ш веции , Дании по ряду главных показателей: технике старта, т актике , стабильности вы-Шесть этапов — шесть серьезных испытаний прошли советские картингисты в минувшем году в соревнованиях на Кубок дружбы социалистических стран. На финише от команды Чехословакии, занявшей первое место, нас отделяло всего одиннадцать очков. За последние годы таких результатов мы не добивались. Мы серебряные призеры. Теперь можем с полным основанием бороться за золото — цель близка. Да и личные результаты наших картингистов на ряде этапов радуют. Было время, когда мы значительно отставали от гонщиков ГДР. Все последние годы основными нашими соперниками были уже картингисты Чехословакии. И можно без преувеличения сказать, что ныне за Кубок боролись равные по силам мастера микроавтомобиля — команды ЧССР и СССР. Советские картингисты из шести этапов выиграли три . На втором соревновании, состоявшемся в нашей стране, высокий класс езды продемонстрировал М. Рябчиков, который обошел лучших гонщиков Чехословакии Франтишека Дыкаста, братьев Павла и Зденека Кыселы. На третьем этапе в Венгрии П. Бушланов был на третьем месте, а на шестом — в Болгарии первые три места заняли А. Мирзоян, М. Густешов, П. Бушланов.Что же помогло команде, два года назад безнадежно отстававшей от лидеров, обрести силы и опыт? Серьезная перестройка тренировочного процесса, новые принципы отбора кандидатов в сборную. Состав ее за последнее время коренным образом изменился. Изменилась итехника , методы ее подготовки. Раньше микроавтомобили гонщиков ГДР и особенно Чехословакии значительно превосходили наши . Сейчас дела обстоят иначе. Мы отказались от многолетней практики , когда спортсмены получали серийные заводские карты и сами готовили их. Это, к ак выяснилось, ненадежный способ. Ныне ленинградский опытный экспериментальный завод ДОСААФ делает специальные карты Для сборной команды, а повышением мощностных показателей чезетовских двигателей занимается Мосновский автодорожный ин ­ ститут. К акяуже говорил, серьезные изменения претерпела система тренировочных сборов. Они проходят теперь на нескольк их картодромах так , чтобы можно было освоить разные по конфигурациии покрытию трассы и одновременно стартовать в двух-трех соревнованиях, предш ествующих первенствам республик и страны. Особое внимание обращается на отработку отдельных элементов — стар-Хроника пятилеткиФ Введена в строй первая очередь трассы для кольцевых гонок на окраине Кнева. Длина одного ее круга составляет 4460 метров. Уже действуют боксы для механиков и тренеров, гостиница, два судейских павильона. В дальнейшем комплекс будет расширяться — намечено соорудить гаревый мототрек с мотобольным полем, картинговую трассу. ф За пять лет наши автомобилисты установили 14 всесоюзных рекордов, мотоциклисты — 2. В числе рекордсменов харьковчане В. Лорент, Ю. Стебченко, В. Гаврилов. В. Капшеев, москвичи И. Тихомиров, Ю. Лесовский. 34ДОСААФХроника пятилеткипионов — представителей Советского Союза. В 1974 году на мировом первенстве в классе 250 см 3 победил ленинградец Геннадий Моисеев. ф Наши раллисты в 1971 году дебютировали в популярных на Западе соревнованиях «Тур Европы». Первая проба сил оказалась победной: два главных приза — золотой и серебряный кубки выиграла команда на машинах «Москвич—412». Этот успех был повторен еще дважды — в 1973 году оба кубка достались команде Волжского автозавода, а в следующем сезоне — вновь АЗЛК.ф С 1971 года по 1 июля 1975 года в нашей стране проведено 170 336 автомобильных и 166 190 мотоциклетных соревнований. В них участвовало 3 794 054 автомобилиста и2 962 173 мотоциклиста. За это время в мотоспорте было подготовлено 445 584 разрядника, 728 мастеров спорта, 27 мастеров спорта международного класса. В автоспорте эти цифры соответственно 933 940, 184 и 15; три человека удостоены звания заслуженного мастера спорта. ф Одно из сложнейших соревнований — личный чемпионат мира по мотокроссу. Его история знает двух чем