18
19
КЛУБАВТОЛЮБИТЕЛЬ140Как моют автомобиль? Странный вопрос, не правда ли? Берут ведро, тряпку — и, как говорится, вперед... Нет, ничего странного. Чтобы надолго сохранить блеск и чистоту краски, защитить ее, существует целый арсенал современных химических средствдесятки моющих, восстанавливающих, полирующих, консервирующих и всяких других препаратов разработаны и производятся нашей химической промышленностью. О том, что предлагает отечественная автомобильная косметика, нам расскажут на сегодняшнем заседании «Клуба» главный конструктор проекта ГОСБ химической промышленности С. И. БЛАЖИС и заведующий лабораторией полирующих препаратов М. Ф. МЕЧИНСКАС. Речь пойдет только о тех препаратах, которые предназначены для «внешнего» ухода за кузовом машины. Об антикоррозионных мастиках и ряде других средств уже рассказывалось в журнале, частью эти темы намечены на будущее.Разработано, проверено, рекомендованоВрагов немало: грязь и копоть,, внедряющиеся в микропоры краски; химические «атаки» сернистого газа, содержащегося в атмосфере городов, и солевого раствора с дороги; песок и мелкие камешки, которые летят из-под колес и сбивают эмаль; солнечная радиация, которая меняет ее оттенок; колебания температуры, дождь, туман, мороз, вызывающие ее потускнение, трещины, отслоения... А затем приходит коррозия, разъедающая металл кузова — самой дорогой и дефицитной части вашего «Москвича», «Запорожца» или «Жигулей». Противопоставить им надо своевременную и правильную мойку, чистку, полировку и консервацию кузова. Начнем с мойки. Не откладывайте ее надолго, не давайте грязи времени для того, чтобы проникнуть в краску. Мыть кузов лучше всего холодной или теплой (но не горячей!) водой с добавлением шампуня. Нельзя мыть машину струей воды под большим давлением или просто стирать с кузова пыль и грязь всухую. В продажу поступают «Шампунь концентрированный» (ТУ 6-15-07-4-73, цена 80 коп.), «Средство для мытья автомобилей» АМ-1 (МРТУ 6-15-880-69) и «Шампунь пенный» (ТУ 02-13-28-72, цена 60 коп.). Последний — в аэрозольном баллончике. Эффективность их очень высока. Способ употребления указан на этикетке. Шампунь или автомыло (АМ-1) плюс вода — и кузов чист, краска блестит. Недопустимы «препараты» вродесоды, керосина, бензина, нежелательны и стиральные порошки на щелочной основе (можно применять, да и то с оговоркой, лишь те порошки, на этикетках которых есть рекомендация «для мытья автомобилей»). Летом мыть кузов нужно в тени, а зимой не следует выезжать после мойки из помещения до полного высыхания. Битумные, жировые и масляные пятна водой не смываются. Даже с шампунем. И не пытайтесь стереть. Чтобы снять их, нужен очиститель. Без него никакие тряпки или губки не помогут, а бензин или керосин, как говорилось выше, вредны для эмали сами по себе. Такой «Очиститель битумных, жировых и масляных пятен с лакокрасочной поверхности» вы можете купить в магазинах химтоваров. Одна из наиболее важных для сохранности краски ив то же время трудоемких работ «снаружи» кузова — полировка. Очистка некоторых загрязнений, не поддающихся другим способам удаления, сохранение и восстановление блеска краски, консервация — все это достигается, правда не без физических усилий, полировкой со специальными составами — полиролями. Несколько общих правил: не следует полировать нагретую на солнце машину, применять эти составы первые.'•'-?>'•авпvapklio payfrjjS y a!ymo prietf0' очистител» поверхн**!" двигател*КОНСЕРВАНТ•и***"**" три месяца после приобретения нового автомобиля или его окраски. Перед обработкой тщательно вымойте и высушите кузов. Состав наносите мягким тампоном и растирайте так, чтобы получить тонкий равномерный слой последовательно на небольших участках (препарат быстро высыхает ив таком виде трудно растирается). Полироли могут быть трех групп: для новых, частично потерявших блеск и для старых покрытий. Первые — хорошо очищают краску, придают блеск и создают глянцевую, устойчивую к воздействию атмосферы пленку. Применяют их от одного раза в две недели до раза в два месяца, в зависимости от марки полироля, погоды и условий хранения автомобиля. После полутора-двух лет эксплуатации, при частичной потере блеска, на машины хорошо действуют полироли второй группы. В их составе — небольшое количество абразива, который снимает неровности и тонкий слой окисленной краски, возвращая машине первозданный цвет. При значительном выцветании и потере примерно 40% блеска применяют, но не чаще чем раз в год, полироли третьей группы. Более крупный абразив в их составе служит тем же целям, что и мелкий «наждак» в полиролях второй группы. После обработки кузова полиролями третьей или второй группы нужно для блеска и консервации пройти по нему составом первой. Учтите, что еще более «грубые» шлифовочные пасты, которые иногда хорошо помогают при обработке кузовов, окрашенных нитроцеллюлозными эмалями (НЦ), непригодны для синтетических красок. Синтетика горячей сушки имеет поверхностный глянец, и, если стереть его пастой, блеск уже не восстановишь.А теперь назовем все эти препараты. Первая группа — составы, которые рекомендуется применять в начале эксплуатации. «Полироль» (ТУ 6-15-714-72, цена 80 коп.) и «Полироль-П» (ТУ 6-15-659-72, цена 1 руб. 15 коп.) выпускают в аэрозольной упаковке, что облегчает нанесение их на кузов. Первый — особенно рекомендуется для нитроэмалей. «Автоэмульсия» (ТУ 6-15-731-72, цена 34 коп.) — ее наносят два раза в месяц в первый год жизни машины. «Автовоск» АВ-70 (ТУ 61 ЭССР-295-70, цена 35 коп.) не только полирует, но и создает прочную водостойкую пленку на кузове. «Полироль консервирующий для новых покрытий» (ТУ 6-15-737-72, цена 43 коп.). Вторая группа. «Полироль консервирующий для обветренных покрытий» (ТУ 6-15-07-8-73, цена 60 коп.) и «Очищающе-полирующий состав» (ТУ 6-15-630-71, цена 60 коп.). Их пускают в ход по мере необходимости, но не чаще чем раз в три месяца. К третьей группе относится «Полироль для старых покрытий» (ТУ 6-15-916-75, цена 60 коп.), который хорошо очищает краску, но не обладает защитными свойствами и потому требует дополнительной обработки полиролями первой группы. Особую группу составляют «Паста шлифовочная» ВАЗ-1 (ТУ 6-10-1076-70, цена 67 коп.) и «Паста полировочная» ВАЗ-2 (ТУ 6-10-1078-70, цена 67 коп.). Эти составы содержат абразивы и предназначены главным образом для устранения дефектов меламидно-алкидных красок. «Полировочная вода № 1» (ТУ 6-10-1077-70, цена 50 коп.) выполняет ту же функцию на поверхностях, окрашенных синтетическими и нитроэмалями. Особо можно рекомендовать «Автополироли» с приставкой «консервирующий». Это наиболее эффективный отечественный препарат такого назначения, находящийся на уровне лучших мировых образцов. Из зарубежных назовем «Автобальзам», «Автоэмульсию» и «Моюще-консервирующее средство». Эти составы фирмы «Глобо» (ГДР) удаляют загрязнения, дают блеск и Образуют защитную пленку на краске. При длительном хранении автомобиля, особенно на открытой стоянке или в неотапливаемом' гараже, консервирующего действия обычных полиролей не всегда хватает. В этом случае советуем пользоваться специальными консервантами, одним из которых является упоминавшийся «Автополироль с высокими консервирующими свойствами». Хорош для этого и «Консервант» (ТУ 6-15-870-74, цена 82 коп.). Теперь скажем несколько слов об уходе за некоторыми деталями отделки, обивкой, пластмассовыми изделиями. Вы знаете, к ак ухудшается внешность машины, когда на буферах, молдингах, колпаках колес, элементах облицовки тускнеет хром, выступают сыпь и пятна ржавчины. Гальванические покрытия имеют очень малую толщину, и грубые абразивные пасты применять для их очистки нельзя. Здесь нужен специальный «Очиститель хромированных деталей» (ТУ 6-15-07-11-74, цена 20 коп.), который не только уничтожает ржавчину, но и создает на металле защитную пленку, не ослабляющую блеск хрома. Как заменитель этого препарата можно использовать зубной порошок с нашатырным спиртом. Но после обработки таким заменителем деталь придется дополнительно покрыть прозрачным бесцветным лаком. На зиму же полезно защитить декоративные детали тонким слоем технического вазелина. Чтобы надолго сохранить сочный черный цвет шин и уплотнителей стекол, защитить их от действия солнечной радиации и «заделать» мелкие трещинки в резине, покрывайте их «Защитно-декоративной краской для резиновых деталей» (ТУ 6-15-708-72, цена 2 руб.). А как быть с салоном? «Очиститель обивки» (ТУ 6-15-537-73, цена 50 коп.) поможет вернуть сиденьям, обивке потолка и дверей, панели приборов свежесть и чистоту. Предостерегаем от использования различных содовых растворов (стиральные порошки и т. п.) — они вызывают быстрое потускнение и разрушение кожзаменителей и пластмасс. И еще один состав, необходимый автомобилистам, — «Средство для мытья сильно загрязненных рук» (ТУ 6-15-07-2-73, цена 34 коп.). Оно легко отмывает сажу, ржавчину и другие нерастворимые в воде и недоступные обычному мылу загрязнения.